Ноу-хау - ворота в бизнес

Ахметов Анатолий
Анатолий был полностью подготовлен начать предпринимательскую деятельность. Он интуитивно чувствовал, что нужно сделать и главное - это надо делать. Перестройка шла полным ходом. Издавались новые рыночные законы. Один из них гласил о возможности открыть своё дело в виде кооператива. Анатолий сразу понял, что это выгодное дело, а главное можно законным способом зарабатывать деньги, платя законные налоги. У него уже было готовое «ноу-хау», он задумал взять в аренду единственную в городе общественную автостоянку, навести там порядок и взимать плату за стоянку автомобилей и это будет первая платная стоянка в столице и в СНГ.

Наступила весна 1987 года, она дала благодатные всходы в природе и в жизни Анатолия и он написал заявление, с просьбой разрешить открыть кооператив "Автолюбитель", в райисполком, так раньше называлась районная власть. Но его отсылали из кабинета в кабинет. Тогда он записался к самому главному начальнику. И только тогда его отправили к заместителю председателя районного исполнительного комитета, сокращённо - зам председателя райисполкома, он–то и курировал этот вопрос. Зам ничего определённого не говорил, просил подождать и прийти через две недели. Так тянул он с разрешением полгода. Через полгода зам вдруг подписал заявление, он был в отличном настроении и дал Анатолию разрешение на открытие кооператива. Этого зама повысили в должности и теперь он будет замом в уже в городском исполкоме.

Получив разрешение, Анатолий произвёл регистрацию в городском Департаменте Юстиции, зарегистрировался в налоговых органах. Затем он пошёл к владельцам земли в ДЭУ (Дорожно Эксплуатационное Управление), на которой стояла стоянка. Это была единственная в городе общественная стоянка, находилась также возле единственной барахолки в в столице-городе Алматы. На этой стоянке два дня в неделю, по субботам и воскресеньям съезжались торговцы запасными частями. Продавались как бывшие в употреблении, так и новые запасные части к различным автомобилям, мотоциклам, продавались и автомобили.

Анатолий провёл переговоры с руководством ДЭУ, обещал официально оплачивать в кассу пятьдесят процентов от прибыли и ещё сказал, что будет поощрение. Договор заключили быстро, это было им выгодно, так как эта стоянка на барахолке приносила им головные боли, а теперь будет порядок и ещё доход будет. Свои обещания он выполнял. Он нанял работников, организовал дежурство. Заезжать на стоянку торговцы начинали в два часа ночи. Анатолий жил в сорока минутах ходьбы от барахолки и с нанятыми работниками также подходил в два ночи и начинали по порядку расстанавливать автомобили, чтобы больше вошло и главное могли выезжать со стоянки в любое время.

Раньше торговцы заезжая ставили автомобили как попало, в итоге получались заторы и выехать со стоянки можно было только к вечеру. Было трудно объяснять людям, торговцы не понимали, зачем такой новый порядок, но постепенно все привыкли. За въезд на стоянку Анатолий установил оплату - пять копеек и выдавалась квитанция. На стоянке собиралось около пятьсот автомобилей. Для начала это был хороший доход - около шести тысяч рублей в месяц.

Анатолий чувствовал, что это было начало пути в бизнес, это был 1987 год, который стал началом его новой жизни. Последним местом работы Анатолия была государственная автостоянка, раньше все было государственным. Наверное, поэтому ему пришла мысль сделать частную автостоянку, чтобы получать прибыль на законном основании.

Таких частных платных автостоянок не было ещё ни в столице Казахстана и даже в других республиках Советского Союза. Анатолий был первооткрывателем в этой сфере услуг. Как всем первопроходцам ему пришлось тоже столкнуться с трудностями. В основном это был человеческий фактор. Люди не понимали, как можно брать деньги за стоянку, возмущались, ведь раньше они такого не встречали. Через неделю после открытия автостоянки, там произошёл такой случай: собралась толпа, человек пятнадцать и начали предъявлять претензии к Анатолию. Они ему говорили, что он капиталист, сдирает с них деньги, они старые коммунисты и сейчас разделаются с ним.

Это были владельцы автомобилей. Анатолий пришёл в замешательство от таких слов, но видел, что медлить нельзя, они все плотней его окружали. Он понял, медлить нельзя и он сказал -вы ведь видите, что теперь порядок, а как было раньше, никто не мог выехать до вечера, к тому же мы следим за порядком весь день и у меня есть разрешение райисполкома. Люди отступили и начали разъезжаться.  Анатолий ответственно относился к работе на автостоянке. Он целый день находился возле стоянки, гулял по барахолке и опять возвращался, контролировал своих рабочих. Через дорогу находилась центральная барахолка республики, народу было много. Анатолий брал семечки и щёлкал, чтобы быстрее проходило время.

Выезд со стоянки был только один и это было удобно, стоял только один кассир, назначенный Анатолием и собирал деньги с выезжающих. Вечером, когда уже все автомобили покидали стоянку, Анатолий забирал деньги у кассира и все нанятые им охранники уходили домой.  Постепенно люди привыкли платить за автостоянку. Два года Анатолий проработал на этой автостоянке, летом и зимой. Зимой было холодно, но надо было работать. Зимой он повышал людям зарплату, и они соглашались работать. На работу охранниками Анатолий приглашал работать родственников, он знал, что они не подведут его. Он пригласил своих двоюродных братьев, своего тестя, который уже вышел на пенсию, но согласился работать кассиром.


В стране понемногу поднималась инфляция, и через год после открытия, Анатолий повысил плату за стоянку до десяти копеек за стоянку одного автомобиля за целый день. Через полтора года пришлось поднять оплату до двадцати копеек. А через два года он поднял плату до пятидесяти копеек. И вот тут начались у него проблемы. Начальник барахолки начал ему завидовать и думал, как забрать себе эту стоянку. Он сказал Анатолию, что эта автостоянка должна принадлежать барахолке, это их сфера влияния и предложил Анатолию отдать ему автостоянку. Анатолий отказался. Но у начальника барахолки была хорошая поддержка местных властей.


Анатолия вызвал к себе зам председателя Жетысуйского райисполкома, так как на его территории находились барахолка и автостоянка. Зам сразу предложил Анатолию отдать автостоянку в распоряжение барахолки, но Анатолий отказался и ушёл из кабинета.  Тогда Анатолия вызвали к заместителю городского председателя исполкома Букенову.  Анатолия проводили к нему в кабинет, который был размером с маленькое футбольное поле. Отделан кабинет был под красное дерево. Огромных два стола стояли т-образно, за которым угрюмо сидел хозяин кабинета и что-то писал.


Вдоль стола стояли кожаные кресла, секретарь предложила Анатолию сесть. Хозяин кабинета сразу сказал - отдай стоянку. Анатолий ответил - не отдам. Что неприятности хочешь - сказал Букенов. Анатолий не стал отвечать. Ладно иди - сказал хозяин кабинета. Но, всё-таки нашел способ отобрать автостоянку у Анатолия. Он вызвал главного инженера ДЭУ, с которым Анатолий заключал договор на аренду автостоянки, сказал ему, чтобы он расторгнул договор аренды и тот не смог отказать властям.

Главный инженер вызвал Анатолия и сказал ему, что он не может потерять свою работу и поэтому расторгает с ним договор. Но, сказал, что рядом построит такую же стоянку через неделю и отдаст ему. Через неделю автостоянка была готова и была ещё лучше первой, была загорожена по периметру металлической сеткой и также заасфальтирована. Но на эту стоянку не заезжали ни продавцы автозапчастями, ни владельцы автомобилей. Хватало одной автостоянки, в то время было мало машин в городе. К тому же вход и заезд на эту автостоянку сделан был очень далеко от остановки и барахолки.

Три недели Анатолий ходил по новой автостоянке, но люди не заезжали туда. Начальник барахолки увидев озабоченного Анатолия сказал ему - я забрал у тебя стоянку. Анатолий ответил - я дарю её тебе. Ему и впрямь надоела эта автостоянка: вставать в два часа ночи зимой и летом, всегда одно и тоже, никакой перспективы. Но за эти три недели он уже придумал новое «ноу- хау» и оно оказалось по статусу на порядок выше и лучше чем бизнес на этой автостоянке. Новое «ноу-хау» также не основывалось на научном открытии. Но такого бизнеса в городе и на территории Советского Союза тоже ещё не было. Поэтому и конкуренции не было.

Второе "ноу-хау" было тоже очень простое и сравнительно легко внедрилась в жизнь. Заключалась она в организации частного автопарка с массой "фишек". Анатолий добавил официально в устав своего кооператива услуги по частному извозу.  У него уже были не большие денежные накопления, и он потратил их на аренду помещения на рекламу и персонал. Помещение находилось в центре города, возле центрального зеленого базара, в котором он когда-то работал начальником технической службы.    Принял на работу диспетчера, бухгалтера, механика. Дал объявление на приём на работу водителей. В то время было запрещено людям заниматься частным извозом на своём автомобиле и это было для его бизнеса выгодно.
 

Этим воспользовался Анатолий, устав кооператива «Автолюбитель» позволял заниматься извозом и обслуживанием предприятий города. Анатолий заключал договора на обслуживание предприятий, у которых не было собственного автомобиля. Они перечислением на его счёт деньги. Это было выгодно как Анатолию, так и предприятиям, так как наличные деньги в то время были в дефиците. Это было удобно и тем владельцам автомобилей, которые не могли самостоятельно работать таксистами. И они работали в предприятии за фиксированную зарплату, которую оплачивал им Анатолий.
 

Несколько месяцев Анатолий занимался организационной работой.  Объяснял людям, как работать, давал им гарантии, убеждал. Уже через полгода дела пошли полным ходом.  Это был уже настоящий бизнес. Анатолий даже захотел открыть автопарк из собственных автомобилей. В то время автомобили были дорогие и были предметом желания каждого второго мужчины, кроме того на автомобиле можно было заработать, а в стране была безработица. И Анатолий придумал ещё одну фишку. Он решил взять в банке кредит в сто тысяч рублей и с помощью придуманной им фишки - купить на них тридцать автомобилей, которые станут его автопарком.


У него был открыт расчетный счет в Жилстройбанке. Директор банка была обаятельная женщина средних лет, но с выдачей кредита затягивала. Об этом узнал новый друг Анатолия - Баха и ускорил получение кредита, хотя Анатолий его об этом не просил. В один из дней, Анатолий пришел в банк и его пригласила к себе директриса. Она сказала -какие у тебя влиятельные друзья. Я уже распорядилась, подпиши договор и получи кредит.


Баха был высокий, симпатичный и обаятельный мужчина, к тому же был родом из древнего жуза. Он всем представлял Анатолия своим другом. Они были одногодками, с 1950 года и это всегда восхищало Баху: как такой простой парень, как анатолий, не имея связей смог стать бизнесменом. Способности Бахи и связи в то время могли сделать все, кроме наличных денег. У него даже не было автомобиля и Анатолий дал ему один из купленных автомобилей бесплатно на прокат, когда он попросил его об этом. Однажды он спросил Анатолия - почему у меня мало денег в отличие от  тебя. Анатолий ему сказал - давай работать вместе, и я куплю тебе самолёт. Анатолий заметил, как Баха обиделся на такое предложение. Но не придал этому значения,  Анатолий и не думал его оскорблять, он всегда бескорыстно помогал ему советом и наличными деньгами: расплачивался в в ресторане, не взирая на то, что в компании были только друзья Бахи. Анатолий даже дал ему автомобиль "Жигули" в безвозмездное пользование, ведь у него их было уже 30 штук. Анатолий искренне хотел ему помочь, впрочем, как и всем людям.


Постепенно Баха научился у Анатолия, как делать бизнес и в этом помог ему случай. Через четыре года, когда Анатолий был на грани банкротства он рассказал Бахе о своем четвертом "ноу-хау", точнее хотел открыть с ним совместное дело. Но Баха воспользовался единолично тем "ноу-хау" которое раскрыл ему Анатолий и приложив к этому свои связи и смекалку, уже через год стал мультимиллионером и уехал  в 1996 году за границу, осваивать мировой бизнес. Он попрощался с Анатолием и сказал, что уезжает с семьёй в Германию. Их "дружба" длилась пять лет и в память об этом, Анатолий назвал своего младшего сына его именем, чтобы не забыть эти хорошие и плохие времена. Сын родился в 2008 году и если - бы Баха был в Казахстане, то Анатолий пригласил – бы его в крестные отцы, хоть у них и были разные взгляды на жизнь и отношения к людям. Анатолий никогда не думал уезжать за границу, он любил горы, они были его лучшими друзьями и не мыслил жизни без них. Его любимый город стоял у подножья его любимых гор.


Суть второго "ноу-хау" состоял в том, чтобы привлечь финансы людей. Анатолий предлагал людям за тридцать процентов от стоимости автомобиля стать владельцем этого автомобиля через два года. И было два варианта, один заключался в том, что водитель должен работать на этом автомобиле два года в кооперативе Анатолия и обслуживать предприятия. Второй вариант, кто мог самостоятельно работать, как таксист, но тоже два года должен отдавать план в кассу кооператива. Но была одна проблема, люди не верили Анатолию, говорили что он обманет их и не исполнит обещанное. А на договора они смотрели как на простую бумагу, мало кто разбирался в них. Но постепенно штат набрался, всё же это была столица. И все, кто честно работал, получили через два года автомобиль в свою собственность. 


Конечно были и проблемы. По каким-то неведомым законам статистики, тридцать процентов были производственные издержки. Так, один грузин, долго просил автомобиль в аренду, заплатил положенные тридцать процентов от суммы, получил автомобиль, но больше его Анатолий не видел. Один русский парень оказался неудачником и его арендованный автомобиль сгорел в гараже у его дяди, а в машине сгорел и его друг, который был пьяным и спал в автомобиле. С горя парень подался в секту кришнаитов и больше его никто не видел.


Другой парень подрядился на арендованном автомобиле повезти пассажиров в Москву. Но его там арестовали, пассажиры везли наркотики. Машину конфисковали, а водителя тоже посадили в тюрьму. Через два года он вернулся из тюрьмы, заехал к Анатолию и рассказал ему о своей поездке в Москву. Но на этом, злоключение парня не кончились. Он устроился работать водителем на Камаз и нечаянно, у себя на участке, сдавая задним ходом, задавил трехлетнего сына и опять угодил в тюрьму. Другой водитель сделал аварию, привёз автомобиль на буксире и отдал его Анатолию, махнув рукой на вложенные тридцать процентов, ремонт был дороже.


Все эти производственные издержки, нисколько не повлияли на прибыль кооператива, растущая инфляция покрыла все непредвиденные расходы.  Автомобили дорожали, и водители дорожили своими автомобилями, некоторые досрочно стали выкупать взятые в аренду автомобили по договорённости с Анатолием. Уже через год Анатолий рассчитался по кредиту с банком. Купил себе новый автомобиль «Жигули 9» и новую квартиру в верхней части города с видом на горы. Это его вдохновило и он придумал своё третье «ноу-хау», которое  сделало его бизнесменом среднего класса. Это будут, наверное, лучшие годы его жизни.


Третье "ноу-хау" пришло в голову к Анатолию, как подарок высших сил, чтобы он смог достичь своей цели, о которой он мечтал с детства. Он мечтал доказать людям, что бедный человек сам может стать богатым, даже без чьей-либо помощи. Автопарк, конечно был хорошим делом, но занимал много времени и нервов, как и автостоянка, которую у него отобрали, но Анатолий теперь он ней даже не жалеет так как это видимо было задумано его судьбой.
Анатолий без сожаления закрыл свой автопарк, он придумал третье "ноу-хау" - это  магазин по продаже подержанных автомобилей. Таких магазинов не было ещё в городе, не было в республике и даже не было в СНГ. Он снова взял в аренду свободный земельный участок в том же ДЭУ, в хорошем районе на пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Рыскулова. Участок был огорожен двухметровым  бетонным забором, раньше там складировался гравий, щебенка, песок и другие материалы для дорожных работ, а сейчас пустовал. Анатолий снова занялся рекламой, подал в газету объявления и занялся разъяснительной и агитационной работой.


Сначала было тяжело, владельцы автомобилей боялись оставлять автомобили и предпочитали продавать свои автомобили на автомобильной барахолке, которую к этому времени перенесли в село Каскелен, которое находилось в тридцати километрах от города. Но постепенно магазин начал заполняться и такая услуга стала востребованной, Анатолию стали доверять не только подержанные автомобили, но и новые. Анатолий за услуги много не брал, всего три процента с продажи и это всех устраивало. Но Анатолий придумывал новые и новые "фишки", рассрочка под залог с гарантией и предлагал их владельцам автомобилей и покупателям.


Анатолий много времени проводил в своем магазине, ведь был велик риск, автомобили стоили дорого и необходим был контроль и учет. На работу вахтером на ворота принял свою мать и платил ей зарплату ежемесячно, как рабочему строителю на стройке по шестому разряду. Матери было уже шестьдесят восемь лет, она уже десять лет находилась на пенсии. Работа была легкой, и она была довольна такой зарплатой, да и рада была помочь сыну. Бухгалтера Анатолий оставил прежнюю, добропорядочную и честную женщину, которой было уже пятьдесят шесть лет. Принял на работу двух помощников - консультантов, ночных охранников.


Баха к этому времени оставил государственную службу и тоже открыл свой бизнес, туристическую фирму и разъезжал по всему миру. Но как только приезжал, обязательно заезжал к Анатолию в автомагазин и договаривался с ним на вечер сходить в сауну или в ресторан. Анатолий не мог отказать ему по старой привычке и также за все платил, но это его не напрягало. Баха продолжал восхвалять способности Анатолия, называл его первопроходцем и ставил в пример перед своими друзьями, которых у него становилось все больше, но все они были влиятельными чиновниками. Анатолия он представлял им своим другом и Анатолий тоже стал считать Баху своим другом, ведь они общаются и дружат уже пять лет.