Повар и сапожник

Инна Бюхель
    Далеко - далеко ,за семью землями да за семью морями, в одной небольшой деревеньке жил сапожник. Невысокий, худенький, проворный. Ох, а  какую только обувь он не шил: и крепкие ботинки с пряжками, и бархатные туфельки, и высокие сапожки  из сафьяновой кожи! И хоть мастер он был золотые руки,  однако деньгами так и не разжился.  Но сапожник не тужил, нрава  был он весёлого и доброго. Вот бывало продаст обувь и на заработанные деньги купит в лавках всякой всячины и дарит прохожим, или вовсе деньги на хлеб обменяет и кормит птиц. Те слетаются, щебечут, мол, благодарствуем.
 
Прослышал о том сапожнике  повар.  Что - де сапожник и молвой людской не обижен,  и живёт - жизни радуется.  А повар  тоже был мастер заправский - очень вкусно умел готовить, к тому же подавал блюда к столу с фантазией. Бывало   птиц или другую живность на тортах так нарисует, что кажется она живая и сейчас встрепенётся , а то и вовсе замки из теста вылепит и глядишь на них не наглядишься. 
Да и сам повар имел аппетитный вид: кругленький, маленького роста, похожий на сдобную булочку.
 
Готовил повар богатому вельможе , владения которого были по соседству с деревней.
Одно было для повара тяжко - уж больно вельможа  был придирчивый, то  пирог не так подрумянили, то утку не тех размеров запекли...Ведь не понапрасну прозвали его за  нрав Вечнонедовольным. Совсем измучил он повара, хоть и деньги платил немалые. Да и они уж не стали радовать мастера кулинарных дел.
Однажды, когда  совсем стало невтерпёж от капризов Вечнонедовольного, надумал повар пойти к  сапожнику. Уж очень захотелось ему понять, почему сапожник хоть и не богат, а жизни своей радуется.

 Отправился повар в соседнюю деревню.  Легко было найти дорогу к сапожнику, ибо  даже встречные люди ведали, где живёт  знаменитый мастер. Завидев небольшую, слегка покосившуюся избу, подивился повар. Не думал- не гадал он, что сапожник чудесную обувь мастерит в таком ветхом домике.

Постучав в деревянную дверь, повар прислушался, но никто не откликнулся. Тогда отворив скрипучую дверь, кулинарных дел мастер  увидел, что в небольшой комнате перед отворенным окном сидит сапожник. Насвистывая весёлую песенку , он   ловко пришивал к изящной туфельке парчовый бант. А за окном щебетали  птицы, то ли подпевая сапожнику, то ли просто радуясь дню.
 
Приветливо поздорововшись, поведал повар, что его привело к сапожнику:
- Вот я увидел, изба у тебя старая, денег, видать, не так уж много. А гляжу я на тебя - ты весел, песни поёшь. От чего же  ты жизнью доволен ?
Засмеялся сапожник :
- Да секрет простой : я шью обувь, и это мне нравится.

Удивился повар :
- Но так ведь и я люблю готовить разные блюда, к тому же  вельможа платит мне деньги неплохие - уж с твоими не сравнить. Но жизнь меня совсем не радует. Можешь ты мне ответить, отчего так ?
 Сапожник  улыбнулся, отложил туфлю на стол,  и спросил :
- Ты живёшь в красивом дворце, где тепло и сытно. Ты сладко ешь, мягко спишь, живёшь в довольстве. Ни о чём не заботишься, разве только как вкусно накормить вельможу. Чем же так плоха твоя жизнь?
- Но ведь он  извёл меня своими капризами : и то ему не так и это! - в сердцах воскликнул повар.

- Тогда выбирай свободу, но учти, что тебе самому придётся обо всем заботится: о своём доме, о покупке продуктов для вкусных блюд, и даже налоги платить царю - часть твоих заработанных денег.
- Я об этом и не думал, - почёсывая затылок, тихо молвил повар.
- А ты попробуй. Уйди от вельможи, купи избу и начни для жителей деревни готовить разные кушанья. Тогда и радость к тебе возвратится,  - предложил сапожник.

- Да, что ты, что ты! - замахал руками повар. - Меня же вельможа  не отпустит по добру по здорову. Не могу я его ослушаться. За это казнь грозит.
- Ну тогда, возвращайся и живи, как жил, - сказал твёрдо сапожник, взял туфлю и продолжил работу.
   Повар стоял в растерянности. Ему было уютно в этой маленькой, пропахшей клеем и кожей комнате и совсем не хотелось  возвращаться к Вечнонедовольному.
После недолгой паузы он произнёс:
- Я бы хотел попробовать. Можешь ли ты мне помочь?

Сапожник призадумался.
- А что? Уж коль желание у тебя есть попробовать, давай поменяемся работой на время. Ты поработай тут, а я пойду к твоему вельможе  - деньги мне не помешают, да и избу давно подправить  надобно.
- Да как же я буду у тебя работать, коли я в сапожном деле ничего не смыслю?- воскликнул удивлённый повар.
- Твоя правда, - вздохнул сапожник.
 
Но тут же в глазах появился какой-то хитрый огонёк.
- Мы будем друг друга учить , ты меня - кулинарному  делу, а я тебя - сапожному.
Заслышав такие речи, повар сначала не соглашался, но потом махнул рукой - ах, была не была!
  Сказано - сделано. Стали они, не тратя время даром,  друг друга мастерству учить.

Поначалу ,ох, как непросто было обоим - и не ладилось дело и серчали друг на друга. Да спустя  время  повар  научился чинить сапоги и шить туфельки,  да и сапожник  готовил утку с яблоками и пёк пирожки  с корицей.

И вот настал день, когда сапожник снарядился к Вечнонедовольному. Повар уже отправил гонца, что к  вельможе  спешит "знаменитый повар самого царя".
Стражники  стояли у гостеприимно раскрытых дубовых дверей  дворца Вечнонедовольного. Слуга провёл сапожника в просторный зал с деревянной резной мебелью.  Сапожник оглядывал убранство роскошного дворца с нескрываемым восхищением. Затем слуга провёл его  в просторную кухню.

 Едва сдерживая радость, и горделиво подняв голову,   вельможа  показывал прибывшему сапожнику кухню, в которой была и посуда изящная и приправы заморские да  инструменты всякие для готовки блюд изысканных. 
 
На другой день сапожник к обеду сварил бобовый суп,  запёк  гуся, испёк рулет с маком да киселя наварил вишневого. Вельможа сидел за огромным дубовым столом, покрытым дорогой  скатертью. Он нетерпеливо поглядывал на дверь, а сапожник уже вносил блюда на золотом подносе.  Попробовал явства Вечнонедовольный. Всё было не так: суп  недосолёный, гусь недопечённый, мак скрипел на зубах, кисель был несладкий. Хотел он было воскликнуть: "Да разве это кушание? ", но вспомнил, что перед ним  повар самого царя. И промолчал. 

На другой день, подавая запечённую утку, сапожник забыл полить её любимым соусом  вельможи. Увидев это, Вечнонедовольный уж открыл рот, чтобы накричать на повара за его забывчивость. Но припомнив, что готовил  кулинарных дел мастер,  опять промолчал. 

И так продолжалось бы долго, кабы однажды не вздумал  Вечнонедовольный  приказать сапожнику испечь  торт. Да непростой, а украшенный живностью его богатого  двора - гусями, курами, утками.

Как услышал о том сапожник - пригорюнился, ведь не знает он как повар красоту такую из теста лепил. Думал, он думал, и решил на торт поставить курицу. Изловчился сапожник, поймал курицу во  дворе. И перед подачей посадил курицу прямо в торт, посыпанный для неё зёрнами. Курица начала клевать на торте зёрна, и Вечнонедовольному вначале показалась, что курицу вылепили из теста как живую. Он аж замер от радости - вот мастер -то! Но когда курица взмахнула крыльями, закудахтала и стала прыгать по столу, вельможа разозлился , что курица-то  настоящая.
 
  Возлютовал Вечнонедовольный , когда понял, что обманули его: закричал так, что хрустальная люстра в его зале задрожала, ударил по столу так, что сосуд с дорогим вином опрокнулся и залил серебрянную скатерть огромными стекающими потоками , похожими на лапы хищных зверей.

  Приказал вельможа  стражникам  немедля бросить сапожника в темницу, а через три дня и три ночи велел казнить бедолагу, если тот не испечёт такой торт, на котором  царский замок стоит, а в нём сундуки с златом и серебром сверкают так, что глаз не отвести.
 
Слуги внесли в темницу все инструменты  нужные,  продукты свежие для выпечки торта  да хлеб и  воду  для подкрепления сил сапожника.  Всё взгромоздили на стол железный и молча удалились.

Сидит на каменном полу камеры сапожник да смотрит через решётку на улицу.
"Таких тортов сапожнику не испечь,- печально  произнёс он. -Эх, не нужно было на обман идти.  Ладно, сам придумал и сам ответ держать буду"

 Вдруг видит, что к окошку подлетели несколько птичек. Сгрёб оставшиеся крохи от хлеба да бросил птицам через решётку на окне.
- В последний раз гляжу я на братьев своих меньших, - с грустью вздохнул сапожник.
Как вдруг одна пташка  молвит человеческим голосом:
- Ты всегда заботился о нас-птицах, и я помогу тебе. 
Сказала и полетела птица к повару.

А что же повар? Тот немного денег заработал, да и  поначалу легко ему было вдали от гневных речей Вечнонедовольного.
  - Теперь я знаю, отчего был сапожник рад радёшенек. Ведь он не жил по чьему-то приказу, обувь шил он со своей фантазией и посему по сердцу была ему работа.
Но проходило время и всё больше тужил повар, всё больше его тоска-печаль окутывала.
- Как же нелегко делать то, к чему не лежит душа, - вздыхал повар, чиня дырявый башмак. - Вот бы сейчас замесить тесто и напечь  пирогов с вишней,- мечтательно произнёс  вслух повар.

Тут в раскрытое окно влетела птичка. Села прямо на стол перед поваром и заговорила человеческим голосом:
- Беда с сапожником! Спеши, помоги ему, не то через три  дня и три ночи казнит его вельможа.

 "Ах, вина моя. Ведь работал бы сейчас сапожник тут и беды не ведал. Я же знал, какой может быть свирепый вельможа, так отчего же не воспротивился, когда сапожник решил к нему идти? Ах, глупая голова моя..., - беспомощно махал руками повар, словно вылупившийся птенец крыльями.
И причитая на ходу, повар поспешно собрался и отправился повар в путь- дорогу.

А тем временем Вечнонедовольный  узнав, что сапожник не испёк торт, приказал готовить под дворцовым балконом место для казни. На огромный деревянный помост внесли стражники  зловещую колоду, с которой много голов людских  полетело.
Крепкий высокий палач в длинной тёмной накидке с наслаждением рассматривал своё оружие - тяжёлый острый топор.
 " Уж я покажу всем свою силу и справедливость! Всякий, кто посмеет меня ослушаться, будет казнён!"  - вельможа  потирал от удовольствия  напудренные в перстнях руки.

Перед балконом Вечнонедовольного стояли жители деревни, окружив деревянный помост со всех сторон, словно пытаясь обнять его. Люди тихо перешёптывались, боясь, чтобы их слова не долетели до своенравного вельможи или жестокого палача.

Довольный собой  вельможа  вышел на красивый балкон. Слуга принёс деревянное, украшенное резьбой, кресло, чтоб Вечнонедовольному удобнее было наблюдать за казнью.
Вельможа подал знак стражникам привести сапожника. Тот шёл медленно, словно последний раз пытаясь запомнить всё, что видел на пути.
- Есть ли у тебя последнее желание? - усмехнулся Вечнонедовольный.
- Да, - поднял голову сапожник.
 
Люди, окружавшие помост, затихли  в ожидании.
- Я хочу признаться, что я не повар царя. Я вообще не повар,- сапожник говорил громко и уверенно.  - Я- простой сапожник, - гордо  произнёс он  и посмотрел прямо в глаза Вечнонедовольному.
Эти слова были подобны раскату грома. Жители ахнули :" Он не царский повар!", и радостный шёпот пробежал по толпе: " Какой смелый!"

Вечнонедовольный не поверил своим ушам. Его глаза расширились.
- Как?!!! Мне готовил простой сапожник? Да как ты посмел? - вельможа в ярости выкрикивал слова. И они с силой вырывались наружу, словно воздух из   воздушного шара, который вдруг решили открыть. Казалось, что  гнев, как огромный порыв вырвавшегося воздуха, сметёт  всё на своём пути.
Люди прижались к друг другу и словно окаменели от страха.

"Сапожник...простой сапожник, который шьёт крестьянам...Мне ...богатому вельможе  готовил пищу?!! Это неслыхано!Все будут смеяться надо мной" - мысли, словно коварные  нити всё туже и туже, опутывали Вечнонедовольного.
Он открывал рот всё шире и шире, чтоб как можно больше выплеснуть гневных слов.
 
Как вдруг Вечнонедовольный стал уменьшаться и уменьшаться. Его стало почти не видно в кресле. И бах ! Раздался оглушительный крик и вместо Вечнонедовольного на кресле появилась  безобразная  лягушка. Она стала подпрыгивать и громко квакать.  Увидев  лягушку, жителей словно прорвало - они прыснули от смеха.
-Вечнонедовольный превратился в лягушку! Ха -Ха !
- Пусть квакает теперь сколько захочет!
 
И лягушка некоторое время квакала. Потом, видимо, испугавшись радостных выкриков  людей, спрыгнула с кресла и никто её больше не видел.

Палач, бросив свой топор,  и укутавшись почти до самых глаз накидкой, поспешил покинуть место казни.
" Люди не простят меня .Ведь сколько невинных голов я отрубил. Нужно скорее покинуть владения вельможи. Жители веселятся, они не заметят меня" -  шептал себе под нос палач, припустившись бежать.

А в это время повар добрался к  воротам дворца. Стражники отодвинули железный засов , и впустили знаменитого повара. Тот столкнулся с палачом, который опустил голову в надежде, что его не узнают.

" Я опоздал. Палач уже отрубил ему голову. Сапожника уже казнили" , - застучало сердце  повара,когда он  увидел быстро удаляющегося  палача. - Горе, горе мне.."
Слёзы хлынули из глаз повара.
 
Утирая слёзы, он  направился ко дворцу.  И тут перед его глазами предстала чудная картина: вся площадь под балконом вельможи, была заполнена людьми. Ликующими людьми. Одни хохотали, другие подкидывали шапки, третьи обнимались. Повар непонимающе смотрел на веселящихся.

- Что случилось тут? - обратился повар к мальчонке, который стоял под балконом.  Но тот, так и не смог ответить, потому что  то хохотал, указывая на балкон, то вдруг словно подражая лягушке, пытался громко квакать.

Неожиданно повар увидел   в воздухе сапожника, которого ликующая толпа подбрасывала со словами: " Смельчак", "Победитель"

" Сапожник  жив ! Жив!!! " - воскликнул  повар и  стал подпрыгивать от радости.

Когда немного утихло веселье, люди обратились к сапожнику:
- Будь нашим правителем! Ты смел, находчив и можешь  трудиться.
- Нет, я люблю шить обувь и не могу жить во дворце, под окнами которого разгуливал  палач.

Вдруг в толпе сапожник заприметил повара.
- Может быть ты хочешь быть правителем? - обрадованный встречей, обратился к нему сапожник.- Ведь ты многое из такой жизни знаешь...
- Нет, я - повар. Варить, печь, выдумывать новые блюда и угощать ими людей - вот что  мне по сердцу.  Да и к тому же  я понял - как хорошо быть свободным, - со счастливой улыбкой на лице отвечал повар.

Прошло много времени. Историю о том, как вельможа превратился в лягушку многие забыли. Зато до сих пор знамениты два домика - мастерская, где шьёт чудесную обувь сапожник и трактир, в котором готовит знаменитые блюда повар. Дома так и называются дома Мастеров.

И я там был сапоги себе купил, и бобовый суп отведал, да и то, что люди сказывали, вам поведал.



Картинка из интернета