Поездка на Кубань

Лидия Петренко
                ПОЕЗДКА НА КУБАНЬ

       После Крыма запланировали мы кубанских родственников навестить. Они к нам точно не приедут – дорого по  нынешним  временам  в гости ездить да ещё на такие большие  расстояния! А мы пока имеем такую возможность, так как муж мой – бывший военный. И  льгота  есть у  военных  пенсионеров - в санаторий  ездить бесплатно, оплачивает проезд военкомат.  И вот  мы всеми  правдами и неправдами  постарались добыть путёвку в ближайший к Тамани военный санаторий. А это – «Золотой берег» в посёлке Сукко в двенадцати километрах от Анапы. До  Тамани  там  рукой  подать – всего шестьдесят километров. Кто-нибудь из родных подъедет и нас заберет!

     Прошли медицинское  обследование, получили  соответствующие  справки. Дочка Наташа помогла отправить заявку в санаторий на конец сентября. Раньше мы не можем из-за дачного огорода да внучат, которых опекаем всё лето на свежем воздухе. Вот соберём урожай, вернём к сентябрю внучат родителям, тогда мы – свободные птицы и можем ехать. Но пришёл ответ по  электронной  почте, что все места уже заняты на нынешний сезон. Москвичи, в чьих руках  распределение  путёвок, нас переплюнули!

       Муж позвонил  бывшему  сослуживцу, живущему на Кубани. Так и так, мол, не удаётся путёвку получить. А у того  знакомые в этом санатории работают. В общем, звонит наш Женечка и говорит, что скоро придёт вам  положительный ответ. И точно, получаем подтверждение, что путёвка на двадцатое сентября нам забронирована. Ура! Ура!..

      Мы-то радуемся, но через неделю позвонила жена Жени и сказала, что он умер. Разорвалось сердце прямо на работе. Опечалились мы. Выходит, Женя нам последний подарок преподнёс – путёвку добыл…
      Но это уже другая история и пусть земля ему будет пухом. Мы всегда будем помнить тебя!..

        И вот мы в Сукко. В третий  раз  причём! Санаторий  изменился  в  худшую сторону. Хоть  большой  новый корпус выстроен, но вода доходит только до второго этажа. А это лето было очень жаркое, с пресной  водой большие проблемы   там. По  часам   выдают   воду   в    остальных гостиничных корпусах.  Пить  воду из-под крана категорически запрещено из-за каких-то кишечных палочек, только кипятить нужно.
 
    Зато  процветает  бизнес  водяной  в  магазинах!  Раскупается питьевая вода круглосуточно. Прикупили и мы пятилитровую бутыль, чтобы хоть таблетки запивать, да чай иногда вечером вскипятить.

     Лечение  санаторное  тоже  не  на  высоте стало. Раньше можно было все свои болячки чуть  подлечить, а теперь только на основное  заболевание можно получить процедуру, остальное  лечение  за деньги назначают. Так что главной процедурой у нас было посещение  пляжа. Лежаки, прогулки вдоль берега, солнечные ванны да игра в картёжного дурачка с такими же санаторными отдыхающими. Пару раз мы с соседкой по столу в столовой поднимались на высотку, чтобы обозреть прибрежные дали. Мужья наши не пожелали идти с нами.

      Но в поход к Змеиному озеру совершили мы вместе. Оно находится в восьми километрах от нашего санатория. Туда дошли пешком, а назад на автобусе доехали. Тяжеловато такой путь по жаре совершать. Смотреть там особо было нечего. Ни змей мы не видели, ни водяных кипарисов, о которых слышали прежде. Не дошли до них, оказывается.

     Здесь, в Анапе находится могила старшего брата моего Анатолия, поэтому в один из дней побывали мы там. Пропололи сорняки, поправили покосившийся крест и вернулись.

      Несколько дней  штормило. Такой рёв волн стоял на берегу,  такие огромные валы  на берег  накатывали, что весь  наш  пляж  под  водой  оказывался!  Да  и  купаться в  этот  раз нам не  пришлось из-за тех  же  кишечных  палочек.  Хотя, некоторые смельчаки всё же купались…

     Наконец  закончилось  время  нашего  пребывания  в  санатории.  До того мы созвонились с таманской роднёй. Брат Володя пообещал прислать за нами машину. И вот мы в Тамани! Радость, объятия – эмоции через край!..

     Ну,  здравствуй,  моя  малая  родина! Вот и  встретились мы с тобой! Как ты теперь живёшь, чем дышишь? Думаю, за неделю пребывания здесь, я всё о тебе узнаю…

      Мы всегда останавливаемся у Шурочки – моей двоюродной сестры. Вот с неё я и начну свои записи. Когда мы приехали, у Шурочки гостила её единственная дочка, а моя  любимая  племянница -  Наташа  со  своими  сыновьями – Сёмой - шести  лет и двухлетним  Тимошкой. А так она с мужем Костей  живёт  под  Краснодаром.  Наташа рассказала, что они с мужем недавно отделились от Костиных родителей и переехали в свой новый дом. Мебели, правда,  ещё  маловато, но дети счастливы: просторно - есть где побегать! Ещё Ванечка у бабушки гостил – сынишка старшего Шуриного сына Андрея. Он  уже  второклассник. Папа  в  командировке – где-то  охраняет  водную границу  с  Украиной.  Да и в  разводе он с мамой  Вани, но к  бабушке  мальчика отпускают. Тем более он был  простужен, в школу не ходил. Вот бабушка Шура его и выхаживала – лекарства  давала, да уколы  какие-то делала ему. Медсестра ведь!..

     Потом  один за другим  забежали  младшие  сыновья-близнецы  Шурины – Вася и Серёжа. Они, оказывается, оба живут в гражданском браке со своими жёнами. Вася со своей первой  женой  развёлся  и  живёт теперь с другой. Дочка  его  - Анечка,  с  мамой   живёт.  А  Сергей  впервые  семьёй  обзавёлся.  И  живёт  здесь  же,  в отцовском  дворе, только  в  отдельном  домике,  выстроенным для сдачи на летний сезон отдыхающим.  Детей  пока  нет,  но с женой Леной планируют обзавестись. Работают ребята на стройке моста «Керчь-Тамань».

     У среднего сына Шуриного – Вовы, побывали. Дом они свой новый уже отделывают по  мере  зарабатывания  денег. Жена   Оля  всё  так  же  на   «Скорой  помощи»   работает. Маму Олину мы не видели. Она уже не выходит из своего закутка.  Тяжело  болеет.  Не  стали  даже  беспокоить   её.   Девчонки  уже  большие  стали.  Ира                заканчивает  школу. Лиза  в  шестом  классе,  гимнастикой  занимается. Помощницы растут.

     Шурин муж -  Саша, пока Андрей в  командировке, приглядывает  за домом сына. Тем более там кролики, кошка, собака, куры. Ездит кормить скотинку, да и ночует в качестве сторожа. Однажды прихватил нас да Ванечку,  показать двор да дом Андрея. Понравился домик,  просторный,  светлый. Во  дворе  с  десяток  кустов  винограда посажено  и несколько  деревьев.  Опрокинутая  лодка стоит.  Огород  неухоженный, заросший. Летняя кухня пока стоит пустая, а вся живность в аккуратном  сарайчике размещается, с огороженной сеткой  территорией для  прогулок животных и  клетками для  кроликов. Хозяйку  сюда  надо, да  некогда  Андрею этим заняться, хотя, как рассказал Саша, женщина уже есть на примете. Где-то под  Краснодаром  живёт. Вот возвратится,  может,  решит  этот  вопрос.  И  у  Ванечки  там  комната  есть – похвастался. Вообще мальчишка так ко мне привязался за эти дни! Видно, не хватает ему материнской ласки дома…
               
     В один из дней решили мы выбраться в знаменитую Атамань – этнографический музейный комплекс Кубанского казачества.  До того видели мы только через забор все улочки и хаты, занимавшие немалую территорию под Лысой горой, площадью более 60 гектаров.
 
     Купили  входные  билеты, и пошли  путешествовать. Правда, как потом узнали, начали с  конца свой  осмотр. Да это и не так важно. Просто потом в конце узнали саму историю  возникновения  Тамани, увидели  копию  древнего – с восемнадцатого века Тьмутараканского  камня,  выкопанного  казаками.  Сам  камень  находится  в Эрмитаже. Увидели садик с указом императрицы Екатерины  о переселении запорожских казаков  на  Тамань.   Большая  базарная   площадь,  часовня,  улочки  с  хатами кузнеца,  шорника,  винодела,  цирюльника,  хата-школа и так далее – интересного довольно много. Можно  войти в любую хату и поглядеть, как она выглядит, поесть борща с пампушками и вареников с вишнями…

     Интересно здесь с детьми побывать. Есть здесь сказочные поляны с фигурками всех домашних животных, гуляющих по лугу, дворик Бабы-Яги с её СПА-избушкой и сказочными чудесами, с Кощеем Бессмертным.  В течение всего летнего сезона здесь проводятся различные праздники и обряды. Можно попасть на свадьбу с песнями и плясками, на джигитовку казачью, на день Вареников…
     Мы гуляли  за три  дня  до  сезонного закрытия комплекса. Уже было довольно прохладно, дул пронзительный ветер с моря и неуютно гулялось. Но часа три мы всё-таки провели здесь и не пожалели об этом!

     Потом ветер нас погнал с Лысой горы, и мы быстренько добежали до дома наших старых  приятелей – Воропаевых  Николая  и Валентины.  Вошли в их уютный зелёный дворик. Посидели за столом под навесом из виноградной лозы у деревца,  усыпанного созревающими  лимонами. Поклевали  прямо с виноградной  «крыши» зрелого медового винограда. Нас  накормили  обедом. Во  время  беседы мы узнали, что с Валей беда случилась, хотя она сама этого не чувствует. Назвал Николай болезнь, да только не запомнила я, как она называется. С головой  не в порядке у жены. То-то  я  очень удивилась,  когда  стала  она  плакать  и  рассказывать  мне, что  Николай, мол, собирается её выгнать на улицу, отобрал все  документы, сам гуляет с любовницей, во дворе только она работает – он никогда пальцем здесь не пошевелил. Жаловаться стала, что один из зятьёв хочет убить  её. Я была в полном недоумении, пока Коля тихонько не рассказал нам о её болезни.

     А я точно знаю, что  всё во дворе  его руками  обустроено. Финики, лимоны и вообще  весь  огород  его  руками  всегда  взращивались.  Мы сделали вид, что не замечаем ничего, поддерживали общий разговор, но и Колю жалко, и Валю тоже. Они и питаются сейчас  раздельно – она  себе  готовит, он  себе.  Врачи  только  руками разводят. Да, печальная история приключилась у наших друзей, ведь им уже где-то к восьмидесяти годам дело идёт! Врагу не пожелаешь такую старость!..

      Вернулись домой мы подавленные и печальные. Даже  впечатления  от Атамани померкли после всего увиденного и услышанного…
               
     Побывали мы в этот заезд у брата Володи Белоусова. В прошлый  раз он устроил нам встречу в ресторане «Фанагория»    с    экскурсионным   посещением   винного
дегустационного подвальчика.. А  в  этот раз домой пригласил. Жена Аля  шикарный стол  накрыла с морскими  деликатесами.. Кроме  нас  был их сын Олежка со своей девушкой  Викой. Аля проговорилась, что  дом  новый они  себе  достраивают. Уже ведутся  отделочные  работы. А  это  жильё оставят  Олегу. Дочка  Алёна живёт в Краснодаре. Во втором браке ребёнок у неё родился, а старшего Артёмку я знаю, в прошлом году виделись на встрече...

     Из Тамани н а денёк забрала нас племянница Оля к себе. Они с мужем приезжали  в магазины и заехали за нами. Посёлок, где они живут, называется Таманский. Ночку у них переночевали. Наговорились. Нагулялись по посёлку. Даже умудрились зайти на рюмку чая к сестре Олиного мужа. Дочь Оли с Толей – Верочка учиться закончила. Сейчас трудится в Новороссийске. Живёт со своим парнем в гражданском браке, как это сейчас принято. Вроде всё хорошо. Толик продолжает  дежурить неподалёку  от посёлка. Дышит тяжело, операцию надо делать – шунтирование, да вес лишний – никак не сбавит. Мучается, да таблетки глотает…

     И ещё мы заходили погостить в Тамани к младшему племяннику Вите Стовбуренко. Он так же работает в Атамани с животными. Там теперь целый зоопарк, а он животных любит. Нина ведёт домашнее хозяйство, две коровы у них, птицы полно. Витя то яйцо павлина  принесёт,  то  цесарки, а  Нина  под  наседок  вместе с куриными яйцами                павлиньи подкладывает  и они вылупляются! Дети Витины и Нинины все живут своими семьями. Так что они уже не раз дед с бабкой. Вите недавно шунтирование сделали. Вроде всё нормально. А Нина  на  ноги жалуется – болеть стали. Что делать, годы идут, и здоровья нам не прибавляют… 
               
     На  другой  день  решили  мы  на кладбище  сходить,  ушедших  родственников навестить.  Много их собралось там. Группками  лежат,  неподалёку друг от друга, начиная с  бабушки  с дедушкой. К ним  первым  и подошли  мы с мужем. За голубой металлической оградкой высятся две  безымянные могилки с крестами. Там лежит мой дед Грицак Филипп Титович, во время  войны  избитый до смерти немцами при защите единственной  в  доме  кормилицы –  коровы.  Рядом  бабушка  Фрося  моя – Грицак Ефросинья  Харитоновна  лежит – 1880 года рождения, умершая  на  девяностом году жизни 13.06.1969 года…

     Рядышком слева захоронены сын их – Костя с женой Прасковьей. Бетонные надгробья более современные, с датами их жизни:
                ГРИЦАК КОНСТАНТИН ФИЛИППОВИЧ -
                02.11. 1911 – 13.03.1979
                ГРИЦАК ПРАСКОВЬЯ ЕФИМОВНА –
                23.10.1914 – 31.07.1980
      А здесь, у огромной тенистой туи моя самая любимая младшая тётя с мужем лежат:
                БЕЛОУС ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ  - 
                18.01.1923 – 24.02.1982
                БЕЛОУС КЛАВДИЯ ФИЛИППОВНА –
                28.08.1926 – 28.08.2006
Памятник из тёмного отполированного камня с портретами, где выглядят они, как живые!.. Это их младший сын Володя постарался так увековечить родителей своих…
      Пройдя вглубь за сиреневые кусты, подошли к другой ветви нашего рода  с фамилией  Стовбуренко.  Первый устроился на постоянное место жительства муж моей старшей тёти Маруси – Иван:
                СТОВБУРЕНКО ИВАН ЕФИМОВИЧ –
                23.03.1901 – 07.12.1971               
 Рядышком дочка старшая Надя:
                КОЧЕВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА –
                19.10.1924 – 27.04.1976
А вот и тёти Марусина  очередь уходить подошла:
                СТОВБУРЕНКО МАРИЯ ФИЛИППОВНА –
                28.07. 1904 – 01.05.1983
Старший сын Митя пережил свою сестру на семь лет:
                СТОВБУРЕНКО ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ -
                12.08.1931 -10.08 1984               
Здесь же и Надин муж схоронен:
                КОЧЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ –
                март 1920 – декабрь 1984
Через четыре года сын Толик присоединился:
                КОЧЕВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ –
                14.11.1950 – 18.09.1988 
      Дольше всех  прожила Митина  жена Алла, если можно было назвать это жизнью. После тяжёлого инсульта стала она человеком-растением. Ни ходить, ни говорить не могла на протяжении не одного десятка лет. Только  благодаря  дочке Оле жила она. Та терпеливо ухаживала за матерью, кормила, давала таблетки, делала уколы по мере надобности, уже  не  надеясь на  улучшение. И, вот  наконец,  закончились земные мучения нашей Галочки. Упокоилась рядом с родителями и мужем:
                СТОВБУРЕНКО АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА –
                04.05.1937 – 22.02.2012
На следующий год скоропостижно скончалась от сердечной болезни Люда – Надина дочка:
                КУЗНЕЦОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА –
                04.11.1948 – 02.09.2013
    Перечисляю даты ухода и думаю, что подступает и наше время присоединиться к этой многочисленной  компании. Вон  сколько  вокруг  знакомых  фамилий – друзей, соседей,  одноклассников  встречается:  Остапенко,  Молокан,  Кумейко,  Лепейко Василевские…
     Ну да ладно, как говаривала моя бабушка: «Живое думает о живом!» А ушедшим -  Царствие небесное!..

     Время мчится. А мы ещё запланировали в Керчь на пароме прокатиться к Боре с Надей хоть на  денёк. Довезли  нас на машине  до переправы «Порт Кавказ», там мы сели на паром и буквально  через  полчаса  оказались на Крымском берегу. Чудесно     прокатились,  любуясь  морскими  пейзажами, полётами  чаек,  синевой пролива. До отъезда  мы  созвонились с Борей и  тот нас  встретил. Надя нас уже ждала, стол накрыла и пошли нескончаемые разговоры. Ведь сколько лет жизни мы ничего друг о друге не знали! Сестра Галя вот уже две недели, как слегла. Слабеет, плохо есть стала – девяносто  два  года  уже  исполнилось.  Я грешным  делом  подумала, что последний раз вижу сестричку. Когда ещё мы выберемся сюда?..

     Помогли, как в прошлом году, Боре с Надей убрать урожай винограда. Они смеются, чтоб и на следующий год приехали этим заниматься!..

     Потом я уговорила  Борю  съездить на кладбище. В прошлый раз  мы не успели этого сделать. Но об этом я  напишу отдельно. Пока  общались, заштормило  море. Значит, паромная переправа не будет работать. Сколько  это  продлится? Нам ведь через три дня в Петербург возвращаться! Задёргались мы…

     Позвонил брат Володя с Тамани и сказал, что будет следить за изменениями в расписании  паромов  и  о  первом же    отплытии     сообщит   нам,  чтобы   мы   мчались на переправу. За  разговорами  и вечер наступил. Волнение  наше  только усилилось. Решили всё рано лечь спать, мол, утро вечера мудренее. Но  не успели этого сделать, так как Володя позвонил и велел срочно собираться. Чуть утихло на ночь и один паром пойдёт  на Тамань. А к  утру  снова обещают  усиление  ветра и отменят  рейсы. Борю  уже  не  стали  беспокоить. Вызвали  такси  и  прибыли на переправу. Едва успели сесть на паром – тот отчалил. А мы облегчённо вздохнули…

     Вот и подошло к концу наше путешествие-встреча на моей малой родине. Когда ещё удастся свидеться? И удастся ли? время, как говорится, покажет. До свиданья, сестричка! До свиданья все родные! До свиданья Тамань и Керчь!..
               
                Октябрь 2016 года