Метод научного тыка

Владимир Демьянов
   Случилось невероятное. Никогда такого не было и вот — пожалуйста. В начале девяностых годов двадцатого века офицеры из вооруженных сил смогли увольняться по своему желанию, а не только за дискредитацию звания. Оказывается, в положении о прохождении службы была заложена и эта статья. И не только она. Еще можно было перевестись в другие силовые структуры. Ну, кто об этом знал?! Старшие офицеры всегда говорили, что из армии можно уйти только темя путями. Первый — стать дебилом, то есть по медицинским показаниям, второй — ногами вперед, то есть попросту умереть, а третий — за совершение гадских поступков, что равносильно предательству. Хотя, предательству соответствовали все три пути ухода из армии. Стал дураком, умер или напакостил — офицер все равно предатель интересов своей Родины. Его, значит, офицера, воспитывали, кормили, одевали, а он закосить решил. Непорядок!
   Старший лейтенант Владимир Дарьянов внимательно слушал капитана, который рассказывал ему, как перевестись в МВД и остаться на службе, но уже в другом ведомстве. Эта информация была актуальна для Дарьянова. Шло сокращение войск и, в первую очередь и вопреки логике, сокращали офицеров младшего звена, которых в войсках не хватало. Офицеры сидели в ресторане, справедливо решив, кто платит за банкет. Один оплачивал выпивку, другой закуску.
- Ты меня слушай, - говорил капитан, подливая в рюмки водки, - меня тоже в дыру хотели отправить служить, но я кадровикам показал фигу. Сам я из Кемерово, дружок мой, с детства, работает там, в областном УВД. Уже майор. Он мне бумагу дал, что меня берут на службу в органы внутренних дел. Вот эту бумагу я полковнику и предъявил. Тот сразу руки потер и на меня приказ стал готовить. Им же народ куда-то распихать надо. Вон, каждый день в округ прибывают офицеры из Союза, из соцстран, а пристроить их куда-то нужно.
- И что, бумагу предъявляешь, и тебе даже вопросов не задают?
- Нет, не задают. Ты меня слушай. Короче, доставай бумагу и езжай в свой родной город.

   Володя так и сделал. На другой день он мчался на поезде в соседний областной город, чтобы добыть необходимую бумагу. В управлении внутренних дел его отправили к полковнику, заместителю по личному составу. Седоватый полковник Федоров сначала не мог понять, чего от него хочет офицер из вооруженных сил, а когда Вова объяснил на пальцах, что нужна бумага, подтверждающая перевод, полковник задумался.
- Ты знаешь, у меня сын армейский офицер. Танкист. Омское училище заканчивал, а сейчас на Дальнем Востоке служит. Как думаешь, и его можно таким способом сюда перевести?
- Товарищ полковник, я уверен в этом. Примеры уже есть.
- Да, дела…. Ну, хорошо. Будет тебе бумага за хорошую новость.

   В окружном отделе кадров города Новосибирска полковник внимательно прочитал письмо, в котором высказывалась просьба о переводе старшего лейтенанта Дарьянова в распоряжение УВД Томского облисполкома, в виду некомплекта должностей офицерского состава. Дальше все пошло по наработанной схеме. Уже через три месяца Дарьянов расписался в приказе из Москвы, который гласил: «… уволить из вооруженных сил СССР по статье 59 пункт «е» (перевод в гражданское Министерство без оставления действительной военной службы….)». Все просто.

   Когда Владимир пришел в УВД с выпиской из приказа о переводе, там сначала удивились, а потом отправили его оформляться в отдел кадров следственного изолятора, где имелись вакантные должности офицерского состава. Начальник изолятора имел солидную внешность и погоны полковника, что сразу внушило Дарьянову определенное уважение.
- Так, значит к нам переводом?
- Так точно!
- Что-то за всю практику моей работы подобных случаев не было. Да, определенно не было. Наверное, мы поступим следующим образом. Пока я буду разбираться с порядком оформления документов для службы в органах внутренних дел, порядком восстановления офицерского звания, направим мы Вас в горячую точку…
- Товарищ полковник, если есть необходимость применения оружия, я готов! - Вскочил со стула Владимир.
- Какое оружие? Нет, ничего подобного не требуется. Я смотрю - Вы связист по образованию.
- Так точно!
- Вот и хорошо. У нас в учреждении проблемы со связью возникли. Надеюсь, Вы поможете. А уже после этого подберем Вам подходящую должность. Тем более что нужно время для запроса Вашего личного дела из Вооруженных Сил. Пойдемте, я провожу Вас к месту Вашей работы.

Володя пока ничего не понял, но осознал, что придется заниматься связью. Какой связью? Радио, радиорелейной, засекреченной связью? Пока не ясно. Тем временем полковник провел Дарьянова на второй этаж и открыл дверь одного из кабинетов. Помещение состояло из двух комнат. Одна большего размера с массивными металлическими шкафами, вторая не большая, где находились стол, стулья и диван. «Наверное, круглосуточное дежурство», - подумал Владимир, всматриваясь в лицо мужчины в очках и в синем производственном халате, - «техник».
- Вот, Евгений Петрович, привел Вам подмогу. Связист. Думаю, что вы вместе разберетесь с проблемой.
- Я тоже так думаю, Анатолий Кириллович. Разберемся.
- Ну, вот. Не буду вам мешать. - Полковник вышел из кабинета, закрыв за собой дверь.
- Вежливый какой! - Кивнул Дарьянов на дверь. - А Вы здесь техником трудитесь?
Очкастый мужик протянул руку.
- Евгений. Давай сразу на «ты». Не люблю выкать. Я инженер ИТСО — инженерно-технических средств охраны.
- Давай. Меня Володей зовут. Что за проблема со связью?
- А ты какими видами АТС занимаешься? У нас тут старье одно…
- Я никакими видами не занимаюсь и не занимался никогда.
- Как так? Тебя же мне помочь определили!
- Так я готов помогать, но автоматическими телефонными станциями я никогда не занимался. Я военный связист — радио и засекреченная связь.
Евгений сник и явно был разочарован.
- Понятно. Тогда ничего мы не исправим.
- Это почему?
- Ты какое училище заканчивал?
- Кемеровское.
- А я Томское. Мы АТС так, вскользь проходили. Думаю, что и у вас было так же.
- У нас вообще ничего такого не было. У нас на курсе разделение по специальностям было. Из батальона две роты — радиорелейная и проводная связь, а две роты — радио и засекреченная связь. Ключами нас стучать учили, а атээски не показывали.
- Все, наше дело — труба.
- Какая труба? Что-то я ничего не понимаю. Ты объясни, Женя.
- Да тут такая история. Я сам здесь недавно. Месяц назад на работу приняли. Должность инженера свободная была, ну я и согласился, хотя технику не люблю. Почти месяц было все нормально. Сиди себе в кабинете — кури. Вечером спиртику хряпнуть можно, благо есть в наличии. А пять дней назад АТС сломалась. Внутренней телефонной связи нет. Никто позвонить не может. Все бегают по кабинетам. Начальство меня терзает, мол, когда будет связь? А я и сам не знаю! Два дня я документацию изучал, но понял, что ни хрена не понимаю. Тогда я на городской телефонный узел поехал. Там с техником договорился, чтоб посмотрел, но у него работы много, не успевает. Вроде бы завтра обещал заехать. Вот сижу, жду.
- А зачем ждать? Давай сами посмотрим.
- Что посмотрим?
- АТС. - Владимир снял трубку телефонного аппарата внутренней связи с дисковым номеронабирателем. Гудок в трубке был. Дарьянов пальцем крутанул произвольные три цифры и телефон замолчал. - Ну, все понятно.
- Что разобрался?!
- Почти. Это же система контактов. Готовность к набору номера есть. При наборе цифр цепь размыкается. По щелчкам слышно. Значит что?
- Что?
- Реле где-то залипла, может быть от пыли,  и не соединяет линию с абонентом.
- Об этом я и без тебя догадываюсь. Только какое реле? Вон их сколько! - Женя распахнул один из шкафов релейной АТС.
- Так давай воспользуемся безотказной системой «Метод научного тыка».
- Это как?
- Да очень просто. Нам один преподаватель в училище говорил: «Когда не знаете, как исправить поломку — тыкайте все подряд. Заменяйте поочередно все блоки из ЗИПа и постепенно сгоревший блок обнаружится».
- Так это в радиостанции, а здесь что делать? Не будем же мы каждую релюху перекручивать.
- Нет. Мы их просто почистим. Все. Та, которая залипла, после обслуживания отлипнет. И все дела!
Евгений задумался.
- Нет, не нужно.
- Почему?
- Не знаю. Сломаем что-нибудь, и вообще ничего работать не будет.
- А чего здесь ломать? Аккуратно щеточку возьмем, спиртиком смажем…
- Нет! Тебе все равно, тебя в помощь прислали. А я за эту аппаратуру отвечаю. Дождемся техника, он завтра обещал заехать.
- А сейчас что делать будем?
- Ждать. Ты вот возьми документацию и сделай вид, что читаешь, а я типа ремонтом буду заниматься.
Евгений подключил к сети паяльник, разбросал на столе радиодетали, явно не имеющие отношения к АТС, и зачерпнул землю из цветочного горшка, растирая ее между ладоней:
- Ну вот — теперь у нас вполне рабочая обстановка. Раз руки грязные, значит работаем!
   Володе неинтересно было читать техническую документацию, а Евгению просто нечего было делать. Время, отпущенное на ремонт, уходило на разговоры. Однако если в кабинет ИТСО заходил кто-нибудь из сотрудников, Женя брал в руки паяльник и делал вид, что занимается ремонтом техники. Получалось довольно убедительно. Сидит себе инженер, паяет что-то, значит, что-то важное сломалось, требующее длительного ремонта. От безделья Дарьянову было скучно. Он уже просмотрел все шкафы АТС, но определить на глазок капризную реле не получилось.
- Женя, давай все-таки почистим.
- Нет. Чего ты бежишь впереди паровоза? Думаешь, что должность тебе быстрее подберут? Не будет такого. Здесь все идет своим чередом.
- Да я не про должность. Не хочется здесь всю ночь сидеть.
- Какую ночь? Зачем?
- Ну как? Поставлена задача ремонта техники, и мы не имеем права уходить домой, пока приказ не будет выполнен…
- А! Вон ты о чем. Забудь про армию. В этой системе другие порядки. Пойдешь домой в конце рабочего дня, так что не беспокойся.
И действительно, около семнадцати часов Евгений помыл руки и одел куртку.
- Пойдем, успеем до основной массы народа через решетку пройти.
Доблестные ремонтники АТС вышли на улицу и с чувством выполненного долга разошлись по домам.


   На следующий день, после обеда, Евгению позвонили. Это был техник с городского узла связи. Через час Женя встретил его на КПП и провел в кабинет.
- Ну, что тут у вас?
- Да вот — гудок есть, вызов не проходит… - Начал объяснять инженер ИТСО.
- Понятно.
Техник уверенно подошел к среднему шкафу, раскрыл дверцы.
- Мужики, палка какая-нибудь есть?
- Рейка пойдет?
- Нормально.
Связист взял деревянную рейку и ударил ей по одной из реле:
- Все, порядок, принимайте работу!
Женя схватил трубку внутреннего телефона, набрал номер. Ему ответили, и он с сияющим лицом доложил в трубку:
- Товарищ полковник, повреждение исправлено, связь восстановлена. Да, товарищ полковник…. Так точно…. Нет, я сам справился. Хорошо, понял Вас…. – Женя положил трубку и, обратившись к технику, произнес – Спасибо Вам за помощь.
- Ну, спасибо в карман не положишь. Надо бы рассчитаться, как договаривались.
Евгений открыл сейф и достал пол-литровую бутылку со спиртом и, молча, протянул связисту.
- А вторая? Мы же на две договаривались! – Мужик выразил неподдельное удивление.
- Так это. Вы же и не ремонтировали почти ничего. Так, палочкой тыкнули и все.
- Э-э, дорогой, я не просто палочкой тыкнул! Я применил научную теорию. Метод научного тыка называется. Опять же, нужно знать, куда тыкать, а за знания нужно платить. Попрошу рассчитаться, раз договорились.
Евгений нехотя достал из сейфа вторую бутылку и протянул мужику. Тот улыбнулся и спрятал заработанное добро в свою сумку.
- Спасибо, служивые. Если какие проблемы с АТС будут – звоните обязательно. Будем сотрудничать.
Евгений проводил техника на выход, а Володя подумал: «Вот техник! Наш человек! И про метод научного тыка знает, и две бутылки спирта за пять секунд заработал. Лихо»! Но о своих мыслях Жене он говорить ничего не стал. Зачем расстраивать человека? Через неделю Дарьянова назначили на должность воспитателя следственного изолятора для несовершеннолетних и полученные практические знания о телефонной АТС в дальнейшей службе ему не пригодились.