Храм

Альберт Шаров 2
    Церковь Александра Невского в Великом Дворе.

    Автор родился в селе Великий Двор в 1937-м году. Само селение было обозначено и упоминалось в летописях что- то 400- 500  лет назад.

    Селение имело две улицы, длиною примерно с километр, каждая, и более десятка двух- этажных домов. Все окружающие близлежащие деревни имели только одну улицу, примерно, тоже с километр длиною.

   Село брало своё начало с началом улицы Дмитровская и такое наименование улицы нигде на стенах домов или табличках не было написано и обозначено, но так было принято в народе со старых давних времён.Так и повелось дальше. Ближайшим ,достаточно большим городом по этому направлению, был город Дмитров, 50 километров от села. В селении были две улицы; Дмитроская и Великодворская, расположенные перпендикулярно одна к другой. У основания этого перпендикуляра или пересечения улиц сформировался центр селения. Здесь , ещё в старые времена, образовался постоялый двор и позже - сельсовет.

    На оконечности улицы Дмитровской, и села, вблизи закругления дороги, взору очарованного путника  открывался изумительный по красоте и изящности, красочной акварели, приветливый пейзаж. В центр этого картинного пейзажа, с художественным вдохновением и понятием, был вписан и стоял шедевр архитектурного зодчества и искусства. Это была , воздвигнутая здесь, Великодворская церковь, окружённая ансамблем вековых берёз.

    Церковь, с именем Александра Невского. была построена в 1897-м году. С этого времени, согласно обычая и законов тех давних времён,  деревня стала именоваться селом Великий Двор.
   
    Само здание церкви, кроме красоты, по качеству постройки было близко к полному совершенству и строилось на века. Кирпичная кладка красного кирпича была идеально выверена и ложилась на старинный.
, испытанный раствор с замешанным куриным яйцом. Прочность, надёжность и устойчивость соединения кирпичей была выше прочности самого кирпича. Затем всё было оштукатурено белым. Крыша покрыта качественным красным листовым железом, всё покрашено лучшими красками, расписано внутри библейскими темами и всё, как почти у шедевра или около этого.
    Это в монолите было очень устойчивое и прочное сооружение, способное выдерживать удары стихии, стоять века, далеко в будущее.

    Местечко вокруг церкви было окружено железным , художественно исполненным кованом забором, высотой более двух метров. Забор украшен орнаментом сверху и по периметру, по центру высоты.

    Вблизи стен церкви лежало небольшое старое кладбище, на могилах которого стояли, в основном, дорогие памятники купцов высоких гильдий и других знатных государственных чиновников, и авторитетных состоятельных лиц. Это выражало краткую историю места .

    Главным был, конечно, сам сияющий, невероятно красивый храм, возведённый во славу Бога и с Богом. Такое чудесное творение, от фундамента, до колоколен, куполов и крестов, создавали мастера своего дела, руководители, и масса людей высокой квалификации. Деньги на постройку жертвовали хозяева, купцы, простой люд. Все были в едином пылающем порыве проявить неугасимое радение, стремление, мастерство, талант и что- то своё, чтобы создать такое творение,которое достойно прославляет Бога, нацию и отечество. Купцы и хозяева давали большие деньги, а простой люд жертвовал последний рубль и копейку.

     Всё за веру, Бога и отечество. Храм, его колокольни, купола и кресты на вершине той эпохи и цивилизации. Это был привычный установившийся уклад и смысл жизни всего того поколения. Самое дорогое в жизни. Православие. Всё для величия Бога и с Богом. Во всех домах на стенах и в углах, на почётном месте живописные картинные иконы.Отдать последний рубль или пачку банкнот, крик и стремительный порыв  души.    



 

    Собственно к этому времени село, в процессе исторического развития, всевозможных других законов движущейся жизни, а также радением , помыслами
и полезными трудами населения, структурно и по всем другим статьям, было уже сформировано, как именно село.

    Село имело две улицы, Дмитровская и Великодворская, длиною примерно с километр каждая, расположенные перпендикулярно одна к другой. Окружающие ближайшие четыре деревни,  имели каждая только одну улицу и не имели никаких значимых структурных домов или объектов, выполняющих общие и специальные жизненно- важные функции.

    Село начиналось с улицы Дмитровской, которая со своего начала шла к центру, а с другой оконечности улица смотрела и выпускала грунтовую дорогу на районный центр, город Талдои, 10 км. от села. Далее город Дмитров, порядка 50 км. и дальше на Москву, 120 км. от села.

     По этой дороге до Талдома имелись деревни, Людятино,  затем Лебзино, порядка 1- 3 - 4 км. от Великого Двора и затем Подели.

    С другой стороны от центра, по линии улицы Великодворской, примыкала деревня Ябдино, а другой конец улицы упирался в железную дорогу, вблизи от центра. Там же была и железнодорожная станция.
Примерно в трёх км. от станции, на краю большого болота, был расположен небольшой посёлок , домов десять или больше, торфодобывающего и перерабатывающего предприятия Воргаш.Руководил предприятием инженер Акимов, с его сыном автор учился в Великодворской семилетней школе и сидели за одной партой..

     Эти деревни входили в понятие округи села и сельсовет был один в Великом дворе, в центре села, на втором этаже полноценного, высокого, красивого ,почти нового двухэтажного, бревенчатого дома.
    На первом этаже располагалась местная, большая и насыщеная всей необходимой литературой, библиотека и читальный зал. Учебной литературы и сопутствующей для школьников, было достаточно. Художественных книг было большое разнообразие и этот список периодически пополнялся.

     В центре села, вблизи пересечения улиц, располагался постоялый двор иди гостиница тех времён. Вот это было главной характеристикой и отличием от других населённых пунктов. Мало кто говорил деревня или село, но, если сказали Великий Двор, то это, конечно, постоялый двор. Он стоял на очень оживлённом и ответственном тракте или дороге транспортной системы на конно- гужевой тяге, из Москвы на Санкт Петербург и обратно. Практически единственная возможность перевозки пассажиров, грузы и товары, почты и всего остального на каретах, тарантасах, дилижансах, повозках и санях зимой. Всё на конной тяге. Естественно, что постоялый двор в Великом Дворе имел потрясающий авторитет и значение. Само имя Великий Двор говорило всё за себя. Все его знали и стремились к нему, чтобы получить отдых себе и лошадям, укрытие от непогоды, обед, ночлег и всё остальное. Кроме того в селе всегда была почта или почтовая станция, в большом двухэтажном деревянном доме, на втором этаже. На почту заходили все жители села, округи и проезжающие путники по тракту.

    Несколько в сторонке от улицы Великодворской стояла кузница с хорошими кузнецами. Ещё другая кузница была в начале деоевни Ябдино и от кузниц всегда раздавался стук молотобойцев. Ещё были классные мастера на дому, способные исправить, отремонтировать всё, что нужно по своему профилю.

    Сам постоялый двор состоял из двух чайных, так называли два удлиннённых бревенчатых дома, которые стояли тоже почти перпендикулярно, но по радные стороны дороги, напротив друг друга. За стойкой стоял приказчик или хозяин. Карету или повозку встречал мальчик и затем бежал по селу к мастерам с заказами постояльца.
Остальную и основную площадь чайной занимал зал, в которов стояли массивные и тяжёлые столы стационарно или почти, в два ряда. У столов были широкие лавки, которые на обедах использовались по назначению, а на ночь извозчики и люди попроще, устраивались на таких лавках на ночь, вместо кроватей.Постельных принадлежностей не было и их заменял меховой тудуп извозчика или пассажира, или можно взять на ночь у приказчика, а то и купить тут же, местного производства. Общий сервис по тем временам экс- категории.

    Пассажиры и люди сословием и вообще побогаче, были устроены в личных домах села. Каждый приличный дом, особенно двух-этажные, согласно традиции , всегда имели хорошо меблированную, чистую и ухоженную лучшую в доме комнату, предназначенную для проезжающх постояльцев. Это была хорошая статья дохода жителей села, ибо транспортный поток карет, повозок и остальных двигался всегда, останавливались кареты, повозки и платили деньги за постой.Всё село работало на постоялый двор и зарабатывало деньги. Мастера были на любой запрос и на все руги высокого класса. Можно было произвести любой ремонт, заменить повозку или колесо, лошадей и вообще всё. Два магазина, продовольственный и промтоварный.
Около чайных стояла часовня, сработанная изысканно красиво, из деревянных брусьев  и покрашена в голубой цвет. Это ещё не всё для села, но достаточно вполне.

    Однако на законном основании Великий Двор стал селом после постройки церкви.
Как происходила постройка такого сооружения без кранов, машин, моторных механизмов и без машинно- моторного транспорта, автор информации не имеет.   

    Архитектор и главный строитель  храма неизвестны.По словам Шаровой Лиды Павловны,большую сумму денег внес и практически руководил постройкой  преуспевающий,зажиточный и деятельный предприниматель-сапожник, башмачник  Шаров  Феофан Игнатьевич. Кроме слов его правнучки ,никаких других сведений автор не имеет.После революции Феофан Игнатьевич был раскулачен и сослан в дальнее поселение,где его след затерялся навсегда.

    Церковь была построена в типичном, старославянском русском стиле и в монолите всего сооружения напоминала защитную крепость. По общему и частному впечатлению, красоте и изяществу формы здания,куполов и колоколен, украшений и росписи художников, и всего остального, было видно, что здесь с душой и Богом трудились мастера своего дела, очень высокой божественной категории. Затраты труда и стоимость постройки трудно представить. Только раз увидеть такое сооружение, которое приглашает к себе, побыть с Богом,помолиться и поблагодарить Бога. Церковь стояла одна на всю округу и вокруг на большие расстояния не было ничего такого подобного, а только здесь, в Великом Дворе. Фундамент и затем сама церковь были вписаны в обычный деревенский пейзаж, но, когда там появилась церковь, во  то веё это место стало сказочно картинным и будто принадлежало перу великого художника. Это было редкое и ,одобренное Богом, произведение искусства для всех, кто сюда приходил. Пассажиры и путники из карет и повозок сначала замечали парящие в ввысоте два креста над лесом, затем купола и их охватывало видение и олжидание чуда. На душе становилось легче и светлее, Просыпались добрые чувства и помыслы.И они не ошибались. Это чудо стояло по воле и во славу Бога. Конечно, заехать и помодиться, посбушать службу и наставления настоятеля. По масштабу, объёму и весу хърам был большой, способный принять всех. В церкви служили известные , достойные и уважпемые люди. и церковь помогала всем и выполняла все церковные дела и функции.            

    Рядом,напротив главных ворот,было построено  большое двухэтажное здание церковно приходской школы.Это здание ,красного кирпича,притягивает взор мощью сооружения и красотой архитектуры,которую  соорудили наши трудолюбивые и добрые предки в дар многим будущим поколениям.Эта школа начальных классов, ежегодно открывает знания и путь в жизнь новым и новым детям по сей день в Великом Дворе.

Строгая красота стиля тех времен,высокие потолки,высокие окна и просторные светлые классы.В этой школе всю жизнь работала учительницей моя мама, Шарова Анна Николаевнна с 1933-го по 1967-й год.

Школа поставлена на таком месте относительно церкви,что нет никаких сомнений,что это именно её место.Церковь и школа были в одном архитектурном стиле и ансамбле.

Церковь была сооружена в начале села или в голове села и геометрически занимала именно свое место.Она первой открывалась взору людей,которые на тройках въезжали в село со стороны Москвы и своей красотой радовала глаз и душу.Она безусловно определяла высокий ранг селения.С этого места начиналось само село.

А само это место было эстетически впечатлительным,очень авторитетным,притягательным,успокоительным и даже в чём-то загадочным.Память автора до сих пор хранит эту бесценную картину. которая выражает самый дорогой уголок чудесного видения того мира.

Вокруг церкви было небольшое старое кладбище с  крестам и памятниками.Это кладбище было красиво геометрически распланировано.Памятники были небольшими и достаточно скромными,представляли собой:плитки,а то и филигранно обточенный правильный куб или шар,хорошего камня.Каждый имел кованый железный крест,кузнечной работы местной кузницы.

Все было в стиле тех времен,сработано идеально красиво и точно из дорогого камня.Автор помнит некоторые надписи: в основном купцы второй и третьей гильдий,но были и первой гильдии.Остальные были разных рангов  государственные и военные служащие,зажиточного и высокого сословия.

Все это представляло историческую ценность в целом воплощении и почти произведение искусства в каждом частном памятнике и фамилии.

Можно предположить,что деньги,в основном собрали купцы.Но,конечно жертвовали все,кто что может.

Несколько в стороне,в начале улицы было воздвигнуто ещё двухэтажное кирпичное здание.Оно было в таком же стиле,как и первое,но более развитое по размерам и помещениям.В этом здании позже размещалась семилетняя школа.От этого здания начинается главная улица села.

Около первого здания было ещё построено одноэтажное кирпичное здание с одним классом начальной школы.

В общем плане в голове села был сооружен ансамбль с центром здания церкви и трех зданий из красного кирпича,вблизи.Отсюда начиналось само село.
Церковь красиво стояла на поляне в пейзаже  стройных и роскошных берез,возраста 30 -50 лет.

Стены и колокольни оштукатурены в белый цвет ,зеленого цвета листовое железо на крыше и золоченые купола.Это было мощное фундаментальное здание в старорусском стиле с двумя впечатляющими колокольнями.Фундамент представлял под землей этаж с кладовыми и подземными переходами.

Общее впечатление напоминало  защитную крепость  и укрытие.Да так оно и было.Но не только.Это было великолепное художественное произведение архитектуры тех времен с различными украшениями ,которые были выполнены мастерами с особым искусством и радением.

Вся церковь была построена в едином порыве тщательно и на совесть,прочность  на грани возможной технологии,на века в будущее.Но это не только само сооружение.Внутренняя отделка ,роспись потолков и стен,приобретение  церковной утвари,икон и всего,что нужно.

Количество и качество выполненной работы,без механизмов,машин и моторной техники невозможно представить.Количество денег,которые надо было прежде заработать,не меряно.

Но вот перед глазами возникло высотное сооружение,купола и кресты задевают белые облака.Все сделано добротно и изящно,в любви и во славу Бога.Такой красивый о большой храм.Счастье  для всех.

Это событие коренным образом выводило село и всю округу  на новый,более высокий уровень бытия. Один взгляд на церковь ,на кресты ,сияющие над зелеными кронами берез,  значил и стоил очень много.Все это место предполагало спокойствие и умиротворение ,и какой то отдых от бегущих дел,проблем и времени.А ещё- какую то внутреннюю радость,надежду и уверенность.Будто глоток живительной ключевой воды.

Весь стиль и смысл жизни тех времен был связан с церковью и Богом.В центре округи Великий двор и ещё четыре деревни.Все ходят в церковь,одеты лучшим образом.Воспитаны,показать себя,посмотреть на людей,послушать новости ,поговорить.На службу собиралось много народа.Послушать проповедь священника,подумать и побыть с Богом в душе.

Проблемы и беды были и будут всегда.Никто не может защитить  слабого человека и не только слабого.А вот Бога можно попросить.

Присутствие Бога и церкви в те времена для каждого человека и всего населения,было безусловно и категорически обязательно.Засвидетельствовать вступление в брак,рождение ребенка или проводить в последний путь односельчанина и все такое в жизни,все серьезно,перед глазами Бога.И не только.

Великий Двор  был прежде всего постоялый двор.Другими словами это большая  станция на  тракте грунтовой дороги конно-гужевого транспорта от Москвы на Великий Двор и далее на Тверь.А позже и на Санкт Петербург.Здесь останавливались и устраивались на отдых ямщики,купцы,пассажиры и лошади.Пассажирские и грузовые перевозки.Дорога всегда трудна и опасна,а в те времена,нет сравнений.Никаких дорожных знаков и никакого освещения.Зимой в мороз и пургу бывало сбивались с пути,ямщики замерзали вместе с пассажирами.

Прогнозов погоды не было вообще.Ну перед такой дорогой зайти в церковь и попросить Бога  удачи.Или вознести благодарность за благополучное прибытие в Великий Двор.Много чего и не перечислить значила церковь.И не только.Пока стояла церковь,уверенно стояла вся округа.А церковь стояла ,уверенно,мощно и красиво.Так же уверенно стояли и все люди,особенно в часы тяжелых испытаний.Их дух ,тело ,мысли и все остальное.Это был стиль нашей истории,нашего населения и нации в пространстве текущего времени, в полном согласии и взаимопонимании с законами высшего мироздания.

С 1897-го года в Алесандро-Невской церкви священником служил очень уважаемый Александр Васильевич Чекалов.В 1930-м году он был выслан в отдаленные местности в возрасте 73 года.Перед высылкой у него было конфисковано все имущество.Дальнейшая судьба священника неизвестна.Церковь была закрыта.

Великодворская церковь была большим монументальным архитектурным зданием, изящной и почти идеальной работы, которые всегда строились в больших деревнях, сёлах и городах того времени. Эта церковь, как и все другие, была уникальной в своих особенных чертах и имела бесподобное художественное впечатление.
       
Вся кладка кирпичей и другое строительство  было на высшей категории умения , мастерства и искусства того времени , без машин , кранов и прочей техники , которой тогда не было. В каждый кирпич, с любовью и добрым желанием, был вложен огромный физический труд сотен людей , большие деньги,  искусство художественного творения  и самобытность лучших талантов , и истинный дух нации.

Все кирпичи были сложены в единый монолит прекрасного шедевра , который вместе с этими священными стенами , колокольнями, колоколами , куполами и крестами был лучшим и главным изо всего , что было вокруг. Внутренняя старинная роспись , иконы и вся отделка  были на высшем пределе возможной красоты и изящества.
Ничего подобного не было и нет сейчас во всей округе.Значение и ценность храма,материальная,историческая,духовная и во всем общем плане не поддается оценке.

Такое здание церкви могли построить прошлые поколения только большими общими усилиями , в едином помысле и стремлении для будущего , настоящего и памяти и почитания прошлого. В этих стенах и вокруг жила доброта , верность,  надежда и любовь , твёрдо стоял русский дух и самобытность нации.

Церковь была большая , в едином и устойчивом монолите высоты , массы и пространства , и таким же мощным чувствовался здесь несокрушимый русский дух. Это здание было на уровне высшего достоинства Бога и его величия. Под сенью этих, идеальной симметрии и красоты , крестов можно было идти под венец на верность и любовь на всю жизнь. Можно было идти на добрые дела , или стоять насмерть за Родину под натиском превосходящего врага и противника.

Церковь стояла , когда шли решающие бои за Москву в 1941 году , в районе Дмитрова и Яхромы , и наши кресты смотрели на линию фронта. Стояли и выстояли.
Эта церковь была разрушена на осколки кирпичей, что то в 1947 -1948 году. Бригада мужчин долгое время выбивала кирпичи из под большой колокольни и подкладывала туда брёвна.Долгое время прорубали вертикальную щель и отделяли колокольню от здания. Затем эти брёвна подожгли. Главная большая колокольня обрушилась и упала , земля содрогнулась в этом месте. Мы были в школе , в классе,рядом , на уроке , и две девочки, с испуга, выскочили из за парт и бросились бежать.

Руководил разрушением церкви председатель колхоза Соловьёв Алексей Алексеевич.Это был очень злой и неприятного впечатления человек.Его всегда,с помощью района, ставили и выбирали председателем колхоза и он был постоянным длительное время.Он очень сильно выполнял главную задачу того времени- обеспечение выработки сельхоз- продуктов,животноводства и птицы.Почти весь урожай и продукцию вывозил в район на склады государства,не считаясь с обеспечением и нуждами своих колхозников.Колхоз был большой и очень поддерживал страну продуктами в тяжелейшие времена.

Но вот разрушение церкви было явно лишним.Сейчас это вообще не укладывается в разум. Мне жаль Соловьёва Алексея Алексеевича за это событие, ибо каково ему было в конце жизни без Бога.Разрушить такое бесценное творение,как церковь и разрушить стиль и смысл жизни практически всего поколения жителей села и округи.Он уехал из села,где-то в 1955-м году и его след затерялся.Никто не поминает его добрым словом.

Считалось, что церковь разбирают на кирпичи , которые нужны для постройки конюшни. Но потом оказалось , что целых кирпичей набралось только на один столбик, а остальные все были разбиты на малоценные куски щебня. Церковь, которой цены нет, была разбита на кирпичный гравий.Да и конюшен уже давно нет,ибо конная тяга давно ушла в прошлое.А вот церковь в центре пейзажа вековых берёз могла бы стоять и радовать глаз,сейчас и в будущем,также,как и в прошлом.

Много красивых церквей можно было наблюдать из окна вагона поезда по линии Москва- Дмитров- Великий Двор.Они будто взбегали на пригорки,дарили какую-то внутреннюю радость,исчезали вдали,а на их место взбегала новой красы другая церковь.Каждый такой момент- глоток целебной воды.В общем плане можно было любоваться загадочным и умиротворяющим русским пейзажем,который венчался церквями.Почти все эти церкви очень быстро исчезли,где- то в 60-е годы. Выполнялись  теоретические  лозунги В.И.Ленина,что религия- опиум для народа.Разрушалось нечто большее,чем просто церковь.Разрушался исторический фундамент,на котором стояла и стоит нация.Разрушался привычный и добрый ритм жизни,который был атакован силами невежества и зла.Это была трагедия того поколения и эта трагедия ещё не закончилась.Сама церковь и окружающий пейзаж будто были вырезаны из привычной географии и жизни.Этого больше нет.

После разрушения храма в Великом Дворе,село было,как бы обезглавлено.На месте былой церкви поставлен деревянный крест и только в памяти,в великолепном божественном пейзаже прошлых лет,изящно и скромно,сияет белокаменная  Александро-Невская церковь.


Иллюстрация.

Церковь Александра Невского в Великом Дворе.
Рис. Виктор Зайцев,художник и фотограф,село Великий Двор.