Это всё о ней

Аркадий Шакшин
    Это была суббота. Ровно 37 лет назад я спешил домой. Сердце предчувствовало беду. Подсознание говорило, что в твоей судьбе, смерть стоит у твоего порога. Оно не ошиблось. Умер мамин родной дядя. 22 марта были его похороны.

 Ночь с 22 на 23 марта была последней в жизни моей мамы. Почему то мне на ум пришли  стихи, которые я давно забыл:
Люди, братья мои,
Берегите своих матерей.
Настоящая мать, человеку дается однажды.

   Что происходило 23 марта 1980 года. Мы стояли на остановке железнодорожной станции - Вторая площадка. О чём я тогда думал? Конечно о ней , о маме. Я терзал себя мыслью, о том, как я мог допустить, что с ней могло такое произойти.
-Почему именно с ней? - думал я. 
- Я вырос, заканчиваю   училище, после его окончания в моих планах было   вернуться в родной дом, чтобы помогать ей, заменив отца. Успокаивал себя, в этот момент,  только тем, что она жива.

 Я еще не знал, что скоро мамы не станет. Сейчас  задаю себе вопрос: Почему нас дежурные врачи не пустили к ней в палату?   Что мешало мне быть рядом, когда она умирала? Я даже не успел попросил у неё прощения и проститься. Не успел, а может мне не дали возможности это сделать. Она ведь ждала меня.  Ушла тихо, так и не попрощавшись ни с кем.

 Каждый год, с наступлением марта, меня начинает колошматить.  Каждый год,  успокаиваюсь только после проведения поминок.  Что я ещё могу сделать для неё в этот день? Только прочитать поминальную молитву и организовать обед в её честь. В этом году поминальную молитву буду читать сам. Наверное возраст берет свое.

   В тот год, около восьми утра мамы не стало. Теперь я понимаю, почему меня не было рядом с мамой в  момент её смерти. Я бы плакал, рыдал, устроил, наверняка,  истерику. А это  не правильно. В момент, когда человек отдает Богу душу, должна быть абсолютная тишина.   Переходу души из одного состояния  в другое, никто не должен мешать.  Никакие истерики, громкие рыдания и слезы,  в этом случаи, не помогут. Всё предопределено судьбой.  Не надо мешать тому, кто покидает этот мир. Всё, что должно произойти произойдет. Всё. Поздно.

 Что вы должны делать  в эти минуты, если находитесь с рядом умирающим близким человеком? А  должно быть только чтение соответствующей молитвы и  ваше  молчаливое присутствие, чтобы не мешать человеческой душе покидать этот мир.

  Всё. Я это сделал. После почти месячного напряжения, можно немного отдохнуть. Я помянул свою маму. Самым трудным и тяжелым был последний день и ночь - не мог уснуть. Для проведения поминок многого не надо. Немного денег, пригласить муллу, организовать поминальный обед.    Ежегодно, вот уже  37 лет подряд,  я традиционно устраиваю его, после  ухода мамы  из жизни. Сначала я  проводил поминки в родном доме, потом у родной тети, сестры мамы, потом у сестры папы. В последние два, три года в своем доме.Что для этого надо? Закупить продукты для поминального обеда, хаир, для раздачи приглашенным, мулла для чтения поминальной молитвы и друзья, которые придут разделить твой поминальный обед.

 Все разошлись. На душе стало как - то легче, легкая приятная усталость, сопровождающаяся чувством выполненного долга. В этом году поминальную молитву читал сам. Наверное уже пора заняться этим. Тем более дедушка, в тридцатые годы прошлого века, репрессированный, был муллой.