4-я глава про Томми

Таня Астрит
    Время летит особенно быстро с теми, с кем ценен каждый час. Две недели уплыли, словно две летние ночи. И как-то раз в последнее воскресенье апреля, папа снова собрал чемодан, надел кожаную куртку и вызвал такси до вокзала.

-Не грусти, приятель, - сказал он и потрепал Томми по светлым волосам. - Я скоро вернусь, ты и не заметишь, как пролетят четыре недели. В  твой первый юбилей я буду дома и привезу тебе что-то любопытное. 

     Томми кивнул ему в знак согласия и крепко обнял на прощание.
-И еще,- папа обратился к нему, - ты же расскажешь мне обо всех своих приключениях?
     Томми оживился и с радостью пообещал рассказать. 

     Жизнь, что безмолвное время, - река, что начинается у одного истока, готовая  достичь берега  с любой стороны света.  Люди, что листва, опавшая с деревьев, плывут  по течению туда, куда гонит их вода и ветер.  Маленькое деревце, попавшее в водоворот событий, влекло вниз, туда, где выступали на поверхность  зеленые покрытые мхом камни.  Привычный мир напоминал ему мокрые лохмотья заплечного мешка странника, что  несметное количество лет бродит по свету в поисках ответов. Можно ли представить, что мир столь огромен, если ты никогда не выходил за границы того, что ты знаешь?  Деревце несло все ближе и ближе к краю, там, где с грохотом волны обрывалась и с дикой, какой-то необузданной силой падали вниз. Но миг предстоящей опасности только будоражил его. Жить и не видеть, - вот что поистине страшно.  Чтобы что-то найти, нужно рискнуть своей безопасностью, даже если этот шаг приведет в конечном итоге к гибели. Стоит жить и пробовать.

      Дни тянулись молчаливо, Томми много учился, время близилось к экзаменам. Читал он украдкой  порой ночами.  Иногда маме приходилось по несколько раз за ночь, подниматься в его комнату и насильно выключать свет.

-Спи, - говорила она и прикрывала дверь.
      Разговор за ужином сводился к строгой отчетности об успеваемости,  и ничего не происходило ровно до тех пор, пока однажды Томми внезапно не поменял порядок вещей.

-Писали сочинение? Что получил?- спросила мама.
     Стоит ли говорить, что он приготовился односложно ответить, так чтобы его побыстрее оставили в покое и дали молча доесть ужин?

      Томми оторвал  взгляд от тарелки с едой и посмотрел прямо в мамины глаза. Если бы она только знала, что через секунду он выпалит следующее:
-Тебе что только мои отметки и интересны? За все то время, пока мы живем без папы, ты ни разу не спросила, а что я сам думаю по поводу чего-либо. Да, хоть бы спросила, о чем я писал, а не то, что я получил?

      Последние слова Томми услышал как-то отдаленно, словно находился в тумане, где-то высоко в горах. Смысл всего сказанного долетел до него лишь в тот момент, когда мама выронила  ложку на стол и от удивления открыла рот.

–Конечно, мне интересно все, что связано с тобой. Что ты писал?- спросила она Томми, который от начинающегося страха практически втянул голову в плечи, словно страус в момент опасности.

     Мама наконец-то увидев, что сын испытывает, как минимум сильный испуг, она легонько коснулась его волос и погладила по затылку.
–Ну, так ты мне расскажешь, что ты сочинил? Какую-нибудь историю?- ласково спросила  Марри.

     Томми посидел еще полминутки с поникшей головой, послушал свое сердце и вдруг  заговорил быстро, эмоционально, размахивая руками. Картины в его голове ожили, и он оказался не в силах приказать им молчать.

-Сэм всегда говорит, что если хочешь научиться чему-нибудь, стоит пробовать и не бояться ошибаться. Раньше мы спорили, и я не слишком сильно доверял его методам. Пока однажды мы не отправились строить плот из бревен. Он ловко связывал бревна между собой, а я просто стоял рядом и наблюдал.

 -Хочешь попробовать? - спросил меня Сэм. 
     Если бы он не был моим другом, я бы отказался, опасаясь попасть впросак. Ведь я никогда  ранее не строил плот. Но он был друг, и потому я согласился попробовать.

-Только научи меня, - попросил его я.
      Сэм взял веревку и показал мне, как  надо завязывать прочные узлы, так чтобы они не размокли под силой воды и не развязались. Веревка крепко-накрепко объединила бревна между собой.

-Ну, вот, -сказал довольный Сэм, - теперь и ты все знаешь. Давай строить плот вместе, так быстрее будет.

      И мы принялись за работу.
- А после, нужно будет промазать его смолой, чтобы вода не попадала в щели и не намочила одежду и обувь, - сказал Сем, ловко связывая два последних бревна.

      На этих словах внимание мамы  рассеялось, и вдруг она прервала рассказ сына вопросом:
-А сколько Сэму лет?
-Ему десять с половиной, - сказал Томми. - Он на полгода старше меня. Но он столько всего знает!
-Так что ты получил за сочинение?
-Пятерку, учительница меня похвалила.
-Понятно, - мама безлико кивнула.

     А потом вышла в гостиную, села на диван и включила телевизор. Томми проводил ее взглядом, и отправился к себе.
     На следующий вечер, разговор начал сам Томми за ужином.
-А почему ты не спрашиваешь, что произошло дальше?
-Ты о чем? - не сразу  поняла его мама.
- О наших приключениях с Сэмом.
-А, разве история не закончилась?
-Нет, конечно, - сказал Томми. Все только начиналось. 

     И он с восторгом принялся рассказывать ей  продолжение:
-Спустя три дня плот был построен, и если бы не Пит, мы бы уже плыли по реке по направлению к другому берегу. Но Пит появился очень не вовремя. От кого-то он узнал о нашем предстоящем плавании и  однажды солнечным утром пришел на берег.
–Я хочу с вами, - твердо заявил он. Мы с Сэмом переглянулись.

     А Пит продолжил:
- Если вы поплывете без меня, то я не буду больше с вами дружить. Потому что друзья так не поступают.
     Сэм не мог скрыть того, что злиться, однако ж согласился со словами Пита.
-Сейчас будем спускать на воду его. Берись за веревку и тяни по моей команде.
Спустя семь минут плот плавно покачивался на волнах. Сэм еще раз проверил веревку, которой он был привязан к склонившемуся над водой дереву, и сказал:
-Залезай!

      Пит с довольным видом первопроходца, снял обувь на берегу, зашел в воду и повис на плоту, словно панда на дереве. Потом он подтянулся на руках и сел.
-Теперь ты, - сказал мне Сэм. Я со свойственной мне легкостью мигом оказался на плоту.  Правда, под нами двумя плот на пару сантиметров опустился в воду.
-Так, - задумчиво проговорил Сэм и стал обходить плот со всех сторон.
-Что?- спросили мы хором.
- Не хорошо, - хмуря лоб, как взрослый мужчина, произнес наш друг.
-А ну-ка попробуйте на нем встать.

     Стараясь удержать равновесие, мы попробовали принять вертикальное положение. Но не успели толком опереться на ноги, как волна обрушилась на нас потоком безмятежных капель, забралась за шиворот, в уши, нос, и наконец, охватило все тело. Благо было не глубоко.

-Погоди, - прервала его мама. – Так что же, все это правда?
     Томми поднял на нее глаза и коротко кивнул.
      Ее сын не умел врать, и, кажется, сейчас он искренне верил в то, что рассказывал. Именно его вера заставила маму разволноваться и позвонить вечером папе, когда Томми ушел в свою комнату.

- Бен, по-моему у него проблемы. Вот уже который день подряд, он рассказывает мне странные истории о своих вымышленных приключениях.  Да, и еще так живо, словно они находятся в нашей гостиной, в башмаках с развязанными шнурками,  с перепачканными ладонями от пыли и смолы.

     В трубке повисло молчание, Бен выслушал ее и произнес:
-Ну, что в этом такого страшного? Всего лишь мальчишеские истории и мечты. По-моему, ты излишне впечатлительна. Успокойся, ничего плохого с ним не происходит. У Томми богатое воображение, вот и все. Пусть себе рассказывает.

-Ты что не понимаешь? – взволнованно спросила Марри. Он в них верит, верит так, словно все это происходило взаправду. Но я-то знаю, что у него не друзей. Ты вот еще нас покинул!

-Не обвиняй,  - резко прервал ее Бен. Это работа.  Для вас стараюсь.
-Да, кому она нужна, когда твой сын сходит с ума? Ты далеко, тебе на нас плевать. Ты не видишь, что тут происходит. А я здесь, слышу все каждый день. Нужно что-то делать, пока  он окончательно не свел меня с ума. Я пойду к доктору.
- К какому еще доктору?- встревожился Бен.
-К детскому психологу, пусть он скажет, что нам делать, раз собственному отцу нет дела до сына.

     На том Марри и закончила разговор.

     Лежа в кровати, она долго ворочалась, тревожась собственными мыслями и страхами. Она злилась на мужа, на его безразличие, на его беспечность, на то, что он не понимает всю серьезность происходящего. Если он отказывается решать проблему, что ж она и сама со всем прекрасно справится. Она не допустит того, чтобы Томми, ее мальчик, сошел с ума. Она его спасет от его же демонов, даже если он сам будет против.

     С подобными мыслями Марри отдалась на волю Морфея и унеслась далеко за пределы своего маленького мира.

( продолжение в след. главе 5)