Ван Гог как Иисус Христос 2 К Ван Гогу

Михаил Гольдентул
Портрет находится В Чикаго в Арт Институте



Часть 2     По направлению к Ван Гогу

               

               
Я поехал в Амстердам с единственной целью посмотреть «Ночной дозор» Рембрандта.  Ничего особенного. Я совершил много таких поездок. Например, в Афины исключительно с целью посмотреть Парфенон.  В кассе Рейксмузея я спросил  насчет того,  как ходить в  музей каждый день,  и мне с удовольствием за какую-то условную цену продали постоянный билет на месяц во все музеи Амстердама.
Бог надоумил меня съездить в Амстердам.  Там я кроме Рейксмузея  каждый день ходил в музей Ван Гога. Там странным образом до меня стал доходить Ван Гог, хотя я видел его бесчисленное количество раз  и в музее Орсей, и в Лувре, и в Эрмитаже, и в Пушкинском, и в Лондонской Национальной галерее, и в Метрополитен музее.


Попробуйте составить ваш личный список  10   самых выдающихся художников.
Теперь сверьте ваш список  с интернетом.
Ван Гог везде в первой пятерке, вместе с   да Винчи, Буонаротти, Рафаэлем,   Рембрандтом и Пикассо.  В этом есть  что-то  (долго искал слово:  непостижимое, невероятное)  выше нашего понимания. Чтобы ответить на этот вопрос написаны тысячи статей и книг, сняты десятки фильмов, даже опера написана. Григорий Фрид – «Письма ван Гога».
 
В голове у меня Ван Гог засел с давних времен, начиная с книжки Леонида Волынского, (который спасал картины Дрезденской галереи) «Дом на солнцепеке», потом   фильм с  Керком Дугласом, потом биография   Анри Перрюшо.
Но выстрел прогремел в Амстердаме в музее Ван Гога у "Подсолнухов". Да и сам музей видно подействовал. Музей Ван Гога!!!! У кого еще есть музей?  Я был в доме-музее  Рембрандта  там же в Амстердаме на  Jodenbreestraat 4.  Но это дом, где жил Рембрандт. Никакого сравнения. Музей Ван Гога в Амстердаме – это не  дом-музей, где Ван Гог жил. Нет.  Желтый дом в Арле? Разрушен бомбой в 1944-м году. Приют Сан Реми? Окно с решеткой. Лачуга  в Боринаже, где он спал на соломе? Или дюны,  где ночевал с Син?

"Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне - страна моя родная".


Из нашего привычного понятия «гений»  Ван Гог выпадает. Я долго не мог понять почему.   Но  нам ведь не приходит в голову, что Христос  – гений.
Но с Христом такой парадокс. Для тех, кто его признает, он выше, чем гений, он Бог, а остальным до него дела нет,  и они и не подозревают, что он был гением просто как человек.
Гений Ван Гога проявился с самого детства и не был понят, впрочем, не был понят и до самой смерти, но  о Христе  тоже говорили  с иронией и недоверием, кто это такой умный, не сын ли плотника? И тоже он не был понят до смерти и еще долго после нее.  Понимали его только  апостолы,  да и то не  полностью.

Короче, после «выстрела» в Амстердаме  я попытался  понять Ван Гога или  хотя бы приблизиться к пониманию его.
 Личность и творчество всегда неразрывно связаны,  творчество - слепок характера.
Но у Ван Гога это  особенный случай – личность полностью претворена в творчестве. «Также как и у Христа» -  тут же пришло мне в голову». (Это хорошо у Эрнеста Ренана показано, который рассматривает его как реально жившего человека).
Уникальный случай полного слияния характера и творчества. 
 Ван Гога  невозможно понять без представлений о его характере.
 
Вот составляющие его  личности:
1. Глубокая, с детства впитанная, религиозность и  знание Библии, БУКВАЛЬНО  влиявшие на его поступки и восприятие мира,

2. Гениальность: 
невероятная  энергия  и упорство, (как ледокол),
 критический ум.
Сильная врожденная  способность и страстное желание писать и рисовать.

3. Образованность:  учился много и читал очень много, обладал обширными  знаниями.

4. Одержимость, переходящая в болезнь.

Жизненные катастрофы и замещения.

Замещение, открытое или внедренное Фрейдом -(сублимация) - один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой цели,на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
Ни у кого не проявилось в такой степени как у Ван Гога.

1. Разрыв с семьей  в ранней юности  (замещение – брат Тео,  наслаждение природой, чтение, рисование).
2. Отвергнутая любовь  (замещение религиозной деятельностью).
3.    Увольнение с работы  (замещение: религиозная деятельность,   совершенствование в искусстве:   рисование и живопись).
4. Изгнание из религиозной деятельности   (замещение   искусством и писанием писем).

 В составляющих его личности  я первой   ставлю  его религиозность. Это не формальное заявление. Религиозность оказала глубочайшее влияние на его жизнь,  и отсюда мое название.
Я  не сразу заметил, что в этом  названии   содержится скрытая опасноcть, а именно, невольное утверждения знания автором  Христа, то есть  равное знание обеих сторон равенства.
Но если одну сторону - Ван Гога можно узнать исследовательским путем, (например, читая его письма), то вторую половину - Христа научным методом познать невозможно. Можно быть теологом и не понимать Христа, потому что научный метод здесь не работает, Христа познают  в конечном счете духовно.  (Если кто-нибудь объяснит точно, что это такое).

И вот после всех этих рассуждений,  я неожиданно сделал открытие, что  и Ван Гога, в конечном счете, познать можно только духовно. Никакие научно-исследовательские методы не работают. Тогда я решил это название оставить.
Хотя в своей статье я ничего кроме традиционно исследовательского метода предложить не могу.  Духовное проникновение остается за читателем.


Прдолжение   http://www.proza.ru/2017/03/23/219