Джотто «Тайная Вечеря», фреска в Падуе в капелле семьи Скровени (Cappella degli Scrovegni), 1305
Часть 12-2 ТОЧКА НАСЫЩЕНИЯ (продолжение)
Ван Гога не покупали. Он был слишком пугающ. Как писал Орье, у него «избыток нервозности и страстности выражения».
Готовясь к встрече Гогена в Арле, он нарисовал несколько полотен с подсолнухами, чтобы украсить ими комнату Гогена. Как сказал Вольдемар Янушчак, это равносильно слушанию Пятой Бетховена непрерывно целыми днями.
Простым людям нужна была похожесть. То есть то, что покупалось и продавалось в галереях у Гупиля, где Тео и Ван Гог работали, и где Ван Гога и импрессионистов не покупали.
Банальную похожесть и банальный сюжет. Ван Гог рисовал нечто необычное.
Но тут странный парадокс. Гениальность Джотто (1266 -1337), говоря простым языком, состояла в том, что он сделал гигантский шаг к ПОХОЖЕСТИ.
Вверху «Тайная Вечеря» Джотто – фреска в Падуе в капелле семьи Скровени.
Это очень реалистично по сравнению со всем, что было до него. Представьте себе, это было нарисовано в 1305 году!!!!
Он спустил живопись с Неба на землю.
Ван Гог последний художник ПОХОЖЕСТИ.
За 200 лет Ренессанса живопись дошла до непревзойденного мастерства Буонаротти, Рафаэля, Леонардо и Боттичелли, которое (вот парадокс) вернулось от похожести к сублимации, не просто похожий портрет, но характер личности, ее суть, символ.
И уже еще через триста лет после блужданий академизма, разрушенного импрессионистами, появился Ван Гог, как высшая форма этой сублимации. Все еще похоже, но с поражающей сутью характеров.
К Ван Гогу уже ничего добавить нельзя, там такая оголенная сущность, что иногда и смотреть страшно.
Ван Гог остался последним художником, творившим в рамках подлинности, реализма и традиционализма. Он был последней точкой, точкой максимального насыщения. После него пришло все модернистское искусство, потому что уже дальше в направлении традиционного искусства идти было некуда.
Потому что выше чем распять самого себя на кресте, чтобы убедить всех, что кровь настоящая, невозможно.