Эвольвента

Владимир Тунгусов
    Вы знаете, как переживал врач Гильотине, когда стали его именем называть орудие казни, ведь он его не разрабатывал, не придумывал, не чертил и не строил. Он был депутатом  французского  Конвента во времена Великой французской революции, избранник народа. Он ратовал за безболезненную процедуру казни, которая не мучила приговорённого человека, и не травмировала психику наблюдавших людей, если таковые могли быть. Можно сказать, механизировали труд палача, это тоже не маловажный факт, хотя звучит цинично. Конвент принял предложение врача, производство гильотин было налажено, а их работа была востребована. С тех пор прошло много времени, количество гильотин во Франции резко сократилось, но сам ритуал  казни на этом приспособлении остался.


   Свойства работы косого падающего ножа, стало применяться в машиностроении, с неизменным сохранением названия, - «гильотинные ножницы». Если приглядеться, то в обыкновенных ножницах происходит почти то же самое. Орудия казни  имели большие габариты, поскольку не были электрифицированы, но в наше время всё изменилось. Электродвигатель, разгоняет большой маховик, который на мгновение соединяется с кривошипно-шатунным механизмом, который опускает,  хоть и не очень, но косой нож, происходит отрубание листового металла. Исправная работа гильотины, обеспечивает, гарантию безопасности, и исключает появление брака. Работа на неисправной гильотине ведёт к тяжёлым травмам и даже увечьям, не говоря уж о выброшенном металле.


   У нас в мастерской работала старая гильотина с механическим подключением маховика к кривошипу, самым изнашивающимся местом в этом механизме были два кулачка, которые заставляли повернуться на определённый угол пальцы с закруглёнными лысками. Вот эти кулачки износились до такой степени, что либо не срабатывался механизм подключения, либо наоборот не выключался и молотил без остановки. Гильотина была настолько старая, что приглашённые мастера разводили руками и ничего не могли сделать. Директор нервничал, и грозился снять пиджак засучить рукава и сам исправить механизм, но у нас и без него хватало грамотных специалистов. Начальник мастерской с высшим образованием, долгие годы работал механиком и конструктором, а его подручный тоже инженер, даже главным трудился в разных местах. Был один и молодой инженер до армии закончивший институт, все они были выпускниками одного ВУЗа строительного, по специальности дорожные машины и механизмы.


   Директор пиджак не снял, подручный начальника экспериментировал не первую неделю, начальник руководил и не давал времени мне изготовить эти кулачки. Молодой специалист умудрялся засовывать в механизм заострённый черенок от лопаты, для того чтобы отрубить хоть один раз, а потом отключал молотящую зря почём, огромную гильотину. Я понимал, молодого специалиста, который хотел работать, я понимал директора, который не хотел снимать пиджака, дабы не  опозориться. Я не понимал начальника, какой цели добивался он, не дать прославится мне, о господи! Я знал, что у меня судьба такая, быть не в почёте, и даже не сопротивлялся некоторое время. Взял и объяснил причину отказа этого кулачкового механизма при всех, но никто и не думал прислушиваться, тем более кинуться на изготовления новых кулачков.


     Просто сотряс воздух, своими громкими словами, также как без остановки, работающая гильотина. Я тихо молча начал изготавливать кулачки в своё собственное время, ни кто не мог мне помешать сделать это, ни директор в пиджаке, ни начальник, с нагловатой ухмылкой, ни молодой специалист с заострённым черенком лопаты. По моему рассуждению кулачки механизма должны были работать как зубья шестерни, только с малым количеством зубьев, и большим модулем, подход был верный. Это только цифры, будь то делительный диаметр, количество зубьев, углы поворота, но самое главное нужно было начертить эвольвенту по заданным параметрам. Честно скажу я знал, что такое эвольвента, но никогда её не чертил, мало того не знал как это делать.  Решил спросить у более образованных товарищей, - как начертить эвольвенту по заданным параметрам? Они были не из Одессы, но на мой вопрос ответили вопросом, - «А что такое эвольвента»? Первое что мне пришло в голову, это пошутить, - «Это, - проекция эволюты на эпициклоиду», - не задумываясь, выдал я. Понятно стало, что наши инженеры не знали о существовании этих, а может быть и других кривых линий.


   Значит опять самому, сделал примитивное приспособление, из цилиндра нужного размера и обыкновенного шнурка с петелькой, в которую вставил карандаш. Закрепив один конец шнурка на цилиндре, я начал тянуть шнурок, вставив карандаш в петельку, и одновременно огибать его вокруг цилиндра. На подложенном листе бумаги вычерчивалась кривая линия, которая называлась эвольвента, правильно сориентировав её на заготовке, я перенёс её на металл. Оставалось отстрогать, опилить напильником, и отполировать, а также высверлить и огранить посадочные места. Никто из заинтересованных лиц не помогал мне, начальник хотел, но не мог помешать, время личное, - до работы, в обед и после работы, оно моё. Работа почти вся ручная, требующая  не только теоретических знаний, но ещё и умений, доверить нашим работникам я не мог.


     Вообще-то я им доверил, установить новые кулачки, на место прежних деталей, делали они это с неохотой, сомневаясь вслух и гарантируя неудачу. Пригласили меня на испытания, я не пошёл огребать свою славу, я скромный человек, и не избалован почётом, в своих знаниях был уверен, под гильотину залазить не стал, как это делали инженеры.  То, что гильотина будет работать, как часы я не сомневался, я же не Кулибин, который выпилил деревянные часы, по иностранному образцу, не зная, что такое ЭВОЛЬВЕНТА.