Деревенские Кулибины

Игорь Прицко
ДЕРЕВЕНСКИЕ "КУЛИБИНЫ"

Одного из них я лично не знал, хоть он и жил по той же улице, на которой стоял дом отца.
Его ещё называли Урманским Маресьевым, потому что у него не было обеих ног. Но тогда, в 90-е годы, у него был свой грузовик, который он смастерил, видимо, используя списанный "Зил". Машину он перевёл на ручное управление, и хотя выезжать на трассу на своём странном грузовичке не мог, (разве что до ближайшего поста ГАИ), но успешно возил на ней дрова и картошку в пределах родного села.
Видимо, он был умелец на все руки, и не лишён художественного вкуса. Например, на токарном станке он вытачивал изящные вещицы, вроде солонок и сахарниц, из липы. Отец как-то принёс от него одну из таких вещиц. Мастер был в своём роде Фаберже в работах по дереву! Это был искуссно выточенный  сосуд с плотно притёртой крышечкой, на точёной ножке. Потом, кажется, мать относила это изделие одной знакомой художнице, которая расписала это изделие под хохлому.
Каюсь, что так и не покрыл его лаком, но эта вещица до сих пор стоит у меня на полочке в кухне.

Второго "кулибина" я хорошо знаю, поскольку это мой отец. Купив дом в селе Урман, он подошёл к работам на земле, как и ко всему в жизни, капитально, и решил сделать трактор для вспашки участка, который был не из маленьких - 30 соток, из которых, по крайней мере одна треть засаживалась картошкой.

Где-то на работе он достал списанный снегоуборщик. Это была довольно громоздкая техника, ничего не имеющая общего с теми, которыми повсеместно пользуются сейчас, в 21 веке. Отец его конструкцию усовершенствовал. Я помню, как мы ходили в магазин авто-запчастей, где он присмотрел для своей конструкции передний мост от "Запорожца". Мост был шире, чем требовалось, и отец поступил просто - вырезал среднюю часть, и снова сварил, чтоб колёса были ближе друг к другу. Ездить на этом тракторе было сложновато - скоростные качества у него отсутствовали (всё-таки это был снегоуборщик), но пахать можно было вполне.
 
Пахали оригинально: у трактора была лебёдка, на которую наматывался металлический трос. К тросу привязывался обычный плуг, каким пашут, используя лошадь. Трос разматывался, плуг заносился вручную на край поля, после чего включалась лебёдка. Трос начинал наматываться на вал и тянул за собой плуг. Оставалось только идти за плугом, и наслаждаться чудом техники. Пахали поперёк поля - трос был метров 10 в длину.
 
Неудобство было лишь в том, что когда трос наматывался на вал полностью, надо было снова его разматывать и тащить на себе плуг на другую сторону поля, после чего процесс повторялся.
Это был прототип мотоблоков, которые стали уже тогда появляться на садовых участках.
 
К сожалению, не долго мы пользовались этим трактором. Всё из-за происков завистников - тех, кто сам был ни на что не способен. Отец оставил свой трактор на зиму у соседа во дворе, и кто-то насыпал в бензобак сахар. Двигатель работать перестал, и отец вскоре продал или отдал кому-то свою конструкцию за бесценок, и приобрёл мотоблок.

22.03.17.