Ты кто? - Конь в пальто

Винтила Анастасия

Винтила А.
«Ты кто? – Конь в пальто».




Личность — единственная реальность, которую мы познаем и которую одновременно возделываем изнутри.
Эмманюэль Мунье




Глава I




Анатолий Хващенко работал тяпочником. Он пропалывал в небольшом городке клумбы. Анатолий был абсолютно непримечательным человеком. Немолодой, одинокий, очень аккуратный, любил каждое утро покупать свежий хлеб в булочной. На работу он всегда ходил в чистой униформе, а по выходным на нем был спортивный костюм: белый с красными полосками по бокам. Костюм купил себе сам с первой зарплаты.
Была пятница, Анатолий проснулся пораньше, на дворе было лето. Трудиться и еще раз трудиться, а особенно, если ты тяпочник. Он выпил кофе со свежим хлебом, надел униформу и, проверив все ли инструменты на месте в рабочем чемоданчике, отправился на работу. Сначала надо было обозначиться в ЖЭКе. Дорога была ему хорошо знакома, и он бодро шел, здороваясь со знакомыми жителями городка. Здание было кирпичным, старым и неприятно пахло сыростью. Но бюджета на ремонт не выдавалось, поэтому существовали, как могли. Тяпочник отправился в приемку – кабинет, где отмечаются все работники ЖЭКа.

- Хващенко, ты семена получил? – спросила его толстая регистраторша Нина, - и вот тут расписаться не забудь и время прихода отметь.
- А как же, еще вчера, - ответил Анатолий.
- Тебе напарника сегодня в помощь, - сказала Нина, просматривая журнал посещаемости работников.
- Какого еще напарника? – Хващенко насторожился.
- Миша, он на лето работать к нам пришел. Студент из столицы.
- Но почему ко мне? – удивился Анатолий, - пускай идет к электрикам, им всегда нужна подмога.
- Потому что мест нет, а тяпочников по штатному полагается два. Так что тебе не жизнь, а одна смакота! - Нина откусила яблоко и громко стала его жевать, -  Пускай за тебя всю работу делает, а ты кости на солнце грей. Помощник твой у главного входа в здание. Так что иди, знакомься с парнем.

«На пенсию меня, что ли хотят?» - гонял мысли в голове Анатолий. Он любил работать один, инструменты свои аккуратно хранил и к заданиям походил с крайней ответственностью. И еще у него была тайная страсть, о которой он никому не рассказывал. Пропалывая, все сорняки он аккуратно с корнями доставал и после ехал с мешком подальше за город и их высаживал обратно. Хващенко не был наделен какими-то глубокими знаниями, всего несколько книг из школьной программы. Но что-то ему подсказывало, что правильнее не губить одних во имя цветочного орнамента: «Береги природу!».
Анатолий вышел из ЖЭКа, на улице было тепло. Все было зеленым, солнце обещало светить в этот день ярко. К нему подошел симпатичный парень: блондин с карими глазами, одет очень скромно, он улыбался:

- Мне сказали, что вы будете здесь меня ждать. Я Миша, студент технологического колледжа. Сессию сдал экстерном, так что готов приступить к работе. Мне деньги очень нужны…
- Ну что ж, раз так, пойдем Миша - студент технологического колледжа, давай поработаем.
      
Анатолий немного обрадовался. Вряд ли этот молодой человек займет его место. Сессия экстерном, столичный колледж – не о профессии тяпочника мечтает парень.
Возле одного муниципального здания они остановились. Миша послушно, даже немного робко, выполнял указания Анатолия. Они взяли тяпки в руки, и четко по схеме стали пропалывать клумбу. Правильно высаженные красивые цветы и рядом торчащие зеленые сорняки.

      - Складай вот сюда, - сказал Анатолий, - специальный мешок приготовлен.
      - Хорошо Анатолий Григорьевич, - ответил послушно студент.
 
     Мимо проходили разные люди с портфелями. Город был небольшим, многие знали друг друга. Время приближалось к полудню, было жарко.

      - Можно задать вам вопрос? - спросил Миша.
      - Разрешается, - ответил Анатолий.
      - Скажите, вы ведь давно работаете в должности тяпочника?
      - Всю свою жизнь. А почему ты интересуешься? – Хващенко не очень любил вмешательство в его личную жизнь.
      - Просто интересно, почему глядя на всех этих с портфелями вы никогда не хотели получить более хорошую работу?
      - Не твое дело, студент, - рыкнул Анатолий, - работай, через час пойдем на обед.

      Хващенко сам удивился, почему так сильно его задел вопрос парня. Но уже не мог ничего изменить, поэтому молча продолжил прополку. После обеда Анатолий пришел расстроенным: он чувствовал себя виноватым. Ни кефир, ни бутерброд не развеселили тяпочника. Хващенко знал, что был не прав, грубо ответив молодому парню. Миша молчал, но работал очень хорошо, не халтурил.

Хващенко набрался смелости и сказал:

     - Ты извини меня, Михаил. Не хотел я грубить.
     - Ничего страшного, мне не стоило лезть не в свое дело.
     - Я люблю растения, и профессия тяпочника мне подходила. Просто жил, или выживал. Работу свою люблю, делаю, что надо. Ты кем станешь после своего колледжа?
     - Электромонтёром, правда учиться еще долго, но зато потом хорошая зарплата, - гордо ответил Миша.
     - Действительно хорошая профессия. В столице останешься?
     - Честно, я даже не знаю. Отец спился в конец, матери нет. Я на лето искал куда бы поехать подработать и пожить. После колледжа в городе или еще где, мне все равно. Главное, подальше от прошлой жизни и отца-алкоголика.
      Миша плюнул в сторону, а Анатолий почувствовал себя неуверенно и решил закурить.

      - Вы бы не курили, сами же знаете, вредно.
      Миша взял тяпку и стал пропалывать дальше. Постепенно вечерело, начинало розоветь небо.

       - Собирай инструменты, - сказал Анатолий и потушил сигарету, - пойдешь со мной.
      - Но немного осталось, - студент был удивлен, - давайте допропалываем.
      - Завтра, - Хващенко убрал тяпки в свой чемодан и взял мешок с сорняками, - Поедем за город сейчас. Каждый вечер стараюсь выезжать.

      Они сели в автобус. Людей было немного, над сидением водителя Степана висела ковровая бахрома для украшения и уюта самого водителя. На спинке его кресла было старое выцветшее фото Олега Газманова. Летний вечер, из приемника шансон о рыбаке и рыбке и как будто в такт качается бахрома.

      - Так куда мы едем, Анатолий Григорьевич? – Миша был в предвкушении.
      - Послушай, ты хороший парень, а мне приятно будет с тобой поделиться, -Хващенко вдруг кольнула мысль, а не поторопился ли он. Что если этот молодой парень засомневается в ментальной здравости тяпочника?  Но они уже в автобусе, и обратного пути нет.
     Набравшись храбрости, Анатолий продолжил:
     - Я не выкидываю сорняки. Отвожу их за город и высаживаю обратно. Это может показаться странным, но мне всегда казалось правильным.
     - Не скажу, что это странно, скорее, благородно.
     Хващенко почесал подбородок, ему было приятно, что Миша его понял.
     - Степка, останови у пролеска. Ты, когда обратно будешь ехать, остановись там же, мы сядем - попросил тяпочник.
     - Через час буду здесь примерно. Обязательно подхвачу вас, - ответил водитель.

      Окутанный шансоном и запахом газа, автобус укатил. Анатолий и Миша дружелюбно общались. Они шли лесом. Все еще было светло, но летний вечер постепенно наступал.
     - Вон там вроде как неплохое место, - сказал Хващенко, - Давай там и остановимся.
     Неплохое место было заброшенным яблоневым садом. Миша сорвал яблоко и протер руками.

     - Ничего себе! Спелое! – сказал он.
     - Странно, рановато-то для яблок, тем более диких, - ответил Хващенко, - вкусные?

      Студент, кивнув, и тяпочник сорвал себе наливное яблочко.

      - Действительно спелые яблоки, - подтвердил он, - а как хрустят! Очень странно, что так рано они поспели. Давай быстро рассадим, что успеем, а то Степан умчит без нас.
      Они достали по лопатке и стали высаживать сорняки. Мише нравился его старший товарищ. Эта его странность была симпатичной. Такая небольшая должность, а большое сердце.


Глава II


Конь Лось любил яблоки. Он ел их в буквальном смысле запойно. Спокойно мог забыть о времени, да обо всем на свете мог забыть, если перед ним яблонька. Когда его спрашивали, отчего эта страсть, он отвечал:
- Хрумкают шибко приятно.
Пускай даже это и являлось отчасти правдой, но основной любовью коня было чувство сытости, полноценности набитого пуза. Он себя ощущал приземленным, то есть материальным. И это его это радовало. Конь Лось был бездомным. Никакой человек не приручал ни его самого, ни его мать. Однажды он познакомился с лошадкой деревенской. Она была молодой, но уставшей. Вечером он заглянул к ней "помахать гривой", и увидел на дверях ее хлева репродукцию неизвестного художника на картину "Лошадь в цветах". Картина, на которой Белая лошадь с гривой на бок, а фон из розовых цветов, и под всем этим календарь за 1983 год.  "Вульгарно,"- подумал Лось. И был прав. Конь так и не поделился с деревенской лошадью своими мыслями, а та в свою очередь не разделила в связи с этим с ним соломы. 
Лось решил в этот день пойти снова накатить яблок. Он выпил немного воды из пруда, фыркнул одобрительно своему отражению и поплелся вглубь леса. Там, среди деревьев был заброшенный сад, в котором по необъяснимым причинам круглый год цвели наливные яблоки.

- Стой! Стой конская ты голова! - послышался голос.
- Я стою, хам, - ответил конь, - покажись мне раз такой смелый.
Из кустарника выбежал запыхавшийся заяц Синекроль.
- Зачем так громко нарушать мое внутреннее предвкушение? – недовольно спросил Лось.
- Мне нет дела до твоих проблем, мне надобно дань с тебя взять, - сказал Синекроль.
- Товарищ, вынужден вам отказать, - сказал конь, - я тороплюсь. Почему вообще я должен вам что-то платить, а не вы мне?
- Таковы правила. Современный мир полон странных регуляций. Вот одна из них: проходя по дороге Владыки Сергеевича все платят. Это правильно, потому что так мы вкладываем свою лепту в будущее. Светлое, ни какое-то там!

Конь напрягся, его вообще раздражали общие фразы, не несущие под собой ничего, кроме самой фразы.
- Но я отказываюсь платить за нематериальное. Я не могу увидеть будущее, как, например, могу почувствовать запах яблок. Они совсем близко, и принесут мне, свободному коню, светлое настоящее.
- Вот скажи мне, конь, почему тебя зовут Лось? - спросил Синекроль.
- Легко, - ответил конь, - я родился и сразу же понял, что внутри я полный лось. Никогда не видел ничего общего со своими родителями, но в лесу часто гуляют лоси. Они всегда восхищали меня: и зимой, и летом. На любом фоне природы, лось – постоянное и неизменное. Лошадь, конь, как угодно, это существо прирученное, крайне редко дикое. Но у лося нет хозяина, но есть таинственная поволока в глазах. Это впечатляет.
- Видишь, ты решил, и установил для себя свои правила, так и Владыко Сергеевич определяет, как платить и когда. Ты должен внести лепту. Если не можешь сегодня, то хотя бы поприсутствуй на лекции вечером.
-Лекция меня устраивает, я буду, - согласился Лось.

Конь бодро дошел до своего заветного сада и с упоением предался желудочным радостям.  Лось никогда себе не признается в том, что зависим от этих яблок, но, когда его желудок был полон, он расстраивался: трапеза окончена. Конь вышел из леса на огромное поле. Был полдень, прекрасная погода.  Лось решил отдохнуть и прилег на лугу. Фыркнув, он сыто задремал.

      - Слышал про сегодняшнюю аудиенцию? – спросил кто-то совсем рядом.
      - Ты, о чем, невидимое существо, - ответил Конь.
      - Я о Владыке Сергеевиче, - из густой травы потягиваясь вышел енот, - я так хочу спать, но, если прилягу, пропущу все. А надо быть, меня предупредили.
     - Привет и вам, Егор. Слышал сегодня что-то о дани, о лекциях. Но желания нет ни платить, ни посещать. Я яблоки лучше в саду поем.
     - Надо сходить на собрание, я пока не особо сам понимаю, к чему вся шумиха, - Енот сорвал травинку, и стал ковырять ею в зубах, - А что яблоки, вкусные?
     - Да, яблоки - это нечто. Хочешь немного?
     - Отчего же не захотеть. Пойдемте, сударь, по яблоньке выберем.

     Конь выглядел очень дружелюбным и щедрым. Но он не делился, так как яблоки – не его собственность. Приглашение было лишь поводом самому продолжить оральное удовольствие.
Они легко дошли до сада, и каждый сорвал по яблоку. Енот рассказывал истории о своих победах над другими лесными жителями. Иногда он читал рэп, неказисто и буква «с» всегда свистела и резала лошадиное ухо. Но конь молчал, он ел. Время летело незаметно и уже приближался вечер. Вдруг они услышали, как кто-то идет по лесу.
-Это люди! – Лось испуганно вглядывался туда, откуда слышались голоса.
-Надо бы спрятаться, - сказал Енот.

Они быстро скрылись в кустах. Лось посмотрел на Егора, тот хотел чихнуть и еле сдерживал лапами свой нос.
-Держись, - сказал ему тихим шепотом конь.

Они прятались в зарослях и видели, как двое мужчины: один – молодой блондин, другой - чуть постарше седой, высаживали что-то из мешка. Больше всего коня расстраивало то, что они ели его любимые яблоки. Он хорошо знал людей, и понимал, что только эти существа способны собрать весь урожай за один день. Все они: и конь с енотом, и Анатолий с Мишей, остались бы неизвестными друг другу. Но неожиданно произошло странное. Лось вдруг почувствовал, как он сам отрывается от своих копыт и взлетает. Вот его холка, а вот и весь лес, дорога, поле… С силой он стал притягиваться обратно к земле, и ощутил, что мир выглядит иначе.

Продолжение следует