Портрет находится В Чикаго в Арт Институте
Часть 2 По направлению к Ван Гогу
Я поехал в Амстердам с единственной целью посмотреть «Ночной дозор» Рембрандта. Ничего особенного. Я совершил много таких поездок. Например, в Афины исключительно с целью посмотреть Парфенон. В кассе Рейксмузея я спросил насчет того, как ходить в музей каждый день, и мне с удовольствием за какую-то условную цену продали постоянный билет на месяц во все музеи Амстердама.
Бог надоумил меня съездить в Амстердам. Там я кроме Рейксмузея каждый день ходил в музей Ван Гога. Там странным образом до меня стал доходить Ван Гог, хотя я видел его бесчисленное количество раз и в музее Орсей, и в Лувре, и в Эрмитаже, и в Пушкинском, и в Лондонской Национальной галерее, и в Метрополитен музее.
Попробуйте составить ваш личный список 10 самых выдающихся художников.
Теперь сверьте ваш список с интернетом.
Ван Гог везде в первой пятерке, вместе с да Винчи, Буонаротти, Рафаэлем, Рембрандтом и Пикассо. В этом есть что-то (долго искал слово: непостижимое, невероятное) выше нашего понимания. Чтобы ответить на этот вопрос написаны тысячи статей и книг, сняты десятки фильмов, даже опера написана. Григорий Фрид – «Письма ван Гога».
В голове у меня Ван Гог засел с давних времен, начиная с книжки Леонида Волынского, (который спасал картины Дрезденской галереи) «Дом на солнцепеке», потом фильм с Керком Дугласом, потом биография Анри Перрюшо.
Но выстрел прогремел в Амстердаме в музее Ван Гога у "Подсолнухов". Да и сам музей видно подействовал. Музей Ван Гога!!!! У кого еще есть музей? Я был в доме-музее Рембрандта там же в Амстердаме на Jodenbreestraat 4. Но это дом, где жил Рембрандт. Никакого сравнения. Музей Ван Гога в Амстердаме – это не дом-музей, где Ван Гог жил. Нет. Желтый дом в Арле? Разрушен бомбой в 1944-м году. Приют Сан Реми? Окно с решеткой. Лачуга в Боринаже, где он спал на соломе? Или дюны, где ночевал с Син?
"Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне - страна моя родная".
Из нашего привычного понятия «гений» Ван Гог выпадает. Я долго не мог понять почему. Но нам ведь не приходит в голову, что Христос – гений.
Но с Христом такой парадокс. Для тех, кто его признает, он выше, чем гений, он Бог, а остальным до него дела нет, и они и не подозревают, что он был гением просто как человек.
Гений Ван Гога проявился с самого детства и не был понят, впрочем, не был понят и до самой смерти, но о Христе тоже говорили с иронией и недоверием, кто это такой умный, не сын ли плотника? И тоже он не был понят до смерти и еще долго после нее. Понимали его только апостолы, да и то не полностью.
Короче, после «выстрела» в Амстердаме я попытался понять Ван Гога или хотя бы приблизиться к пониманию его.
Личность и творчество всегда неразрывно связаны, творчество - слепок характера.
Но у Ван Гога это особенный случай – личность полностью претворена в творчестве. «Также как и у Христа» - тут же пришло мне в голову». (Это хорошо у Эрнеста Ренана показано, который рассматривает его как реально жившего человека).
Уникальный случай полного слияния характера и творчества.
Ван Гога невозможно понять без представлений о его характере.
Вот составляющие его личности:
1. Глубокая, с детства впитанная, религиозность и знание Библии, БУКВАЛЬНО влиявшие на его поступки и восприятие мира,
2. Гениальность:
невероятная энергия и упорство, (как ледокол),
критический ум.
Сильная врожденная способность и страстное желание писать и рисовать.
3. Образованность: учился много и читал очень много, обладал обширными знаниями.
4. Одержимость, переходящая в болезнь.
Жизненные катастрофы и замещения.
Замещение, открытое или внедренное Фрейдом -(сублимация) - один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой цели,на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
Ни у кого не проявилось в такой степени как у Ван Гога.
1. Разрыв с семьей в ранней юности (замещение – брат Тео, наслаждение природой, чтение, рисование).
2. Отвергнутая любовь (замещение религиозной деятельностью).
3. Увольнение с работы (замещение: религиозная деятельность, совершенствование в искусстве: рисование и живопись).
4. Изгнание из религиозной деятельности (замещение искусством и писанием писем).
В составляющих его личности я первой ставлю его религиозность. Это не формальное заявление. Религиозность оказала глубочайшее влияние на его жизнь, и отсюда мое название.
Я не сразу заметил, что в этом названии содержится скрытая опасноcть, а именно, невольное утверждения знания автором Христа, то есть равное знание обеих сторон равенства.
Но если одну сторону - Ван Гога можно узнать исследовательским путем, (например, читая его письма), то вторую половину - Христа научным методом познать невозможно. Можно быть теологом и не понимать Христа, потому что научный метод здесь не работает, Христа познают в конечном счете духовно. (Если кто-нибудь объяснит точно, что это такое).
И вот после всех этих рассуждений, я неожиданно сделал открытие, что и Ван Гога, в конечном счете, познать можно только духовно. Никакие научно-исследовательские методы не работают. Тогда я решил это название оставить.
Хотя в своей статье я ничего кроме традиционно исследовательского метода предложить не могу. Духовное проникновение остается за читателем.
Прдолжение http://www.proza.ru/2017/03/23/219