Сказка о бессмертии

Светлана Работько
                Авторская версия в стихах по мотивам
                народной грузинской сказки-притчи
                "Земля возьмет свое"



Я сказку тебе расскажу, мой малыш!
Оденься теплей, поудобней садись,
Пусть дождик осенний дрожит за окном,
Мы в старом камине огонь разожжем.

Накинь теплый плед на хрупкие плечи,
Потушим мы свет и зажжем в доме свечи!
Пусть пламя дрожит, и воск, как слеза
Стекает уныло. Вокруг - тишина.
И голос мой будет в ответ тишине
Рассказывать тихо о судьбах людей...

Правда иль вымысел? Не знает никто.
Свидетелей нет... То было давно.
Жила на Кавказе простая семья,
Семья бедняков, их кормила земля!

И мать, и отец был, и юноша-сын,
Он сильным и смелым в народе прослыл.
И вот захотел этот  парень-грузин
Узнать, на Земле есть ли вечная жизнь?

В дорогу собрался, котомку надел,
С семьей попрощался и песню запел!
А путь был не короток, путь был далек.
И мать лишь всплакнула:"Куда ты, сынок?"

Ни год и ни два он по миру блуждал.
В дороге он вырос и возмужал.
Долго  ли коротко, он в горы пришел,
И думал, что здесь он бессмертье нашел.

Но ворон огромный,  ему тысячи лет,
Ответил: "Увы, здесь бессмертия нет!
Вот, видишь ущелье, мой маленький друг!
Наполню пером его, но не сразу, не вдруг,

А только тогда, когда чищу перо,
И нежно кружась оно ляжет на дно!
Как только наполню его наконец,
Тогда лишь надену я смерти венец!
Но это надолго, на тысячи лет.
Останься со мной, удлини жизни век!"


Но парень упрямо качнул головой!
"Найду я бессмертье, найду и покой!
Что толку, что буду с тобой долго жить?
Ты будешь все время могилу нам рыть!"

Ушел человек дорогой своей.
И снова в пути уже несколько дней!
Долго ли коротко, он к лесу пришел.
И думал, что здесь он бессмертье нашел!

Но старый олень отвечал ему: "Нет!
Я стар, но я знаю, бессмертия нет!"
Олень был могуч, ветвисты рога.
И в жизни не раз сокрушал он врага.

И парню поведал он, что никогда,
В жизни своей не менял он рога!
"Как только до неба они дорастут,
Конец мой наступит, там или тут!

Останься со мной, будет долгою жизнь!"
Но парень ответил: "Мне надо спешить!
Ты знаешь, я долго по свету хожу!
Пока без успеха бессмертье ищу!

Но верю, но знаю, когда-то найду!
И без сожаленья сейчас я уйду!"
И странствовал снова он несколько лет.
И думал: "А может, бессмертия нет?"

А там, впереди бушевал океан!
На скальном утесе  замок стоял!
Он скинул одежду и к замку поплыл.
На верх не добраться, и он приуныл...

Тут юная дева, увидев его,
Бросает с балкона веревки клубок.
Он, к ней поднимаясь, с надеждой спешит,
Волшебную розу нашел он в глуши!

Она так прекрасна, и в юных летах,
Глаза - бриллианты, ресниц длинный взмах!
И кожа, как персик, и розы ланит!
И так грациозна, так сердце манит!

И черные косы, и брови вразлет,
И губы-кораллы, и сладко поет!
Она улыбнулась, коснулась рукой!
"Позволь мне остаться! Хочу быть с тобой!"

"Конечно, останься! Живу здесь одна!
Ты будешь мне мужем, я буду – жена!"
И парень остался, забыв обо всех!
Он слушать хотел переливчатый смех!

Ах, южные ночи,  ваш сладкий нектар
По жилам течет, разжигая пожар!
Сплеталися руки, сплетались тела,
И юная дева искусна была!

Не в силах сдержать свой горячечный пыл
Влюбленный давно уж про все позабыл!
Кто он? Откуда? Зачем он пришел?
А может, он с нею бессмертье нашел?

Живет с нею парень, не год и не два.
В веселье, утехах проходят года.
Жена молода, нет забот, нет проблем!
Ни в чем не нуждаясь, доволен он всем!

Все в замке прекрасно, все время весна.
Прекрасные фрукты и вдоволь вина!
И не было зим, ни тревог, ни забот!
И так день за днем, и так круглый год!

Но как-то по саду наш парень гулял
И яблони нежной плоды увидал.
Он был удивлен, он не видел их прежде!
И руку к ним тянет со смутной надеждой!

А  яблоки  манят,  дурманят его!
И он с наслажденьем съедает одно!
И чувствует привкус его на губах!
Он словно очнулся, вздохнул, молвил: «Ах!...»

И сразу  все вспомнил. Зачем он и кто?
И в замок вбежав, распахнул он окно.
Там был океан, и пена у скал.
Он вспомнил, как долго бессмертье искал!

Тут дева вошла и промолвила мило:
«Я здесь рождена  с сотворения Мира!
Ты был бы со мной всегда юн и прекрасен,
Ты был бы бессмертен, но план мой напрасен!

Ты был бы всегда беззаботен, беспечен!
Но правду узнав, ты снова не вечен!
Я знаю теперь, тосковать ты начнешь!
Иди, собирайся все равно ты уйдешь!»

Да, парень все понял, и  сразу поник,
Но в памяти матери образ возник!
И грустью сковало душу ему
И думает парень: «Домой я пойду!»

Проведаю маму, братьев, друзей!
Чуть-чуть погощу и к милой своей,
Вернусь непременно и снова и вновь,
Бессмертье верну, негу, любовь!

Жене своей славной он все рассказал!
Поддержку в любимых глазах отыскал.
Но грустно промолвила дева ему:
"Напрасно идешь ты, но я все пойму!"

Три яблока дева в дорогу дала,
И нежно целуя, сказала она:
«Когда ты поймешь, что тоска одолела,
И юной душой совсем завладела.

Ты яблоко съешь непременно одно,
Не сомневайся, поможет оно!
А как со вторым и с третьим поступишь?
Послушаешь сердце-ему и уступишь!"

И парень к обратной дороге стремится,
И сердце домой его рвется, как птица!
Покинул он замок, и спешно бежал
И думал: «Зачем я бессмертье искал?»

Подходит он к лесу, ответ не найдя.
И видит оленя, а  в небе — рога!
Тот умер уже — добыча волков!
Немало, видать миновало веков!

Он дальше спешит, впереди снова  горы!
Ущелье наполнено пухом и ворон
Иссохшийся весь, тут же рядом лежит!
А парень все дальше и дальше спешит!

Вернуться обратно нет уже сил!
Земля не пускает,  а путь домой мил!

И вот наконец он к месту пришел,
Но долго искавши,  свой дом не нашел!
Немало с тех пор воды утекло!
Там город родился, где было село!

И стало тоскливо ему одному,
Он яблоко съел, захотелось ему!
И вмиг постарел, и сгорбились плечи!
Он был лишь всего — сын человечий!

А сердце сжимала немая тоска,
И к фрукту второму тянулась рука.
Он яблоко съел и стоять уж не мог!
На землю родную устало он лег!

И понял он вдруг, что неважно бессмертье.
Неважно и то, где живешь ты на свете.
Как, сколько и с кем мы бываем дружны,
Пред смертью все равны, и ей все нужны!

И яблоко третье он надкусил!
И только шепнул: «Меня мама, прости!»
И умер он тихо, закрывши глаза!
И быстро скользнула с ресницы слеза!

Бессмертье искал он и не нашел!
Но к истине все же в итоге пришел!