Ван Гог как Иисус Христос 13 Мазила

Михаил Гольдентул
Звездная ночь, 1989, Нью Йорк, Музей современного искусства
Создана в приюте Сан-Реми-де-Прованс.



Часть   13 МАЗИЛА.  (ВИНСЕНСТВО   Ван Гога)




Что нужно кусту от меня?
Не речи ж! Не доли собачьей
Моей человечьей, кляня
Которую - голову прячу

В него же (седей - день от дня!) .
Сей мощи, и плещи, и гущи --
Что нужно кусту - от меня?
Имущему - от неимущей!

 А НУЖНО! ИНАЧЕ Б НЕ ШЕЛ
 МНЕ В ОЧИ, И В МЫСЛИ, И В УШИ.
 НЕ НУЖНО Б – ТОГДА БЫ НЕ ЦВЕЛ
 МНЕ ПРЯМО В РАЗВЕРСТУЮ ДУШУ.
                (М. Цветаева)



 Христос (др.-греч. — «мазь, масло») — букв. «помазанник». Это перевод еврейского слова  (Машиах). В современном использовании термин обычно относится к Иисусу Христу. «Иисус Христос» означает «помазанник Иисус».
Слово употребляется как эпитет, обозначающий причастность к Святому Духу в результате помазания елеем. В Ветхом Завете помазанниками (или христами) назывались цари, пророки и первосвященники после принятия ими должности и последующего помазания как свидетельства особого дарования и избранности (Исайя 45; 2 Цар. 14
(Википедия)

Впечатляющий текст. Особенно в контексте клички, которую ему дали арльские мальчишки   и названия  «Ван Гог как Иисус  Христос», которое я придумал для статьи.
На стене в Желтом доме, где Ван Гог жил вместе с Гогеном, он написал   «я святой дух».

Мальчишки в Арле бегали за Ван Гогом и дразнили его «мазилой» ( Le barbouilleur). Устами младенцев глаголет истина. Он оказался одним из самых гениальных мазил всех времен - воистину помазанник.   Хотя в определенном смысле переход от «Едоков картофеля»,   как периода его творчества, есть возврат от Христианства к язычеству, к природе, к истокам  мироздания. Это кажется парадоксальным, но на самом деле, вполне естественно. Он достиг высшей формы в понимании Христианства  и пошел дальше, то есть выше, а выше Христианства  только Бог,  то есть Природа. Не удивительно,  что в его картинах обнаружили отражение странных природных явлений. 
В  одном из университетов США обнаружили, что подсолнухи Ван Гога редкие мутанты, 
что небо  изображает в точности турбулентное движение в соответствии с законом открытым Колмогоровым в 40-х годах,  и что в «Восходе Луны» Ван Гог не фантазировал, а изобразил «лунную иллюзию2»,   имевшую место 13 июля 1889 года.
И так далее.....  Даже его картины со звездами нарисованы  астрономически точно.

 

Это  обясняют отчасти его гениальной наблюдательностью и способностью видеть необычное (то именно,  что ученых всегда интересует), а отчасти его болезненным состоянием, обострявшим его видение, которое становится равным природному явлению.  Это, как ни странно,  отличает и ученых, когда они  в моменты открытий как бы сливаются с природным явлением, которое они исследуют. Нужно при этом держать в уме тот факт, что ученый, исследующий стркутуру ДНК, сам из этого же ДНК и состоит, то есть, гиперболически говоря, природа исследует саму себя.

Ван Гог как   гений,  что я повторяю на протяжении всей статьи, несомненно отличался от прочих смертных и в своем видении окружающего мира.
Хотя  буквально  подсолнухов,  нарисованных Ван Гогом в природе нет, что легко обнаружить на любом поле подсолнухов или просто в интернете на фото. Но еще более поразительно и очевидно, что такой  церкви в Овере, которую нарисовал Ван Гог, вы тоже не найдете. Вот как выглядит реальная церковь:

http://www.proza.ru/2017/03/23/2400

Небо,  нарисованное в Звездной ночи,  также не существует, хотя оно и точно астрономически.  Ван Гог изображал сущность подсолнухов, звездного неба и всего, что он изображал.

«Едоки картофеля»  это любовь к страждущим!
Подсолнухи это любовь  к Природе.  Он очеловечил природу и в портретах, (включая и свои)  «оприродил» человека,   предъявив нам   сущность человека   с такой  глубиной, какую  из портретистов  достиг только Леонардо.

 От Христовства к Винсенству. Жизнь полна загадок!  Но, тем не менее, Ван Гог  все еще  оставался реалистом. Парадоксальная фраза.  После всех научных открытий о его картинах можно сказать по другому:   не «все еще», а именно реалистом.

Из письма Ван Гога:
«Итак, в области искусства вершина достигнута. Несомненно, в грядущем еще появятся великолепные вещи, но ничего более возвышенного, чем мы уже видели, не будет. И я лично опасаюсь, что через несколько лет в искусстве начнется нечто вроде ПАНИКИ. Со времен Милле мы сильно опустились; словцо декаданс, которое сейчас еще произносят шепотом или в завуалированной форме (см. Херкомера), вскоре зазвучит как набатный колокол. Многие, к примеру я сам, сейчас молчат, потому что приобрели репутацию mauvais coucheurs, (неприятный тип) a тут уж никакие оправдания не помогают. Хочу этим просто сказать, что следует не разглагольствовать, а работать, даже если работаешь с тяжелым сердцем. Те, кто впоследствии будут громче всех кричать о декадансе, сами и явятся наиболее ярыми декадентами».

Какое провидчество.  И слово, которое он нашел для определения модернизма, тоже удивительно точно:  «И я лично опасаюсь, что через несколько лет в искусстве начнется нечто вроде ПАНИКИ».

Я не против модернизма, я люблю и восторгаюсь Матиссом, Пикассо, Малевичем, Шагалом, Кандинским, Дали, Мунком, Поллоком, Ворхолом и многими другими. Но Ван Гог определил все их искусство абсолютно точно - ПАНИКА.

 Да,  оно,  собственно, точно отражает современное состояние психики человечества.

Но вершина по спирали была достигнута именно Ван Гогом. Это была точка насыщения.
Этот «сумасшедший» был последним реалистом. Если не считать такую специфическую форму психического заболевания как социалистический реализм,
давший, тем не менее,  если быть справедливым,  миру  таких замечательных художников как Кончаловский, Нисский, Дейнека, Герасимов, Бродский..... и так далее, знаете сами.