Не усердствуй!

Ирина Маркова 4
- Не усердддт – ствуй, не усердддт – ствуй , - твердил его  внутренний голос.
Рекуче, кратко, глаголом  ломалось Слово не шутки ради, а   объединяя его  устремления: научить! Научить любой ценой? 
- Питье воды – дело индивидуальное?!. Индивидуальное! А в Учении, как в любви, участвуют двое, а вот возникнет или нет третье, «новая жизнь» - Человек образованный (культурный)  - большой вопрос…  –  Размышлял он.
Руки – энергичны и цепки. Лицо его не назовешь приятным, но  запоминалось.  Узкое, худощавое, лишенное морщин, оно увенчано короткой, чуть вьющейся, русой, шевелюрой. Густые брови того же цвета, прямой, длинный  нос, глаза умные, цепкие, с выражением какого – то брезгливого скепсиса. Это впечатление подчеркивали узкие, плотно сжатые губы. Темный костюм – предельно прост. Ничего, что могло бы отвлечь внимание ученика от главного – Личности и Знаний, которые эта личность умела извлекать из окружающего ее мира.
 Современный уровень знаний во всех сферах жизни и во всех науках даёт человеку, не знаниевый набор, а всего – лишь Возможность, да уже и требует умения, на уровне навыка, эту Возможность  применить. С  ее помощью  исследовать, изучить, осмыслить  окружающий  мир.
Он – Учитель, он – ученик, взошедший на Голгофу жизни?!.
Важное.
Словосочетание «Он – Учитель» нужно не только писать с прописной буквы, но и воспринимать именно так: «Он – Учитель»!
Помните об этом! Я подчеркиваю!
 Он – событие, явление в жизни ученика.
Детали.
 Каждый из нас  играет  роль событий и  лишь немногие, родители, люди, повлиявшие на твою судьбу,  могут стать явлением в жизни.
Красная черта! Бдыщ, взрыв мозга!
 Выясняется: полез, опрокинул, разбил, не разобрался, не выучил - играл.  «Опять двойка!»  шлёпнула. Орёт, обзывается, руки распускает. Говорить не умеет, читать не хочет, считать не может, думать  лень  - выражаться научился! Придётся отучать.
И ещё.
Неплохо бы об этом знать и это учитывать, когда ты, ученик, стоишь молча и равнодушно, не делая усилий защитить своего Учителя. Потому что: оценил его по пятибалльной шкале (на свой взгляд, по своим критериям) и  оценка - не всегда  пять и четыре. Потому что: тебя, когда – то или теперь, оценили не на пять и четыре.
Но – увы! На самом деле!

Значительная часть учеников не только равнодушно слушают и с жадностью читают все грязные нападки на своих Учителей, но и  трусливо отворачиваются, боясь замараться,
Цена аплодисментов
Всё самое важное  - за пределами слов. Каждый из нас в состоянии совершить маленькое чудо и для себя и для окружающих, например, вовремя оказать  кому-то поддержку или даже, все же,  подарить доброе слово.
Ибо!
Мы любим  и уважаем отважных храбрецов, верных товарищей и друзей! «Победитель достоин награды?»
Ответ прост.
Для одних - дверь к Знаниям закрывается (Сознание пробуждается в единстве с Учителем. Ученик и Учитель поднимаются и падают вместе).  Для других – открываются Знания, путь к жизненному  успеху (Нарабатывается и проверяется временем  авторитет). 
За чертой. Факт?  Факт!
Значение слова Факт по Ожегову: Факт - Да, действительно, так и есть.
Истинно блаженны уши, внимающие не голосу, звучащему на площадях, но голосу, в тиши учащему истине...© Древнее Латинское изречение
- Не усердддт – ствуй, не усердддт – ствуй ,- Слова стояли в  удушливой   ночной тиши, сковывавшей людей цепями  равнодушного безмолвия.  Слова, вспоминая  былые обиды, перекликались  между собой, с ним, долдоня один и тот же вопрос: « А что вы  делали  все это время?»
- Я? Жил..,  -  спокойно отвечал он. Но этот циничный ответ был полуправдой. Он действовал.
Действовал энергично. Вокруг  него бушевали страсти, а он с брезгливой миной на тонких губах, молча  демонстрировал полное равнодушие к ним. Человек пунктуальный и аккуратный  он посвятил себя учению Учеников.
Хочу обратить ваше внимание!
Не образованию, не обучению. Маркетинговая ниша, где родители и  ученик - покупатели, а школа (не важно -  средняя или высшая) и  учитель - продавец – его не интересовала.
Знания – это и есть сама жизнь?  А каким способом научить их добывать - не суть. Наблюдение, эксперимент?..  Ему претила порой хаотичность и повышенная женская чувствительность Природы. Природы, смеющейся в лицо его ученикам клейкими почками, разноцветьем листвы (зеленый – его любимый цвет, похожий на листья яблоневого дерева, что росло у окна его спальни), привносящей в жизнь,  красками, события, украшая ее буйством форм, линий. Она, Природа,  живет настоящей жизнью, изменяясь вместе с человеком, со своим дитем (неразумным и любопытным). Она, Природа,  – красива (и Человек должен быть красив,  не  чертами лица, а  впечатлением, которое он оставляет о себе).   Она, Природа, -  неповторима, разнообразна (и Человек уникален,   каждый по -  своему, «по манере письма», по звуку голоса, «по стуку в дверь»).
Он учил слушать звуки  серебристого смеха снега,  журчащего, талой воды, оглушающие, падающего ливня (музыка природы  укрепляет память человека, развивает интеллектуальные способности). 
Кстати: кто-нибудь слышал об эффектах  Вивальди и Моцарта?  Выдержка.
Исследователи из университета итальянского города Кьети  открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у людей. Науке также  известен «эффект Моцарта», когда маленькие дети, слушающие музыку великого австрийского композитора, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении.
P.S.: Уверяю вас - нечто подобное можно сказать про игры: смену времен года -  игры детей. «В игре детей есть часто смысл глубокий» Шиллер.
Во всем он предпочитал стройность?.. Огонь?  Да, огонь, но - невидимый. Где – то в самой  глубине Души. Тишина, и в нужный момент вдруг – ослепительный взрыв! Он состоял почти целиком из исключений, как русская грамматика (просто обожал работать на компьютере, виртуальный мир, цифровые технологии – завораживали).
Похожая ситуация.
У нас в России все – исключительное, вплоть до Веры. Это в природе русского характера – неопределенность. Неопределенность даже в русском произношении гласных: не то А, не то О?.. Зато какая широта, какая беспредельность…
И что? Что не тАк?
Полуграмотность. Более всего удручала его полуграмотность!
Если смотреть беспристрастно.
Полуграмотность это - историческая данность. О вреде полуграмотности ещё Пушкин предупреждал (Записка Пушкина «О народном воспитании» на Высочайшее имя, Николаю I).
Идём далее. Честно, по-русски. Я не говорю, какой  предмету он преподает, чему учит (да и, вообще, спорно: можно ли учить предмет?)
- К сожалению, я не могу  научить  всех, абсолютно невозможно  вложить знания в голову насильно. Да и не буду. Но более всего удручает не то, что таких неучей непозволительно много для просвещённой России, а то, что они  гордятся  своей безграмотностью. Тупость,  дурак, гордящийся собой,  - это модно?..
Все представленное ниже  не претендует на полемику
- Дядя, за что заплатили то и говорят, ну если серьёзно,  то какао бобов становится мало, ешь суррогаты…   Ведь мало кто разбирается во вкусе реального шоколада, так и с полуграмотностью.
Это оскорбительно?!.  Не буду голословной.
Просто никто не помнит глиняные таблички, берестяные грамоты, где все об этом, или  не  хотят  помнить?..
Вечные вопросы. Кто виноват,  и Что  делать?
 А теперь собственно Тайна, которую никто ни в Европе, ни в Америке вам не откроет и не расскажет. По той причине, что она русская, наша.
В системе  образования появилась такая штука: Гарантированное Взаимное Уничтожение. Где  в связке: Родители – Ученик – Учитель – Общественность (в том числе и культовые организации разных толков) – Государство (в лице МОиН) -
 Не важно - правильно  говорят они друг о друге или нет. Важно другое,  что вынося на публичное обсуждение проблемы взаимоотношений учителя – ученика – родителей, обсуждая программы, методику преподавания (что абсолютно  недопустимо и некомпетентно) – строят новую школу?..
Летят  горючие словечки, как горячие пирожки. Со свистом, вежливо. Не просвистеть бы? Впрочем, наглой  вежливостью можно тоже испортить все…
Начинают  навязывать свой образ жизни и поведения. Культурно сначала, а там уж по обстоятельствам…  Да и  методы приобщения к «культуре», «нравственности», «демократии» весьма своеобразны. Приобщают унижением, подметными письмами, поливают ложью. И, наконец, последнее средство приобщения - угроза. Опять же, возможно, это  «бремя белого человека», воспетое Р. Киплингом?..
P.S. Итак, для общего развития.
Очевидно, это из  серии, что «…новые формы быта невозможно развивать в старых архитектурных пространствах?»
- Не усердддт – ствуйте, не усердддт – ствуйте, -  все претензии к себе. Каждый и Учитель,  и Ученик?!.  И главное – защити в себе Учителя! Однажды признав это, ты, Ученик,  уже не сможешь  отказаться от Него, Учителя: в этом и твой долг, и радость, и сама жизнь отныне неразрывно  связанная с Учителем.
Осуждать не дерзну. Но, но, но проблемы ведь всегда были и будут в образовании?!. Дело в другом:  насколько в нас такта, порядочности, интеллигентности и Души… Чтобы сразу ответить  - не претендую на истину в последней инстанции, это всего лишь моё личное мнение.
Впрочем, я вообще не об этом… Сдержанно улыбаясь, ученики смотрели с симпатией  на его лицо: красивое, одухотворенное. Думали о том, как Он, Учитель, талантлив, какой у Него быстрый и наблюдательный ум, умеющий подметить и сопоставить то, что остается незаметным для них… Пока, незаметным… Правильно?!. Так и должно быть!
Теперь 5 копеек. Простая истина.

Русские всегда всех слушают, но считают, что кроме них никто не разбирается в ситуации, поэтому делают все по-своему.  Ну, вроде бы, все совместно уже обговорили? С энтузиазмом, все вместе за Дело? Воспитываем  в себе Человека, человеческое отношение к окружающим.  К сожалению, не все понимают, что уважение и человечность нужны в первую очередь нам самим, а не окружающим.

Вооружаемся терпением!

Небольшая шпаргалка для каждого, в том числе и для себя. Просто необходимо!

Думать — мыслить, считать, полагать, соображать, решать, постигать.
Понимать — постигать, осмысливать, соображать, схватывать суть, воспринимать.
Ситуация — состояние, обстановка, обстоятельства, условия, положение.
Трудно — нелегко, тяжело, затруднительно, тягостно, непросто, туго.
Результат — следствие, итог, исход, плод, творение, труд.

След…
«Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, — библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику (особенно типичные для России «толстые» журналы), — если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы, безусловно, будем занимать ведущее место на севере Европы и Азии. »
 Д.С. Лихачев. «Нельзя уйти от самих себя»