Слушая Шопена. 1. 03. 1810 - 17. 10. 1849

Людмила Дементьева
       1 марта 2020года исполняется 210 лет со дня рождения Шопена.

Скажите, почему, когда мы слушаем музыку Шопена, нами овладевают особые чувства? Она входит в нас, возрождая всё лучшее, пробуждая неодолимое желание слышать снова музыку, ставшую для нас необходимой, своей, родной. Не потому ли, что сам он, будучи совсем маленьким ребёнком, не мог сдержать слёз от этих трогательных звуков, - он плакал. А музыка в доме звучала постоянно: прекрасно пела или играла на фортепиано мама, добрая и деликатная пани Юстына. Или папа, француз Николай Шопен, человек богатой интеллектуальной культуры, играл на скрипке или флейте. Да и было ли время, когда в доме не звучала музыка? Сестра Изабелла тоже была музыкальна, а маленькая Эмилька даже писала стихи на польском  и на французском языках. Старшая Людвика стала его другом и свидетельницей всей его жизни. А был Фридерик одним из самых воспитанных людей в Европе.

И вот в такой семье, как в музыкальной шкатулке,( по – другому я сказать просто не могу), родился Фридерик. Жили Шопены в имении графа Скарбека в Желязовой Воле, где отец был домашним учителем. После рождения сына он получил место учителя в Варшавском лицее. Дом их считался необычным: так близки все были и понимали друг друга. Огорчало всех поначалу то, что Фридерик, как им казалось,не любит музыку. Всё изменилось, когда мальчик подрос. К пяти годам после занятий со старшей сестрой Людвикой он уже играл маленькие пьески. Тогда его учителем стал чешский музыкант Войцех Живный, прививший своему ученику любовь к классике.Особенно любим был Бах. Обучение шло так успешно, что в 7 (!) лет маленький пианист впервые выступил в Варшаве. Игра так понравилась, что имя его стало известным. А  полонез для фортепиано соль минор был издан. Признавая необычный рост мастерства Фридерика как исполнителя – пианиста, Живный отказался от занятий с ним, так как больше ничему научить его не сможет. К 12 годам Шопен не уступал лучшим пианистам Польши.

Как же обстояло дело с общим образованием? Фридерик был очень любознательным, обладал различными способностями.  С детства владел французским и немецким языками, живо интересовался историей своей любимой Польши, много читал, рисовал, особенно удавались ему карикатуры. Был в нём и талант актёра, обладал он блестящим юмором и иронией. Всё это проявилось в годы учёбы в лицее, где он обучался с 13 лет в течение трёх лет. А как он любил народную музыку! Мог подолгу простаивать под окнами дома, откуда слышалась народная песня. И не только слушал, но и сам участвовал в исполнении народных песен и плясок.

После лицея Шопен поступил в Высшую  школу музыки. Там его учителем стал польский пианист и дирижёр, ректор и профессор Института музыки и декламации Юзеф Эльснер (1769-1854), автор  опер, сонат, симфоний. Его имя занесено в нашу Музыкальную энциклопедию. Ко всем его данным я приписала: учитель Шопена. (Книга в нашей домашней библиотеке, потому и позволила себе такую вольность.) Поразила меня найденная среди записей педагога характеристика юного музыканта: «Изумительные способности. Музыкальный гений.»  Шопен был признан лучшим пианистом Польши. Зрелым стало и его композиторское мастерство. Он пишет два концерта для фортепиано с оркестром в 1929 – 1830г.г. Его новаторство в фортепианной музыке неоспоримо. Посчитайте, сколько всего ему лет! А концерты звучат и в наше время.

Несколько слов о лучшей его песенке «Желание», которую мне посчастливилось исполнять в юности. В ней  и солнце, и любовь, и вокализ, так любимый исполнительницами с лирическим сопрано. Во мне и сейчас  звучит: «Если б я солнышком на небе сияла, Я б для тебя, мой друг,Только и блистала»… Вы, дорогой мой читатель, наверняка поняли, что неспроста я об этом вспомнила. Вы правы! Пришло время любви! А любовь и создала эту песенку для студентки Варшавской консерватории певицы Констанции Гладковской. Давайте почитаем, как пишет об этом сам юный влюблённый в письме своему другу Войцеховскому:"...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним  уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало адажио моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе».

В 1829г. Шопен ненадолго ездил с концертами в Вену и имел большой успех. Ему советуют отправиться в длительное концертное турне. Осенью 1830г. он выезжает из Варшавы. Ему 20 лет. Он полон желания познакомить мир со своими сочинениями, но издатели печатали его произведения только бесплатно. А в Варшаве  началось восстание против самодержавия. Он решает вернуться в Польшу, но ему не советуют ни родные, ни друзья, боясь, что его там тоже начнут преследовать.

Осенью 1831г. Шопен прибыл  в место своего постоянного проживания – Париж. Как пианист он сразу "завоевал" его своим одухотворённым исполнением. Шопен был признан величайшим пианистом  Польши. Вот как пишет о его первом концерте его современник венгерский композитор, пианист и дирижёр  Ференц Лист (1811 – 1886), кстати, концертировавший  и в России в 1842, 1843, 1847г.г. «Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства,открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства". Его мелодии обладают певучестью, искренностью, они изящны, виртуозны.  В музыке Шопена воплощён богатый мир человеческих переживаний. 
Восхищение музыкой Шопена не разделяли только издатели: они по - прежнему издавали его произведения бесплатно. Он вынужден зарабатывать частными уроками по 5-7 часов в день. Только уроки обеспечивали его. Даже став композитором с мировым именем, Шопен вынужден был тратить время и силы на уроки с учениками.

Известность Фридерика Шопена растёт, расширяется круг его друзей – Лист,Гейне, Берлиоз,художник Делакруа, создавший самый лучший из его портретов, Роберт Шуман (1810 – 1856) – немецкий комозитор и музыкальный писатель. Именно он сказал о вариациях на тему из оперы Моцарта "Дон Жуан":"Шапки долой, господа, перед вами гений». Высокая оценка гения Шопена, отсутствие зависти, признание его таланта удивительно и для нашего времени. Польский поэт Адам Мицкевич стал близким другом своего соотечественника. Для него  Шопен мог играть по несколько часов.

Своей семьи у Шопена не было. Был только идеал женщины – Констанция  Гладковская и Мария Водзиньская. Ценил он в них  обаяние чистоты. Он даёт уроки музыки, принят в высшем свете. Проводит в нём много времени. Возвращается с вечеров поздно в пустые, изысканно обставленные комнаты. Шопен был замкнутым человеком.  Его жизненный девиз:"Неси в душе груз, теряй силы, но пусть никто не знает твоей ноши». Эта ноша – одиночество. На своём пути он встречает лишь двух людей, скроенных по его мерке, они могут понять его. Это Гейне и Делакруа. Лист, единственный биограф Фридерика Шопена, с которым он виделся ежедневно, писал, что Шопен превращался в зрелого человека в обстановке горького одиночества.
Шопен, создав в своём воображении идеал чистой женщины, не мог создать семьи и с Марией Водзиньской, её родители, богатые польские вельможи, не желали для своей дочери мужа, добывающего средства своим трудом. А в то время имя Шопена было уже всемирно известным. На письмах Марии к нему он написал:"Моё горе».

В Париже Шопен встретил Дельфину Потоцкую, свою первую парижскую дружбу и любовь. Ей он сделал два посвящения. Дельфина - красавица и опытная и страстная любовница. Но она не была "женщиной Шопена". Ему приходилось делиться ею с графом Флаолем и принцем Орлеанским. Холодно было ему в Париже.
 
В 1838г. Шопен через Листа познакомился с французской писательницей Авророй Дюдеван - Жорж Санд. «Апатична», - сказал он себе. И не успел опомниться, как был уже её любовником. Она пользовалась скандальной репутацией и к Фридерику относилась пренебрежительно и высокомерно даже в присутствии посторонних. Как больно читать об этом! А каково ему было жить? Многие ближайшие друзья Шопена обвиняют её в том, что она и была причиной безвременной смерти Шопена. Она не умела любить, ждала, что Шопен даст ей счастье в любви. Шопен не замечал её наигранную искренность, чудовищные манеры, её корыстолюбие. Он отвечал ей со всею страстью. Но Жорж - Санд создала ему прекрасные условия для работы!
Роман Шопена с Жорж - Санд длился десять лет.

В это время сердце Шопена своей чуткостью, сердечностью, большим умом завоевал великий художник Делакруа. Представляя Вам портрет Шопена кисти Делакруа, напоминаю слова:"Таким  Шопен был». Это один из самых потрясающих портретов в истории живописи.

Последние годы жизни Шопена связаны с именем Джейн Стирлинг. Она была его ученицей и любила его. Это его ангел - хранитель! Джейн устроила ему тур по Англии и Шотландии, надеясь, что новые впечатления улучшат его здоровье.Но этот тур отнял последние силы Шопена.Джейн продолжает бороться за него. Она снимает ему удобную квартиру в Париже. Композитор пишет "Мазурку фа-минор №51." Записана она была тогда, когда он уже не мог играть.Ему было всего 39 лет.
Хотите узнать, какой была его последняя фраза? - "Она обещала, что я умру в её объятьях"...

Сестра Людвика была с ним. У смертного одра Дельфина Потоцкая пела по его просьбе псалом «Мarcello». На похоронах прозвучали произведения самого Шопена. Полина Виардо пела "Реквием" Моцарта. Друзья принесли  на его могилу кубок с родной польской землёй. Похоронен он в Париже, а сердце, по его завещанию, было отправлено в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.   
Музыку Шопена любят все. Но особо надо отметить, что самое интимное  музыкальное признание композитора «Вальс до – диез минор», опус 64, №2. Слушая его, чувствуешь трепетную душу  Шопена.

Портрет Фридерика Шопена кисти Делакруа.

Нов. ред. 16.06.2017.
Доп. 28.02.2020.