Хор Радуга просто радует

Анжелика Миллер
Хор «Радуга» просто радует
Эссе

  Скажу честно, мне никогда не доводилось писать о музыке и о тех, кто создаёт невероятные музыкальные шедевры. Кто же они? Всем ясно, что это композиторы, музыканты, аранжировщики, вокалисты, хормейстеры (капельмейстеры, во времена барокко и венской классики). Как часто простая и незамысловатая мелодия, звучащая либо на улице, либо в храме, либо в узком кругу друзей, (неважно на каком инструменте она сыграна –  будь то фортепиано или гитара, домбра или балалайка, орган или скрипка), в руках профессионала, который гармонично «вычленяет» звук за звуком из единой системы звукоряда, остаётся в памяти надолго. Существуют разные жанры в музыке, и у каждого человека со временем складывается свой вкус: кто-то предпочитает шансон и романсы, кто-то классику и джаз, кто-то блюз, кантри, регги, современную эстрадную музыку. Молодёжь обычно слушает тяжёлый рок и хип-хоп, зарубежку. Люди постарше – народную музыку, именно такую, какую прививали им с детства в зависимости от той местности, где они родились. Музыкально-поэтическое творчество (фольклор) – неотъемлемая часть любого народа, любой нации, и оно (творчество) всегда существовало, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передавалось из поколения в поколение, из уст в уста. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям, то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и как весьма увесистый пласт музыкального искусства в целом. Народная музыка и народные песни – одна из главных ветвей огромного дерева, на котором соседствуют и часто противопоставляются  друг другу популярная музыка и академическая, то есть – классика (опера, симфония, соната и тд).


  Светлана Байтингер, приехавшая в Германию из Красноярска, окончила музыкальный институт в Иркутске и всю жизнь работала по специальности (хор при доме Пионеров на своей родине, детские коллективы в Эстонии, хор «Светлана» уже в Германии). Я приехала на репетицию хора «Радуга» в Оерлингхаузен совершенно не запланированно. Ещё в дороге всё думала: «Интересно, что можно такого услышать, чего я в своей жизни ещё не слышала?» Здание старой церкви ничем меня не удивило. Обыкновенный храм, в центре, как обычно, стояла не большая сцена, а на стене возвышалось полукольцо разноцветной радуги. Вот это-то и смущало. Радуга в храме. На улице – холод. В церкви – тоже. Света села за инструмент в красивом чёрном пальто с красными стрелами по подолу, пальто, видимо в одном экземпляре, ручная работа, таких из войлока ещё не видела. Началась распевка. Света поправила очки, взмахнула правой рукой, а левой «дала» аккорд на инструменте, по виду похожему на электрический киборд. Хор «Радуга» стояли на фоне радуги в пальто, пуховиках и куртках, разделившись на три небольшие группки. Вероятно, подумала я, будут петь на три голоса. Я прекрасно знала, что обычно хор делится на три хоровые партии, иногда на четыре: сопрано, альты, тенора, басы. Песни завораживали. Одно дело петь в микрофон, совсем другое дело – акустика. Звук обволакивал меня со всех сторон: сверху, снизу, заходил по бокам. Я размякла. На один главный голос наслаивалось два-три-четыре. Звучало многоголосье. То в унисон, то в терцию.

- Света, расскажите, пожалуйста, как всё начиналось? – спросила я после репетиции хормейстера. На этот и другие вопросы мне достаточно подробно ответила Марьяна Кирш. Позже, найдя ролик в Ютубе, я с удовольствием смотрела на ведущую Марьяну, которая объявляла песни и вела концерт. Хор стоял в чёрных длинных платьях строгого покроя, на плечи накинуты трёхцветные газовые (органза) шали. У каждого – своя гамма, нежная, едва уловимая. Радуга – не иначе. Госпожа Кирш чётко и ясно, в речитативном ритме перед каждым выступлением (хор пел по-русски) объясняла немецко-говорящей публике, о чём поётся в песне. Концерт проходил в Gemeindehaus Ubbedissen, Bielefeld в 2013 году. «Радуга» пела «Ивушки», «Порушка-Пaраня» с вставкой из  группы «Абба», «Dancin Queen», «Лунная ночка»; при исполнении песни «Лапти» одновременно инсценируя её сюжет и пританцовывая в такт.

Итак, Марьяна:
- Я приехала из Киргизии, живу в настоящее время в Leopoldsh;he – das ist eine Gemeinde im Kreis Lippe. Der Hauptort Leopoldsh;he liegt im Mittelpunkt zwischen den St;dten Bielefeld, Bad Salzuflen, Lage und Oerlinghausen, где мы и проводим репетиции нашего хора. (Прим. Здесь я оставила немецкую транскрипцию городов).
- Вы давно в хоре?
- С 2009 года. Рассказываю, как всё начиналось: хор образовался в 2003 году, когда Сашу Хоххальтера и Эллу Деппе посетила идея – собственно создать хор. Элла потом ушла и организовала другой хор, немецкий… В нашем хоре всегда пело от 12-ти до 15-ти человек. С годами состав хора сильно изменился, но несмотря ни на что, мы продолжаем выступать. Светлана Байтингер – в настоящее время наш руководитель. Мы очень довольны. К сожалению, репетиции не всегда получаются, потому что у каждого из нас семьи, работа и другие важные дела.
- Где вы выступали, Марьяна?
- Выступали мы в основном в церквях, однажды был совместный концерт с большим немецким хором «Polizei», это хор из Билефельда. Также мы давали концерты Бад-Залцуфлене, в Липпштатте, в Зоэсте, в Детмольде, в Oерлингхаузене, в Леопольдсхёхе. Мы не отказываемся от приглашений, куда зовут, там и поём.
 - А немецкие песни поёте?
- Мы поем на разных языках, не только на немецком и русском, также на
украинском, белорусском и английском языках. На немецком языке наши песни доведены до совершенства: из кинофильма «Живаго», «Мelodien zum verlieben», «Lustig ist das Zigeunerleben», «Bewahre uns Gott», «Gebe deine Auge Auf».
- То есть репертуар в основном к Рождеству, на адвент? У вас есть музыкальное образование?
- Нет, я бывший учитель географии. В настоящее время нахожусь на пенсии, но занимаюсь переводами с русского на немецкий и с немецкого на русский язык.
- Марьяна, у вас такие красивые голоса в хоре, я вот слушаю ваши песни, и у меня душа плачет, особенно от грустных мелодий. Мне кажется, что в хоре несколько партий, два-три голоса, не меньше. Я угадала?
- Да, иногда мы поём и в четыре голоса.
- У всех певиц есть музыкальное образование?
- Музыкальное образование есть у многих: у Марины Борисовой, у Кати Кравченко и Ирины Яраус, у Тани Ивакиной. У Светы Байтингер, само собой.
- Ваша любимая русско-народная песня?
- «Летняя ночка», она, правда, не русская, а белорусская. Ещё мне нравится песня «Под окном высоким» и «Ой, то не вечер» Степана Разина. Солисты у нас сильные: Лариса Левин, Марина Массон.
- Марьяна, Вас поддерживает кто-то? Помогает?
- Поддерживал Хайнрих Цертиг, он сейчас служит в бундестаге, живёт в Schieder-Schwalenbergе. У него очень мало времени, но иногда он о нас вспоминает и тогда, по его приглашению и с его лёгкой руки, мы выступаем в Детмольде и на разных его совещаниях. Он выступает с речью, а мы поём.

Я разворачиваюсь к хормейстеру и задаю ей несколько вопросов:
- Света, и всё-таки, хотелось бы и ваш голос услышать. Как поёте – сразу видно –  академическая постановка голоса. А вот что скажете по поводу – как вы переняли «эстафетную палочку» хора «Радуга»?
- Не буду скрывать, в «Радуге» появились проблемы. Коллективу нужно было идти дальше, развиваться и совершенствоваться. И вот тогда, благодаря неким внешним силам (Алла Варкентин пришла ко мне с конкретным предложением), я стала работать с хором уже серьёзно. С Эллой, создательницей «Радуги», как с таковой, я не знакома. Мой предыдущий хор «Светлана» работал классический репертуар, сюда же я пришла в новом качестве, здесь в основном народные песни, поэтому и получился репертуар смешанный, и мы поём не только народные песни, но и классику. Если дополнить Марьяну Кирш, мы выступали также в городе Лумберге, там был слёт хоров, в Дортмунде, в Калеталь (это наша округа), в Херфорте.

- Света, у вас есть учителя в музыке? Давно умершие классики? Или ныне живущие современники?
- То, что у меня есть один кумир, я не могу сказать, хотя мне очень нравится Свиридов, его произведения мы поём. Естественно, мне ближе классика, потому что я воспитывалась на классике и у меня постановка голоса соответственная. Я не представляю себе, как можно жить без музыки. Лично для меня – моя работа – это мой стиль жизни. Это и хобби, и профессия.
- Хор стимулирует? Настроение поднимает? Воодушевляет?
- Я считаю, что в Германии хор – одно из средств общения, потому что мы приезжаем из разных стран и городов бывшего Союза, и практически обделены общением на своём родном русском языке. Когда же мы собираемся с девушками все вместе, мы можем и поболтать ни о чём, и обменяться новостями, и поделиться своими горестями и радостями, разными проблемами. Часто получаем нужный совет в нужное время. Здесь мы находим поддержку. Ведь хор –  прежде всего коллектив, и когда кто-то имеет проблемы в семье или за её пределами – это проблемы всего коллектива. И здесь, я считаю, нужно идти навстречу. Помогать. Да, очень сложно сплотить коллектив, если у кого-то не простой характер. Приходится терпеть, как-то подстраиваться под певца, делать ему скидку и всё потому, что не хочется его потерять – голос-то сильный.

  Мне захотелось поближе познакомиться с хором и вот я уже спрашиваю одну из женщин, кто вы? Откуда приехали? Сколько лет вы живёте в Германии?
- Меня зовут Борисова Марина, приехала я из Казахстана, г. Алма-Ата, живу в Оерлингхаузене уже пятнадцать  лет.
- Вы давно в хоре?
- Ой, давно, лет десять, наверное.
- Ваши любимые песни из репертуара?
- Все. Я все люблю. Особенно «Летняя ночка» и «Богородица».
- Какие чувства вы испытываете, когда поёте?
- Наслаждение. Я с большим удовольствием прихожу в хор. Мне нравится петь.
- Кто вы по профессии?
- Преподаватель фортепиано.

В хоре совсем недавно появился немец польского происхождения, он профессиональный гитарист, играл ресторанную музыку в кабаках. Я задаю ему вопросы по-немецки, он отвечает тоже по-немецки:
- Как ваше имя? Представьтесь, пожалуйста.
- Марьян Ренц.
- Почему вы здесь?  Вы – единственный немецко-говорящий участник хора, аккомпанируете на гитаре.
- Почему я здесь? Хороший вопрос. Просто потому что от этой музыки у меня идёт мороз по коже! Нравится. Вот и всё.

С Марьяном Ренц, который живёт в Германии около 30 лет, (а самому ему уже под 70), меня познакомил один из основателей хора, Александр Хоххальтер.

- Александр, что у вас за совместные проекты с господином Ренцем?
- Не так давно мы уже сделали сольную программу: аккордеон-гитара, «спелись», можно сказать, «с ходу», без изматывающих репетиций. Вот что значит профессионализм.
- И что же такого интересного в вашей сольной программе? Поделитесь?
- Охотно. Мы играем Паганини «Карнавал», мюзеты французские, Моцарта «Турецкий марш», «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, блюз «Голубая луна», экспресс Сити, цирку-с  «Ренц», Бразильерос, попурри на мелодии «Битлз», попурри на джазовые произведения, французский красивый вальс «Мирабель», немецкие вальс «Mit Lust und Liebe» и русские вальсы Евгения Доги.

  Александр Хоххальтер родился в селе Малиновка Томской области, в 1958 году. Мама по профессии – токарь, но работала разнорабочей, а вот папа, хоть по профессии и механизатор в совхозе, что совершенно типично, играл на скрипке, что вовсе не типично.  Саша ещё в детстве познакомился в селе с дедом-музыкантом, у того «завалялась» скрипка. Саша выклянчил поиграть, и дед сказал, если через год сам научишься играть на скрипке – подарю. Через год Саша пришёл к деду и показал, как умеет играть. Эта скрипка до сих пор жива. Его мама рассказывала, что Саша до школы играл почти на всех инструментах: на мандолине (это итальянский инструмент), аккордеоне, баяне, на металлофоне детском, на домбре (русский инструмент). Когда родители переехали в Киргизию, пришлось отдать мальчика в музыкальную школу. На тот момент Саша учился в шестом классе. После общеобразовательной школы была армия, служил в Новосибирске, в ПВО, радистом, в приёмной радиоцентра, окончил службу в звании младшего сержанта. В армейском ансамбле Александр играл на гитаре, научился сам. Из армии вернулся в Томск, поступил в музыкальное училище по классу аккордеона, окончил его через 4 года. Что играл? Конечно, в первую очередь классику, во вторую – современную музыку.

- Александр, ваши любимые композиторы: Гайдан и Бах.
- Бах – он мне близок. В то время (в конце семнадцатого века) профессиональный музыкант мог заработать себе на хлеб, лишь поступив на придворную службу к какому-нибудь вельможе. Или писать для церкви. И то и другое лишало независимости, к которой так стремится любой гений, но у Баха не было выбора. При жизни композитор признан не был, хотя и написал более 500 произведений для органа, оркестра, хора, клавира. Умер Бах в нищете. За год до смерти он совершенно ослеп…
- Печально… Ваши любимые произведения: партиты Баха, ария дэ-дур, партита «симфония с-молль». Вы воспитаны, как и Светлана, на классике, но почему вы любите хор?
- Я в какой-то степени – хоровик по натуре. У меня было много хоров, ансамблей, музыкальных групп. Первый мой хор – хор дворца культуры «Авангард» – русский народный ход. Наши песни: «Вдовы России, деревенская картинка (сюита), «Ложкари» (сюита с ложками). По переезду на Иссык-куль, в город Чолпом-Ата, у меня была группа «Визит» - название музыкального ансамбля, куда входило четыре человека: гитарист, бас-гитарист, барабанщик (ударные инструменты) и клавишник (на клавишах играл я). Мы сами составляли себе репертуар песен: от классической музыки до эстрадной современной. В то время мы сами сочиняли для своей группы именно в классическом направлении (например, я сочинил ноктюрн и прелюдию nach Chorin). Мы играли рок, фольклорные песни, цыганские, русские, классическое попурри: Моцарт, Григ, Римский-Корсаков. Позже я снова переехал, и маленький городишко Новопавловка, недалеко от Бишкека, (Киргизская республика), стал для меня новым трамплином. Опять же организовал ансамбль при клубе миллионера Воробьёва. У нас был «выход» на немецкое посольство, и мы участвовали во всех концертах и во всех выступлениях (при том, что существовала параллельно с нами и танцевальная группа), которые проходили под патронажем этого посольства. Как ни странно, нам разрешали играть и петь немецкие песни, особенно Рождественские: «Stille Nacht», «Ода Fr;hliche Weihnacht» и др. В общем, мы принимали участие во всех событиях при немецком посольстве. В 1996 году наконец-то моя семья переехала в Германию, и сначала мы попали в Унна Массен, потом в Хамм, затем в  Билефельд. Самые первые мои знакомства – Элла Деппе и Манфред Шнайдер (оба музыканты по классу гитара, Элла на семиструнной играет и поёт, Манфред – на шестиструнной, у него собственная звукостудия). С этого момента начались наши совместные концерты, мы объездили половину Германии. Большей частью выступали, конечно же, здесь, недалеко от местожительства: Детмольд, Билефельд, Энгер, Гютерслоо, Падерборн. Из года в год мы даём Рождественские концерты, проходят концерты в церквях, в храмах, в разных сообществах. Часто мы выступаем на открытых площадках, прямо на улице (они называются Offenb;hne – открытая сцена). Участвуем в сборных концертах, гала-концертах. Я уже давно сотрудничаю с Ириной Жилиной. Её инструмент цимбалы прекрасно гармонирует с моим аккордеоном. Здесь у нас репертуар достаточно солидный: джазовый (Брубек, Чикорея), классический, популярный, и иногда народная музыка. Также мы охотно исполняем французскую и итальянскую народную музыку (например, французский мюзет, итальянскую музыку «Валенсия», «Времена года» Вивальди). В нашем музыкальном ассортименте есть русские песнопения (как вы знаете это торжественные песни и стихи религиозного характера), белорусские композиторы нам нравятся (Ванжура, его увертюра, «Храбрый и смелый витязь Архидеич», русское либретто которой — на сюжеты народных сказок о Иване-Царевиче). Естественно, играем моего любимого Баха, Вивальди, Брамса, кубинскую музыку (попурри).
- Сколько длятся ваши сольные концерты на аккордеоне?
- Чуть больше часа.
- Александр, а какие у вас планы на будущее? Может быть, поделитесь с читателями своими новыми проектами, идеями?
- Всё что хотел, сделать успел. Мои планы? Как можно больше выступать, расширять программу, находить новых талантливых музыкантов. Хочется ещё попутешествовать, съездить заграницу. Например, однажды мы ездили с концертом в Чехословакию. Вот планирую с Марьяном съездить в Палангу, это Литва.
- Сколько часов или дней вы можете прожить без музыки?
- Без музыки дня 2-3, а потом надо заниматься, чтобы форму поддерживать. Желательно три дня в неделю заниматься по часу-полтора.
- Я где-то читала, что у музыкантов очень сильные пальцы и руки. Это так?
- Думаю, да. Если долго не заниматься, руки начинают болеть, этакая ломка, как у наркомана (Прим. Смеётся). А вот от игры на инструменте руки не болят, я могу играть без перерыва, подряд четыре часа. И даже тогда – сами пальцы не болят, просто испытываешь некую слабость, атрофирование мышц. Да, конечно, когда молодой, когда только начинаешь заниматься музыкой и тебе нужно всё быстрее и быстрее  двигаться вперёд, то играть следует каждый день по два часа – как минимум. Но есть такие ученики, которые в училище приходят в 4-5 утра (утром – самое продуктивное время) и занимаются до 7-8-ми, то есть по четыре часа. Когда же музыкант уже давно состоялся в профессиональном плане,  так много заниматься не обязательно, достаточно 15-ти минут, чтобы восстановить память пальцев.
- Вы участвовали когда-нибудь в конкурсах?
- Когда-то в Киргизии (в Бишкеке) был международный конкурс аккордеонистов и баянистов. Я стал лауреатом второй степени. Тогда съехались музыканты со всех городов  Советского Союза.  Конкурс развернулся такого масштаба, что шёл несколько дней, играли с утра до вечера в филармонии. Чтобы не соврать, участников было человек 70-80. Нас расселили по гостиницам. Каждому давали определенный день выступления, назначали время. Мы приезжали и играли. Один за другим. Возраст неограниченный. Было мне, помнится, примерно лет двадцать семь. И вот тогда я получил звание лауреата, в то время это был грандиозный успех. К сожалению, по самым разным причинам, все мои грамоты и дипломы не сохранились. Но память о них осталась. 

Список хора:

 Alla Warkentin
 Irina Iraus
 Erika Minich
 Maria Nikolaisen
 Maria Masson
 Larisa L;wen
 Marina Borisow
 Tatjana Iwakin
 Marjana Kirsch
 Ekaterina Kravchenko
 Olga Eckstein

Marjan Renz                Gitara
Alexander Hochhalter      Akkordeon
Swetlana Baitinger          Chorleiterin

Начала писать 22. 03. 2017 – 23. 03. 2017, Мари Шансон


====================================================
https://www.youtube.com/watch?v=3VWNx9HwtAA – Teil 1

https://www.youtube.com/watch?v=6OfLT9A9-0Q – Teil 2

„RADUGA“
Der Frauenchor „Raduga“ (Regenbogen) wurde 2003 von Ella Deppe und
Alexander Hochhalter (Akkordeonbegleiter) gegr;ndet.
Die Liebe zur Musik und zum Singen vereint 12 bis 15 Frauen. Wir kommen
alle aus den verschiedenen Orten und Republiken der fr;heren UdSSR, was in
den Liedern auch zum Ausdruck gebracht wird. Es sind lyrische Lieder, Lieder,
die eine kleine Geschichte darstellen, lustige Volkslieder. Zur Zeit wird der
Chor von Swetlana Baitinger geleitet, die eine entsprechende musikalische
Hochschulbildung hat.
Wir treten oft zusammen mit dem Kirchenchor der ev. Kirche
Oerlinghausen auf.
Wir singen in den unterschiedlichsten Sprachen, wie deutsch, russisch,
ukrainisch, wei;russisch und englisch.
Die „Liederbr;cke“ zwischen den verschiedenen Kulturen tr;gt sehr viel
zur Integration bei.
Dies bringt uns, so auch den Zuh;rer, viel Freude.