Немое Кино

Пермякова Алиса
- Свет! - скомандовал режиссёр, и Вержбицкий на несколько секунд ослеп. Он волевым усилием постарался успокоить сердцебиение. Сейчас они все на него набросятся. Они слишком долго превозносили его, хватит. Теперь пришла пора обратки. Напротив на диванчике вальяжно развалился развалился директор телеканала, Антон Шевцов. Не знай Вержбицкий, что от этого шоу зависит его карьера, поверил бы, что тот совершенно спокоен. Вот, что значит профессионализм! Вержбицкий был учёным, в лаборатории на его реакции всем было наплевать.

Передачу обещали не перебивать на рекламу и транслировать по всем каналам. Миллионы людей прилипли к телевизорам, забросив свои привычные дела. Как в старом фильме двадцатого века про парня, из жизни которого сделали интерактивное шоу. Вержбицкий не услышал, лишь краем глаза отметил, как режиссёр показал финальный отсчёт, а потом махнул рукой начало. Загорелись огоньки на камерах, защелкали переключателями техники. "Поехали!"

- Пожалуй, мы все знаем, что этот разговор должен был состояться давно, - сказал Ведущий, - мы получаем миллионы сообщений от зрителей. Шоу "Немое Кино" шло уже не один сезон, было переведено на практически все языки мира, транслировалось по всем ведущим каналам и заработало своим создателям не один миллиард универсальной валюты. Господин Шевцов, идеолог и продюсер этого шоу, сегодня у нас в студии. Антон, расскажите, как всё начиналось!

- Всё началось очень давно. Если помните ещё все скандалы по поводу использования Кристаллов Вержбицкого в шпионаже и Суды Морали, после которых использование технологии на Земле было ограничено. Тогда ещё оставили эксклюзивное право на их использование у обсерваторий для поиска в глубоком космосе. - Антон сделал небольшую паузу, во время которой Вержбицкий "затылком" почувствовал, что прицел камеры навели на него. Ещё бы, упомянули его изобретение.

- Это было гениально, - грустно улыбнулся Шевцов, - нам вернули мечту наших дедушек о космопоиске. Да, мы не летели годами в ледяном вакууме в дребезжащей консервной банке с ядерным зарядом под попой, именуемой космическим кораблём... но нам это и не было надо. Мы были виртуальным поколением, нам было достаточно наших экранов. Мы к этому привыкли.

Вержбицкий грустно усмехнулся. Он годился Антону в отцы и ещё помнил свои собственные переживания по поводу виртуального поколения детей; детей, которым не были нужны ни бумажные книги, ни палатки на природе, ни игра в мяч во дворе. Дикие электронные зомби. Вержбицкий думал, что хуже его сыновей быть не могло, пока не появились внуки. А потом привык к тому, что они не помнят ничего, что можно подсмотреть в сети, что они молниеносно схватывают поверхностную картинку, не копая без необходимости вглубь, что любимых больше не водят в рестораны, а музеи и кинотеатры перешли в режим онлайн 3D. Тем временем, Шевцов продолжал.

- Мы мечтали стать первооткрывателями, не вставая с дивана. И мы стали ими. Миллионы детей и взрослых детей бороздили космос, подключаясь к Кристаллам. Не нужно было убеждать налогоплательщиков спонсировать проекты частных космических агенств - мы делали это в едином сетевом порыве энтузиазма. Да, мы нашли единицы заселённых планет, но мы нашли их. Данные о координатах собирались в единой базе данных и к ним мог подключиться кто угодно. А обсерватории всего лишь сохраняли эту информацию, информацию о наблюдениях. И вот однажды мы нашли планету, похожую на нас. Это был успех, на её изучение бросили все силы, но два десятка лет наблюдений осилить сложно. Я всего лишь предложил смонтировать эту информацию в более удобную форму. По-моему, это логично...

Гром аплодисментов, то ли искренних, то ли по команде. Как ни странно, при всей виртуальности современного мира, на ток шоу было принято приводить живых зрителей. Они исчезли на короткое время, но организаторы вскоре их вернули. Видать, без них было никак. И вопрос из зала - то, что давало и людям за экранами ощущение присутствия.

- А монтаж вы делали тоже на "сетевом энтузиазме"?
- В начале да. Мы очень долго готовили первый сезон, люди воспринимали его как постановочное шоу, рекламодателей было мало - ведь в немую документалку контекстную рекламу не вставишь. Те что были, настаивали всё  же вставить. Со второго сезона проект был запущен официально.
- Планируете ли вы новый сезон?
- Если вы видели последний сезон, вы поймёте. Снимать больше нечего. Они погубили свою планету. Там больше ничего нет...

Как реальные зрители, так и виртуальные взорвались возмущенными криками. Последний сезон показывал отнюдь не красивые, а даже отвратительные сцены. Война, ядерные взрывы и нейтринные взрывы. Ад, каким его не мог себе представить ни один богослов ни одной религии. Огненный ад и серая мгла. И всё это в полнейшей, звенящей тишине. Такие кадры не пустили бы в эфир, не будь распорядителем сам Шевцов. Вержбицкий долго отмахивался от шоу, но под конец таки просмотрел все сезоны. Нет, в отличие от "виртуального поколения", он не испытал ни отвращения, ни отрицания. Он чётко ощутил унылую неотвратимость. Он понимал Шевцова.

- ...Вержбицкий! - громогласно прозвучало в студии. Профессор растерянно вскинулся. Погруженный в свои мысли, он совершенно потерял нить разговора. Ведущий понимающе повторил.
- Профессор Вержбицкий, как вы оцениваете такое применение своего изобретения?
- Собственно, никак... - выдавил он. Ведущий требовательно приподнял бровь. Понятно, он пытался отвлечь зрителей, сменив тему; от Вержбицкого требовалось подыграть, - ...я... я создал инструмент... а как его использовать, каждый решает для себя.
- Считаете ли вы допустимым демонстрацию насилия по интернету?
- Что вы понимаете под насилием? - ведущий явно не ожидал такого вопроса. Шевцов хихикнул в воротник. Зал замер в ожидании.
- Хорошо, я перефразирую. Считаете ли вы допустимым показывать всем войны и убийства, страдание и разрушение? Что станет с хрупкой детской психикой?

Вержбицкий на минуту собрался с мыслями. Ему было что сказать. И за это ему грозило быть распятым. Зря он поддался на уговоры принять участие в шоу, ведь знал, что добром оно не кончится. Все выжидающе замерли. Вержбицкий набрал в грудь воздуха и начал.

- Я узнал об этом шоу от своих внуков. И даже просмотрел его, сезон за сезоном. Не могу сказать, чтобы психика моих внуков от этого пострадала. Они не осознают того, что это на самом деле произошло.
- Почему вы так в этом уверены?
- Я старик, и могу себе позволить такое сказать. Мне есть с чем сравнивать. К сожалению, помимо хрупкой психики и молодого поколения отсутствует способность самостоятельно делать выводы. А потому, Антон сделал великое дело. Я всего лишь усовершенствовал технологию улавливания света. Он же обработал огромное количество записей и привёл именно те выводы, которые жизненно необходимы нашей планете.
- Вы находите, что нашей планете жизненно необходимы страдания и разрушения? - спросил ведущий, а Антон с неподдельным интересом уставился на учёного. Ропот в зале нарастал.

- Мне кажется, что все здесь присутствующие забывают, что именно представляют собой кристаллы, названные моим именем. Я не буду углубляться в детали и в физику. С момента первых портретов, нарисованных при помощи проекции отражения модели на холст, продолжая аналоговыми, потом и цифровыми изображениями, человечество совершенствовало навыки улавливания световых волн. Кристаллы - это всего лишь технология, позволяющая извлечь максимум из этого. Свет - уникальная энергия. Она путешествует миллионы световых лет и почти не устаёт. И гораздо быстрее звука, который я даже не начинал улавливать - отсюда так называемое "Немое Кино космопоиска". Так вот, я придумал, как свет уловить. Я не придумал, как его ускорить.
- Мы понимаем, и какое отношение это имеет к тому, что нам нужно?
- Самое прямое, - сказал Вержбицкий, чувствуя странное, едва ли не ледяном спокойствие, - То, что вы там видите, произошло миллионы лет назад. Более того, то, что вы видите на небе, звёзды, карлики... тоже произошло миллионы лет назад. Вся астрология гадает о будущем по световому "снимку" чрезвычайно далёкого прошлого. И всё это шоу, которое так обеспокоило ваше поколение всемирной сети, тоже имело место быть задолго до того, как на нашей планете даже зародилась жизнь. Да, они были похожи на нас. Поразительно похожи. И гораздо более похожи на нас внутренне. Мы смотрели на них и узнавали себя. И это позволило нам отноиться к ним, как к родным. Но как только у них начались проблемы, как только Антон показал, насколько их цивилизация была больна, в "хрупкой психике" молодого поколения включилось отрицание, а потом и гнев. Это страшная правда. Их общество болело тем же недугом, что и наше сейчас. Недугом безчеловечности.
- Постойте, я не согласен... - попытался протестовать ведущий, с трудом перекрикивая возмущение толпы.
- Дай ему закончить! - неожиданно стальным тоном приказал Антон. Ведущий замер, будто от полученной пощёчины.

- Вы привыкли к хэппи эндам, к шоу, ход которого определяет интерактивное голосование, к паузам и прокруткам. Вы привыкли прятаться от своих проблем в виртуальном мире, находиться в множестве "миров" одновременно, не находясь на самом деле ни в одном из них. Вы привыкли думать, что мир вам принадлежит. Но ведь на самом деле это вы принадлежите своим гаджетам, чипам виртуальной реальности, читателям ваших блогов и иллюзии того, что мир можно изменить нажатием кнопки. Именно это и погубило ту планету, повторюсь, миллионы лет назад! Они просто нажали на кнопку, и полетели ракеты с напалмом. Они просто нажали на кнопку, и начали взрываться ядерные станции. История развивается по спирали, и вы те, кому повезло больше, чем моему поколению. Вам дали наглядный пример того, к чему вы рискуете придти, если не одумаетесь уже сейчас! Мне говорили, что я опередил своё время... наверное. Антон Шевцов своё точно опередил... потому что когда это время наступит, будет уже безнадёжно поздно! А, что я вам говорю!

Вержбицкий запнулся, нервно сглотнул, схватил свой пиджак и почти бегом покинул студию. Экран сзади гостей рябил значками одобрения и неодобрения  зрителей со всего мира. Вержбицкий думал, что он всё же умудрился, на старости лет прославиться в социальных сетях, и что на улицу лучше теперь носа не казать.

Но сейчас он пошёл в ретро-бар. Стилизованный под американский бар конца двадцатого века, он отличался наличием бумажных меню,  и не предлагал посетителям доступ в сеть. А ещё только здесь можно было ещё найти пиво в бутылках из коричневого стекла с железными крышками, которые редкие посетители напоказ сбивали об край барной стойки. Вержбицкий сел за дальний столик в углу и перевёл дух. Нельзя в его возрасте так, просто нельзя! Официант принёс бутылку холодного пива за счёт заведения и молча пожал Вержбицкого руку. Учёный горько улыбнулся. Вот бы его внуки так же отреагировали!

Через час самокопаний и проигрывания в голове вариантов того, как можно было бы не опозориться на шоу, Вержбицкий увидел, что к его столику идёт сам Антон Шевцов.
- Данила Яковлевич, я вас поблагодарить хотел. Вы поняли, что я хотел сказать.
- А толку то, Антон?
- Мне это важно. А им... по крайней мере, с вашей лёгкой руки они запустили новый проект: поиск новой планеты для человечества.
- Новой планеты?
- Да. Раз такой опытный и именитый Учёный, как вы, сказал, что нашу планету ждёт та же участь превратиться в пыль, они решили найти себе другую. - Антон криво усмехнулся. Вержбицкий фыркнул.
- Я думал, человечество не меняется только на нашей планете...
- Есть кое что, Данила Яковлевич, что я из шоу вырезал. С умирающей планеты действительно эвакуировались несколько кораблей. Я их отслеживал, пока они не ушли в то, что сейчас назвали бы гиперпрыжком, намного быстрее скорости света. У меня есть основания предполагать... доказательств,  конечно, нету... но что они эвакуировались как раз...
- На Землю... - закончил фразу Вержбицкий. А чего ещё можно было ожидать!

(с) Алиса Пермякова 01/2017