Лек. 17 по воц. фантас. Струг. Втор. нашес. марсиа

Николай Москвитин
   В данном произведении говорится о предположительном вторжении чёрных пауков-машин с Марса на Землю. Герои этого произведения названы именами греческих богов, и одна линия действия идёт по линии их спор и дрязг, а другая--по отношению к марсианам и их наглым действиям. В чём заключается эта наглость? Они устанавливают систему сдачи желудочного сока или, по крайней мере, участвуют в таком установлении. Многие этим возмущены и говорят, что жители продались марсианам. Это не может не напомнить о продаже души дьяволу.
  Однако сценарий здесь явно не Фаустовский. Это вариант псевдорелигиозной Илиады, где много имён богов и происходят сражения, но псевдо именно потому, что есть псевдолюди или же псевдомарсиане, но в любом случае--псевдо.
  Слабым местом этого романа следует назвать излишнее несоответствие навязчивости упоминания желудочного сока и юмористического эффекта от него. Возможно, во времена Стругацких это м было очень смешно, но не сейчас. Газета об этом произведении могла бы называться: "не желудочным соком единым жив человек!"И действительно, любая замена просто хлеба на другой навязчивый продукт, пусть даже не желудочный сок, а так называемый синий хлеб, чревата отстранительным эффектом.
  Нельзя не вспомнить быковскую шутку о пудинге, который в сотый раз съедается на завтрак. Вот здесь эту же роль играет желудочный сок, и, быть может ещё, данное произведение--просто развёрнутый анекдот о надоевшем блюде, тем более раз так много оно там упоминается.
  Таким образом, Второе нашествие марсиан--это или псевадорелигиозная Илиада, или развёрнутый анекдот о надоевшем блюде, или ещё что-то. и Вы сами можете предложить, что, прочитав.