Послесловие от автора

Басов Дмитрий
Маэстро Толкин создавал свой мир многие десятилетия. Жизнь! И ему удалось это чудо! Скольким читателям он открыл целую вселенную, которая увлекает, прорастает в душах, живёт…

Впрочем, об этом столько сказано, что добавить что-то сложно. Но есть одна штука… Наверняка каждый искренне увлечённый читатель, перевернув последнюю страницу Властелина Колец, испытывал горестное: «Как?! И всё? Да ладно, не может быть… А дальше?»

Потом… Потом бывает по-разному. Кто-то открывает для себя «Сильмариллион», «Детей Хурина», кто-то, уже умудрённый, – погружается в изучение «Истории Средиземья» или «Неоконченных сказаний», кто-то штудирует разные переводы в поисках упущенных строк и дополнительных приложений, кто-то читает письма Профессора... Но «дальше» - нет! Разве что, коротенькая история Арвен и Арагорна. Всё!

Ужасная правда в том, что «дальше» не смог найти даже сам Толкин. Знатоки, конечно, в курсе, что Профессор начинал «Новую тень». И бросил, написав лишь одну главу. «Не стоит труда» - сказал он. Точнее так:

«Поскольку мы имеем дело с людьми, то неизбежно сталкиваемся с наиболее заслуживающей сожаления чертой человеческой натуры - то, что хорошим быстро пресыщаешься. Так что во времена мира, справедливости и процветания среди народа Гондора начали бы расти недовольство и беспокойство, а наследники Арагорна стали бы просто королями и правителями - как Дэнетор, или даже хуже. Я обнаружил, что уже в это время начались революционные заговоры, в основе которых лежала тайная сатанинская религия, в то время как гондорские мальчишки играли в орков и бегали кругом, портя, круша и ломая. Я мог бы написать "триллер" о заговоре, о том, как его раскрыли и подавили - но и только. Не стоит усилий».

Похоже, Профессор не очень-то верил в людей… Что ж. Две страшные войны, которые прошли через его жизнь, и то, что случилось с человечеством после окончания Второй мировой, давали ему основание так думать. Но наши миры слишком взаимосвязаны. Если нет будущего у Арды, то есть ли оно у Земли? Знаю, знаю, масса народа свято убеждена, что мир катится в ад. Но что делать нам – наивным романтикам-оптимистам? Зачем жить вообще, если не верить, что это кому-нибудь нужно?

И как-то мне показалось, что, если не наш мир, то, по крайней мере, вселенная Толкина даёт на это ответ! Она живёт своей жизнью, как любой ребёнок, выпестованный и выпущенный в мир. И она  хочет жить дальше, даже несмотря на скептицизм своего творца!

«И повелел он, дабы людские сердца не довольствовались Миром и не находили в нем покоя. Зато получат люди власть самим прокладывать свой путь среди красот и опасностей Мира — тогда как судьбы других существ предопределила Песнь айнуров…»
«…давным–давно в Валиноре валары открыли эльфам, что люди вступят во Второй Хор айнуров…»

Чтобы не затруднять читателей ещё множеством цитат и ссылок, поясню для несведущих замысел творца: наступит когда-то конец Арды, воспетой одними лишь Айнурами, будет она разрушена и потом воспета вновь, уже общим хором Айнуров и детей Илуватара. Вот только людям сначала нужно сравняться с Айнурами, стать достойными великого творения.

Скоро ли наступит этот момент? Посмотрим вокруг: на Земле со времён, аналогичных временам Элессара, прошло шесть тысячелетий. И любой здравомыслящий человек понимает – несмотря на то, что есть уже примеры величия среди людей, и их множество, но не скоро ещё человечество в целом возвысится до своего предназначения. Но из этого следует, что и в «той» реальности спустя шесть тысячелетий после победы над Сауроном мир ещё должен существовать! То есть, «дальше» - есть, «его не может не быть»!

Вселенной Профессора - Арде Искажённой - ещё очень долго жить: страдать и радоваться, цвести и умирать… А каково в этой вселенной место эльфов, гномов, хоббитов? С одной стороны, у Толкина можно найти намёки, что им предназначено исчезнуть с лица Арды. Но об этом нигде не заявлено однозначно и категорично, мало того, оставлено столько всевозможных "лазеек", что это не может быть случайным! И пусть «удлиняются тени», это – не конец, это – всего лишь процесс, задуманный Илуватаром.

Наверняка, многим приходили такие мысли. Может не столь определённые и позитивные… Но факт: продолжения пишут и пишут.

Однако, читая эти разные истории (и некоторые из них – очень даже неплохи как самостоятельные произведения!), я, как и многие, часто не мог отделаться от мысли, что что-то не так. Некоторые, подобно Перумову, пишут очень хорошо, но населяют мир непредусмотренными Замыслом сущностями и идеями, кто-то троллит Замысел, орочьей точкой зрения извращая мир наизнанку, кто-то просто пишет «боевик» по мотивам, вообще без особых мыслей о Замысле и даже без его достаточного понимания. Осенило: продолжатель в первую очередь должен хранить Замысел, вселенную, «держать» его, как у Макса Фрая, следовать ему. А уже потом – продолжать повесть…

Что ж. «Легко ругать чужое, возьми, да сам напиши!». Вот, пришлось )). Что сказать? Вряд ли моё творение безупречно с литературной точки зрения. Однако мне хотелось не столько создать шедевр, сколько ответить на вопрос: а каким могло бы быть «дальнее» будущее Арды (коли уж оно всё равно должно быть); а в поисках этого ответа – опираться в первую очередь не на собственные измышления, а на внутреннюю логику мира, сотворённого Профессором.

Пришлось потратить несколько лет на изучение парадигм: что же такое по Толкину мир, что такое в нём – добро и зло, Бог и Человек, эльфы и гномы, магия и многое другое. Потом, на этом основании нужно было «вычислить» всю вероятную шеститысячелетнюю «новейшую» историю Средиземья. И уже потом появилась возможность «выпустить» туда своих героев… Как получилось – судить вам.

И да, ещё одна цитата из Толкина. Как бы в оправдание за дерзость. Специально для яростных ревнителей, считающих, что «то, что закончено, должно быть закончено», и что мир, созданный Профессором – неприкосновенен.

«В незапамятные времена (с тех пор много воды утекло) я намеревался сочинить цикл … легенд, от космогонических до сказочно-романтических … Главные события я собирался изложить во всех подробностях, а прочие изобразить двумя-тремя мазками. Цикл должен был представлять собой единое целое и в то же время производить впечатление незаконченности, чтобы и другие - не только писатели, но и художники, музыканты, драматурги - могли поучаствовать в его создании. Смешно, не правда ли? Наивно и смешно».