- Не усердддт – ствуй, не усердддт – ствуй , - твердил его внутренний голос.
Рекуче, кратко, глаголом ломалось Слово не шутки ради, а объединяя его устремления: научить! Научить любой ценой?
- Питье воды – дело индивидуальное?!. Индивидуальное! А в Учении, как в любви, участвуют двое, а вот возникнет или нет третье, «новая жизнь» - Человек образованный (культурный) - большой вопрос… – Размышлял он.
Руки – энергичны и цепки. Лицо его не назовешь приятным, но запоминалось. Узкое, худощавое, лишенное морщин, оно увенчано короткой, чуть вьющейся, русой, шевелюрой. Густые брови того же цвета, прямой, длинный нос, глаза умные, цепкие, с выражением какого – то брезгливого скепсиса. Это впечатление подчеркивали узкие, плотно сжатые губы. Темный костюм – предельно прост. Ничего, что могло бы отвлечь внимание ученика от главного – Личности и Знаний, которые эта личность умела извлекать из окружающего ее мира.
Современный уровень знаний во всех сферах жизни и во всех науках даёт человеку, не знаниевый набор, а всего – лишь Возможность, да уже и требует умения, на уровне навыка, эту Возможность применить. С ее помощью исследовать, изучить, осмыслить окружающий мир.
Он – Учитель, он – ученик, взошедший на Голгофу жизни?!.
Важное.
Словосочетание «Он – Учитель» нужно не только писать с прописной буквы, но и воспринимать именно так: «Он – Учитель»!
Помните об этом! Я подчеркиваю!
Он – событие, явление в жизни ученика.
Детали.
Каждый из нас играет роль событий и лишь немногие, родители, люди, повлиявшие на твою судьбу, могут стать явлением в жизни.
Красная черта! Бдыщ, взрыв мозга!
Выясняется: полез, опрокинул, разбил, не разобрался, не выучил - играл. «Опять двойка!» шлёпнула. Орёт, обзывается, руки распускает. Говорить не умеет, читать не хочет, считать не может, думать лень - выражаться научился! Придётся отучать.
И ещё.
Неплохо бы об этом знать и это учитывать, когда ты, ученик, стоишь молча и равнодушно, не делая усилий защитить своего Учителя. Потому что: оценил его по пятибалльной шкале (на свой взгляд, по своим критериям) и оценка - не всегда пять и четыре. Потому что: тебя, когда – то или теперь, оценили не на пять и четыре.
Но – увы! На самом деле!
Значительная часть учеников не только равнодушно слушают и с жадностью читают все грязные нападки на своих Учителей, но и трусливо отворачиваются, боясь замараться,
Цена аплодисментов
Всё самое важное - за пределами слов. Каждый из нас в состоянии совершить маленькое чудо и для себя и для окружающих, например, вовремя оказать кому-то поддержку или даже, все же, подарить доброе слово.
Ибо!
Мы любим и уважаем отважных храбрецов, верных товарищей и друзей! «Победитель достоин награды?»
Ответ прост.
Для одних - дверь к Знаниям закрывается (Сознание пробуждается в единстве с Учителем. Ученик и Учитель поднимаются и падают вместе). Для других – открываются Знания, путь к жизненному успеху (Нарабатывается и проверяется временем авторитет).
За чертой. Факт? Факт!
Значение слова Факт по Ожегову: Факт - Да, действительно, так и есть.
Истинно блаженны уши, внимающие не голосу, звучащему на площадях, но голосу, в тиши учащему истине...© Древнее Латинское изречение
- Не усердддт – ствуй, не усердддт – ствуй ,- Слова стояли в удушливой ночной тиши, сковывавшей людей цепями равнодушного безмолвия. Слова, вспоминая былые обиды, перекликались между собой, с ним, долдоня один и тот же вопрос: « А что вы делали все это время?»
- Я? Жил.., - спокойно отвечал он. Но этот циничный ответ был полуправдой. Он действовал.
Действовал энергично. Вокруг него бушевали страсти, а он с брезгливой миной на тонких губах, молча демонстрировал полное равнодушие к ним. Человек пунктуальный и аккуратный он посвятил себя учению Учеников.
Хочу обратить ваше внимание!
Не образованию, не обучению. Маркетинговая ниша, где родители и ученик - покупатели, а школа (не важно - средняя или высшая) и учитель - продавец – его не интересовала.
Знания – это и есть сама жизнь? А каким способом научить их добывать - не суть. Наблюдение, эксперимент?.. Ему претила порой хаотичность и повышенная женская чувствительность Природы. Природы, смеющейся в лицо его ученикам клейкими почками, разноцветьем листвы (зеленый – его любимый цвет, похожий на листья яблоневого дерева, что росло у окна его спальни), привносящей в жизнь, красками, события, украшая ее буйством форм, линий. Она, Природа, живет настоящей жизнью, изменяясь вместе с человеком, со своим дитем (неразумным и любопытным). Она, Природа, – красива (и Человек должен быть красив, не чертами лица, а впечатлением, которое он оставляет о себе). Она, Природа, - неповторима, разнообразна (и Человек уникален, каждый по - своему, «по манере письма», по звуку голоса, «по стуку в дверь»).
Он учил слушать звуки серебристого смеха снега, журчащего, талой воды, оглушающие, падающего ливня (музыка природы укрепляет память человека, развивает интеллектуальные способности).
Кстати: кто-нибудь слышал об эффектах Вивальди и Моцарта? Выдержка.
Исследователи из университета итальянского города Кьети открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у людей. Науке также известен «эффект Моцарта», когда маленькие дети, слушающие музыку великого австрийского композитора, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении.
P.S.: Уверяю вас - нечто подобное можно сказать про игры: смену времен года - игры детей. «В игре детей есть часто смысл глубокий» Шиллер.
Во всем он предпочитал стройность?.. Огонь? Да, огонь, но - невидимый. Где – то в самой глубине Души. Тишина, и в нужный момент вдруг – ослепительный взрыв! Он состоял почти целиком из исключений, как русская грамматика (просто обожал работать на компьютере, виртуальный мир, цифровые технологии – завораживали).
Похожая ситуация.
У нас в России все – исключительное, вплоть до Веры. Это в природе русского характера – неопределенность. Неопределенность даже в русском произношении гласных: не то А, не то О?.. Зато какая широта, какая беспредельность…
И что? Что не тАк?
Полуграмотность. Более всего удручала его полуграмотность!
Если смотреть беспристрастно.
Полуграмотность это - историческая данность. О вреде полуграмотности ещё Пушкин предупреждал (Записка Пушкина «О народном воспитании» на Высочайшее имя, Николаю I).
Идём далее. Честно, по-русски. Я не говорю, какой предмету он преподает, чему учит (да и, вообще, спорно: можно ли учить предмет?)
- К сожалению, я не могу научить всех, абсолютно невозможно вложить знания в голову насильно. Да и не буду. Но более всего удручает не то, что таких неучей непозволительно много для просвещённой России, а то, что они гордятся своей безграмотностью. Тупость, дурак, гордящийся собой, - это модно?..
Все представленное ниже не претендует на полемику
- Дядя, за что заплатили то и говорят, ну если серьёзно, то какао бобов становится мало, ешь суррогаты… Ведь мало кто разбирается во вкусе реального шоколада, так и с полуграмотностью.
Это оскорбительно?!. Не буду голословной.
Просто никто не помнит глиняные таблички, берестяные грамоты, где все об этом, или не хотят помнить?..
Вечные вопросы. Кто виноват, и Что делать?
А теперь собственно Тайна, которую никто ни в Европе, ни в Америке вам не откроет и не расскажет. По той причине, что она русская, наша.
В системе образования появилась такая штука: Гарантированное Взаимное Уничтожение. Где в связке: Родители – Ученик – Учитель – Общественность (в том числе и культовые организации разных толков) – Государство (в лице МОиН) -
Не важно - правильно говорят они друг о друге или нет. Важно другое, что вынося на публичное обсуждение проблемы взаимоотношений учителя – ученика – родителей, обсуждая программы, методику преподавания (что абсолютно недопустимо и некомпетентно) – строят новую школу?..
Летят горючие словечки, как горячие пирожки. Со свистом, вежливо. Не просвистеть бы? Впрочем, наглой вежливостью можно тоже испортить все…
Начинают навязывать свой образ жизни и поведения. Культурно сначала, а там уж по обстоятельствам… Да и методы приобщения к «культуре», «нравственности», «демократии» весьма своеобразны. Приобщают унижением, подметными письмами, поливают ложью. И, наконец, последнее средство приобщения - угроза. Опять же, возможно, это «бремя белого человека», воспетое Р. Киплингом?..
P.S. Итак, для общего развития.
Очевидно, это из серии, что «…новые формы быта невозможно развивать в старых архитектурных пространствах?»
- Не усердддт – ствуйте, не усердддт – ствуйте, - все претензии к себе. Каждый и Учитель, и Ученик?!. И главное – защити в себе Учителя! Однажды признав это, ты, Ученик, уже не сможешь отказаться от Него, Учителя: в этом и твой долг, и радость, и сама жизнь отныне неразрывно связанная с Учителем.
Осуждать не дерзну. Но, но, но проблемы ведь всегда были и будут в образовании?!. Дело в другом: насколько в нас такта, порядочности, интеллигентности и Души… Чтобы сразу ответить - не претендую на истину в последней инстанции, это всего лишь моё личное мнение.
Впрочем, я вообще не об этом… Сдержанно улыбаясь, ученики смотрели с симпатией на его лицо: красивое, одухотворенное. Думали о том, как Он, Учитель, талантлив, какой у Него быстрый и наблюдательный ум, умеющий подметить и сопоставить то, что остается незаметным для них… Пока, незаметным… Правильно?!. Так и должно быть!
Теперь 5 копеек. Простая истина.
Русские всегда всех слушают, но считают, что кроме них никто не разбирается в ситуации, поэтому делают все по-своему. Ну, вроде бы, все совместно уже обговорили? С энтузиазмом, все вместе за Дело? Воспитываем в себе Человека, человеческое отношение к окружающим. К сожалению, не все понимают, что уважение и человечность нужны в первую очередь нам самим, а не окружающим.
Вооружаемся терпением!
Небольшая шпаргалка для каждого, в том числе и для себя. Просто необходимо!
Думать — мыслить, считать, полагать, соображать, решать, постигать.
Понимать — постигать, осмысливать, соображать, схватывать суть, воспринимать.
Ситуация — состояние, обстановка, обстоятельства, условия, положение.
Трудно — нелегко, тяжело, затруднительно, тягостно, непросто, туго.
Результат — следствие, итог, исход, плод, творение, труд.
След…
«Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, — библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику (особенно типичные для России «толстые» журналы), — если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы, безусловно, будем занимать ведущее место на севере Европы и Азии. »
Д.С. Лихачев. «Нельзя уйти от самих себя»