Это всё о ней

Аркадий Шакшин
    Это была суббота. Ровно 37 лет назад я спешил домой. Сердце предчувствовало беду. Подсознание говорило, что в твоей судьбе смерть стоит у твоего порога. Оно не ошиблось. Умер мамин родной дядя. 22 марта были его похороны. Ночь с 22 на 23 марта была последней в жизни моей мамы. Почему то мне на ум вспомнились стихи, которые я давно забыл:
Люди, братья мои,
Берегите своих матерей.
Настоящая мать человеку дается однажды.

   Что было в это время 23 марта 1980 года. Мы стояла на остановке железнодорожной станции Вторая площадка. О чём я тогда думал. Конечно о ней , о маме. Наверное я терзал себя мыслью, о том, как я мог допустить, что с ней могло такое произойти. Почему именно с ней, именно в это время, когда я вырос и должен был вернуться после окончания училища, чтобы помогать ей. Успокаивал я тогда себя только тем, что она жива. Я еще не знал, что скоро её не станет. Сейчас я задаю себе вопрос: Почему нас дежурные врачи не пустили к ней в палату, почему я не был рядом, когда она умирала, ведь тогда даже не попросил у неё прощения. Не успел, а может мне не дали возможности это сделать. Она ведь ждала меня и ушла тихо так и не попрощавшись.
Каждый год с наступлением марта меня начинает колошматить и каждый год я успокаиваюсь только после проведения поминок. А что я ещё могу сделать для неё? Только это. В этом году поминальную молитву буду читать сам. Наверное возраст берет свое.

   Где-то около восьми утра мамы не стало. Теперь я понимаю, почему меня не было рядом с мамой в этот момент. Я бы плакал, рыдал, устроил наверное бы истерику. Это было бы не правильно. В момент, когда человек отдает Богу душу должна быть абсолютная тишина. И никто не должен мешать переходу души из одного состояния в другое. И никакие истерики, вздохи, ахи уже здесь не помогут. Всё предопределено судьбой и не надо мешать тому что должно произойти, все уже поздно. Если вы рядом только молитвы про себя и тишина. Мы наверное должны только своим молчаливым присутствием и молитвами помогать человеческой душе покидать этот мир.

  Всё. Я это сделал. После почти месячного напряжения можно немного отдохнуть. Я помянул свою маму. Самым трудным и тяжелым был последний день и ночь не мог уснуть. Для проведения поминок многого не надо, хотя материальные затраты тоже ощутимы. Но это не главное. То что я могу сделать для мамы после того, как её не стало это сделать поминальный обед. Все 37 лет я традиционно устраиваю его, после её ухода из жизни. Сначала я его устраивал в родном доме, потом у родной тети, сестры мамы, потом у сестры папы. Сегодня у себя дома. Что для этого надо? Закупить продукты для поминального обеда, хаир, для раздачи приглашенным, мулла для чтения поминальной молитвы и друзья, которые придут разделить твой поминальный обед.

 Все разошлись. На душе стало как - то легче, легкая приятная усталость сопровождающаяся чувством выполненного долга. В этом году поминальную молитву читал сам. Наверное уже пора заняться этим. Тем более дедушка, в своё время репрессированный, был муллой.