Понятие в единстве моментов возникновения и прехож

Зуев Андрей Яковлевич
ПОНЯТИЕ В ЕДИНСТВЕ МОМЕНТОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕХОЖДЕНИЯ

Моменты.  Два противоположных движения в одном (находящиеся в единстве) называются моментами.   
Прехождение - момент перехода («бытия», переходящего в «ничто»).
Возникновение -  момент перехода («ничто», переходящего в «бытие»).
Становление – это единство противоположных моментов возникновения и прехождения.    Становление – первая истинная категория диалектической логики, содержащая в себе никогда не исчезающее противоречие. Истинное (развивающееся) понятие – всегда становление. 
Становление (развитие) истинного понятия  происходит в результате вечной борьбы моментов, всегда находящихся в единстве.
«Единство» - философская категория диалектической логики, обозначающая  множество, то есть одновременное существование (бытие) в одном движении (явлении) двух и более моментов. Бытие и материя едины во множестве.
Определение понятия «бытие»: ОНО ЕСТЬ. Всё, что есть, есть бытие.
Определение понятия «ничто»: ВСЁ. ЧТО НЕ  БЫТИЕ, ЕСТЬ НИЧТО. Если «ничто» есть в фокусе нашей мысли – это бытие.

       Истинное понятие всегда находится в становлении, то есть в развитии, и содержит в себе борьбу моментов. Понятие – это бытие, а бытие едино во множестве. Поэтому в развивающемся понятии мы можем обнаружить множество моментов, определяющих различные грани его движения. В процессе познания окружающего нас мира человек использует разные источники информации, в том числе, словари и справочники, в которых зафиксировано  состояние понятия на момент времени его определения (описания). Жизнь же человека и общества находится в бесконечном движении  развития, а вместе с нею развивается и понятие. Словари и справочники, содержащие понятия, вместе с ними и стареют, то есть находятся в движении прехождения.

       Всеобщее понятие заключает в себе истину на все времена. В том и состоит абсолютная истина, которая в процессе познания  достижима и есть в действительности. Однако же, всеобщее понятие (истина), есть во всяком конкретном (особенном и единичном) движении познания. Конкретное понятие может быть представлено во множестве конечных, особенных и единичных форм, в совокупности составляющих диалектическую бесконечность. По этой причине процесс познания (понятие о жизни) также бесконечен. По той же причине мир непознаваем в своей бесконечности.
 
       В этом смысле абсолютная истина никогда не достижима.  Таким образом, абсолютная истина в единстве всеобще-конкретных  и конечных её форм, абсолютно постижима, но во множестве (бесконечности) особенных и единичных понятий не достижима никогда. Это означает, что истинное знание (понятие) абсолютно и относительно одновременно. В.И. Ленин говорил, что человеческое знание (понятие) относительно. При этом, нельзя абсолютизировать ни «абсолютное», ни «относительное». Всё имеет свои границы, всё, кроме «бесконечного». 
 
       Понятие, в становлении, всегда имеет в себе противоречивые моменты: возникновение и прехождение. Эти моменты по своему диалектическому значению абсолютно равноправны, то есть равноправие их относительно. Во взаимодействии возникновения и прехождения наблюдается тождество различия. Возникновение по значению тождественно прехождению, но и отличается    от него. Понятие конкретного человека не может быть вечным, оно старится и умирает вместе с ним (прехождение), но с бесконечным упорством, в других людях, возникает вновь и вновь (возникновение).

       Можно постараться обозначить различные формы преходящего понятия.
1. Прехождение конкретного понятия человека, связанного с его естественной или неестественной физической смертью. Нет человека – нет и проблем с его понятием. Фашисты в Великую Отечественную Войну целенаправленно уничтожали взятых в плен советских военнопленных, если было известно, что они ранее состояли в коммунистической партии и, вполне вероятно, имели твёрдые коммунистические убеждения.  Волю к сопротивлению и победе у таких людей сломить было сложно и почти невозможно.

2. Прехождение, обусловленное заболеваниями  и повреждениями мозга, которые приводят к болезненному изменению сознания и мышления, к примеру, шизофрения, алкогольная или посттравматическая энцефалопатия, варианты наследственного слабоумия и прочее. Говорят: «Если господь хочет наказать человека, то лишает его разума», то есть понятия.

3. Прехождение понятия, искажённого очень плохим воспитанием (самовоспитанием) и неблагоприятными обстоятельствами жизни. По Марксу, человек есть продукт воспитания и обстоятельств. Здесь, в понятии, обнаруживается ещё одна грань, образуемая моментами – необходимостью и случайностью. При этом, разность, указанных моментов в становлении, как известно, исчезает (сохраняется), из-за чего необходимость, может быть (и является таковой всегда), случайной, а случайность необходимой.

4. Прехождение понятия, зависящее от субъективного фактора, как в самой личности, так и во вне её.
       Гнилая идея, овладевшая сознанием (или, что то же самое, отсутствие правильного мышления),  способна разрушить человека и общество.  От глупости и невежества самый страшный враг человеку сам себе человек и есть. Здесь можно обнаружить множество вариантов:
               
а) бытие (жизнь человека) «без понятия», то есть «слабоумие без слабоумия»;

б) отсутствие в сознании систематизированного знания (понятия) – целостной картины мира;
                в) логические ошибки, иллюзии и заблуждения конкретной личности и общества в целом;   
                г) социальная пассивность и апатия людей, связанная с разрушительным социальным феноменом «отсутствия и утраты Смысла Жизни»;

д) конформность личности, определяемая недостаточным образованием (знанием), чрезмерной доверчивостью и внушаемостью, неспособностью к глубокому самостоятельному мышлению и сопротивлению чужому мнению;

ж) насаждение ущербной всеобщей образовательной концепции  в государстве;

з) целенаправленное оболванивание населения страны буржуазной пропагандой ультралиберальной идеи свободного рынка в средствах массовой информации.

       Можно  аналогичным образом обозначить различные формы возникающего понятия. Уверен, что читатель вполне справится с такой задачей самостоятельно.        Развитие возникшего (нового)  понятия   имеет преимущество перед прехождением уже потому, что развивается от целого к целому. Понятие конкретного человека, умирая вместе с ним, будучи истинным, не умирает никогда, а переходит в вечность, передаётся из сознания в сознание, закрепляясь в языке. По этой причине благородную идею истинного понятия уничтожить нельзя.   По той же причине гениальные рукописи «не горят», а учение Маркса-Энгельса-Ленина вечно, потому что оно верно (истинно).               
 
22.03.2017. Пермь.