3. Эрнст Неизвестный. Шанс был упущен

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: «Орфей» Эрнста Неизвестного.


После падения советского тоталитаризма Эрнсту Неизвестному удалось воплотить в России кое-что из своих обширных замыслов. Но он и сегодня не в чести у некоторых деятелей, рассматривающих его не как великого русского скульптора и художника, а как еврея-эмигранта.

Его масок до сих пор нет ни в Екатеринбурге, ни в Воркуте.
Обо всём этом я рассказал в очерке «Эрнст Неизвестный и его выставка в марте 1966», который размещён в Proza.ru.

Начало очерка см. http://www.proza.ru/2013/07/10/183. Но… Проходит время… И в день 90-летия Мастера в Екатеринбурге закладывается в апреле 2015 года закладывается первый камень в основание монумента. Он будет бронзовым, трёхметровым…

Собранные мной материалы по жизни и творчеству Эрнста Неизвестного я вынес за скобки моих «Воспоминаний», хотя бы потому, что они не являются воспоминаниями.

Его творчеством я интересовался всю жизнь. Его бесстрашие на фронте были для меня примером – «делать жизнь с кого». Его безбоязненной борьбой с идеологами режима Хрущёва–Брежнева восхищался всю жизнь. Но собрать воедино изображения его скульптур и картин удалось только в конце моей жизни, когда я стал жить в Калифорнии.

Только тогда я узнал, что в течение 13 лет мы жили в одном городе – Нью-Йорке. Мне не удалось с ним познакомиться, о чём я сожалею. У меня всегда в душе было чувство чего-то не сделанного, не выполненного по отношению к нему. Хотя я понимаю, что тогда в 1966 году сделал всё, что мог.

И тем не менее, меня не оставляет чувство досады, что не его панно украшает стену Дома учёных. И не сооружен его Храм науки, которым мог бы гордиться не только Академгородок или Новосибирск, а Россия. Я знаю, что тогда в 1966 году по недомыслию не был воздвигнут шедевр человеческого разума и чудо света.

Я точно знаю, что с «Домом Мысли» Академгородок был бы другим. И Новосибирск был бы другим. И Россия была бы другой.

Но я знаю и другое: если бы нам удалось продержаться ещё два-три года, в Доме учёных была бы открыта персональная выставка Эрнста Неизвестного, – мы об этом говорили с Макаренко и Немировским не раз и не два.

И, как знать, может быть, удалось бы ещё раз привлечь внимание учёных Академгородка к «Дому Мысли», макет которого всё ещё стоял в мастерской великого маэстро.

Но поезд ушёл, и теперь ничего не вернёшь, – шанс был упущен.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/22/592