Лора

Спиридонова Галина Михайловна
               
   
Билеты на концерт популярной группы достали с трудом, желающих много, а зал в Доме культуры цементников небольшой. Мы пришли с Саньком и уселись на свои места недалеко от сцены. Вдруг Саня встал и стал смотреть на  входящих, он смотрел на пару, я проследил за его взглядом – очень красивую девушку с  молодым летчиком. Санек так и стоял, пока они не сели, потом сказал: «Я поменяю место», - и пошел по ряду.

Сначала я не понял, зачем ему нужен обмен местом,  а потом дошло – ему надо видеть эту девушку во время концерта.
На его место пришла девчонка и сказала: «Мы обменялись местами, парень сказал, что у него дальнозоркость, можно я сяду?». Я посмотрел на неё, засмеялся: «Садитесь – это теперь ваше место, а у вас нет дальнозоркости? – девушка ответила вполне серьезно: «Нет, у меня зрение нормальное».
Мне она сразу понравилась, копна пшеничных волос, конопушки на лице, немного полноватая и вся какая-то уютная.

В перерыве я предложил ей пойти в буфет;  купили мороженое, лимонад, нам было весело. Она мне рассказывала о тех, кого видела в зале;  в небольшом городке многие друг друга знают. Я спросил её про пару, которая прошла мимо нас, направляясь к буфету, про ту,  ради которой Сашка поменял место. Любаша, как она мне представилась, рассказала, что эта девушка училась с ней в одной школе, но на несколько лет была старше , а муж у неё летчик, здесь недалеко летная часть есть.

Любаша рассказывала, в голосе была певучесть,  говорила о тех, кого знала с теплотой. Меня поразил её  голос – раз услышишь, то никогда не забудешь – тембр необыкновенный; я  глядел на неё и слушал, как сказку, не запоминая ничего.
Вдруг к нам подбегает Сашка и говорит: «Вы что, уже познакомились? – я в тон ему ответил: « А как же,  не познакомиться с такой красивой девушкой – это судьба».
Сказал вроде в шутку, а получилась  правда.

Сам, я  из  Новоаннинского района и после окончания Волгоградского строительного университета приехал работать в город Михайловку. Санек был местным и меня уговорил, что надо поработать на стройках его родного города, а потом, научившись здесь, можно и другие места осваивать, а сам вдруг внезапно уехал в Москву.

На стройке строительно-монтажного управления я научился многому; с каменщиками стоял наравне, овладел всеми видами кладки, сварку освоил и  главное, стал читать чертежи, как книгу. Конечно, университет дает хорошее, но теоретическое обучение, а практику надо пройти с нуля – здесь на стройках.

Единственное, что я не освоил – это кран, я боюсь высоты, когда нахожусь на верху дома, то ничего – вокруг стены, плиты, а как один раз  залез  на кран, то это совсем мне не понравилось,  как - бы остался один незащищенным ни чем.

Жил я в общежитии по улице Энгельса в комнате на двоих; парень работал на цементном заводе и редко ночевал, так как у него были родственники в старом районе Михайловки.

Прошел год, мне казалось, что я всю жизнь жил здесь. В Волгограде мы с ребятами были постоянно вместе: гуляли, купались на Волге, ходили в кино и на  всякие концерты, и решения все принимал кто-то другой всегда. Сейчас я остался один и должен  всё принимать сам.

Первое серьёзное решение – жениться на Любаше, я принял сразу, и это решение, мне кажется, повлияло на мое отношение к работе.

Второе решение – изучить все этапы строительства так, чтобы мог сам руководить строительством любого объекта.

Свадьбу  с Любашей, мы справляли у нас дома  в  Новоаннинском  районе.
Я уговорил начальство дать нам, как молодоженам, отдельную комнату в общежитии, так как хотел жить самостоятельно.  Так мы прожили в общежитии три года, у нас родился сын, я стал думать о своей собственной квартире.
На работе сказали, что помогут с первым взносом, да и родители обещали, а брать кредит не советовали.

Любаша вышла на работу, а сына стали нянчить ее родители. Мои родители тоже помогали с продуктами со своего хозяйства. Так мы приобрели двухкомнатную квартиру, почти в центре города.

Люба работает поваром в кафе, она окончила училище,  а сейчас заканчивает колледж по профессии.

Я часто рассказывал Любаше о Петре Егоровиче - нашем прорабе:  он не старый совсем, в прошлом году отмечали его  пятидесятипятилетние. Он очень опытный строитель и требует обязательного исполнения всех работ по чертежам, но особенное требование предъявляет  к качеству строительных материалов. А фундамент- это его песня, он никому спуску не дает, дирижирует в две смены.

Прошло пять лет, Саня где-то под Москвой работал, и, наконец, вернулся в Михайловку. Пришел к нам на объект, и никак не мог прижиться. Он потом мне рассказывал, что в Москве работал бригадиром, в подчинении были рабочие из Средней Азии; начальники, только и знали, что подгоняли  строителей, не  соблюдая порой  технологий.
 
Я ему долго втолковывал, что у нас по-другому и тебе надо научиться этому, иначе тебя уволят.  Егорыч строит, как для себя и мы к этому привыкли, поэтому и объекты нашему СМУ  дают серьезные.

Санек был не женат до сих пор, он проводил много времени в моей семье – играл с моим сыном Темой. Мы часто ходили купаться на пруд вместе; Саня сажал Тему на бетонного крокодила, который лежал около пруда, Тёмка  визжал от страха и радости.

Саша сказал: « Все это построил первый директор цементного завода Смехов Марк Моисеевич, его горожане помнят, а сейчас представить Михайловку  без этого парка, пруда, да и крокодила, просто невозможно.  Родители все мое детство рассказывали об этом».

Один раз, как обычно, в субботу мы пошли в парк погулять, купаться  было уже холодно, но гулять и кататься на лодке – одно удовольствие. Саня играл в догонялки с Темой, вдруг он замер – нам  навстречу  шла женщина с сынишкой лет около семи. Любаша тихонько сказала мне: «У нее муж погиб при испытании истребителя».

Женщина была одета в черную одежду, на голове черная лента. Я никогда не видел, чтобы черная одежда так подчеркивала  в женщине  элегантность и красоту.

А Санек, забыв о нас,  пошел за этой молодой женщиной; мы немного  подождали его, а затем пошли домой.

На работе я виделся с Саней, но не спрашивал, да и он не пытался сказать лишнего про себя.

Наступили зимние праздники, мы готовились к ним: хотели и в Михайловке отпраздновать несколько дней и в Новоаннинский район  к  моим съездить. Вдруг звонок в дверь, я открыл – стоит Саня с этой молодой женщиной и говорит: «Пригласишь?».  Мы с Любой быстро организовали стол, зажгли елку, уселись, подняли бокалы шампанского.

 Саня сказал, что это его будущая жена  Лора – подали заявление в ЗАГС.
Любаша и Лора быстро нашли общий язык:  вспомнили общих знакомых по школе и всякие подробности, связанные с ней. Мы с Саней вышли на балкон покурить и сразу,  без моего вопроса он рассказал, что очень осторожно, ненавязчиво стал ухаживать за Лорой. Она его не помнила совсем, но он ее знал давно, еще до замужества. Вскоре Саня с женой уехали в Волгоград, я его долго не видел.

Тимофей вырос, окончил школу, и  я  поехал  его устраивать в политехнический университет, он очень хотел на робототехнику, и от моего совета – идти по строительной профессии - отказался. Вступительные экзамены он сдал очень хорошо, по баллам проходит.
Сделав такое большое – судьбоносное  дело, мы решили с ним отметить это. Зашли в ресторан «Волгоград» заказали, что хотели, конечно, без спиртного. Сидим, радуемся, он рассказывает всякие истории про своих новых знакомых ребят, кому какой вопрос достался, про шутки преподавателей,  подбадривающие их.

Вдруг вижу,  в  ресторан  входит мужик, одет плоховато, садится за столик; официант быстро подошел к нему и  также быстро принёс графин с водкой и какой-то салат. Мужчина стал выпивать, не закусывая; я подумал, чего в ресторан пришёл, мог  купить бутылку – дешевле было бы.

Но вот мужчина откинулся на спинку стула, закинул ногу на ногу,  закурил и медленно обвел глазами весь зал. Еще было светло и людей в ресторане  не так много, играла музыка, но никто не танцевал.

Его лицо, как-то от водки  разгладилось, и сквозь дым   сигареты, мне показалось знакомым.
И вдруг пронзило – Санька, да это был он. Конечно, он, я вглядывался в его лицо, глаза, смотрел за движением головы, рук. Санька, точно, все было его. Я сказал Теме: «Посиди здесь, я сейчас приду».

Подошел к его столику и спросил: «У вас свободно?» - Саня тихо ответил: «Свободно, садитесь». Я сел и стал глядеть на него, неужели он меня не узнает или притворяется. Так мы сидели несколько минут молча, глядя друг на друга.

Наконец я не выдержал и сказал: «Санька, будешь притворяться или признаешь меня?» - он  как бы очнулся: «Димка, ты?». Конечно, он был уже пьющим человеком, руки  немного тряслись. Я взял его графин, салат и перенёс на свой стол.

Он мне  рассказал свою историю, недолгого счастья с Лорой, хотя прожили пятнадцать лет в любви: « Судьба оборвала моё счастье – Лора  заболела  неизлечимой болезнью. После звонка из больницы, я бежал по улице, цветущей сиренью и просил Бога задержать немного её уход. Природа возрождалась – всё цвело, а  моя красивая женщина угасала. Я сейчас не люблю весну и сирень. Теперь один, пристрастился к водке, но не в одиночестве, а  тянет туда, где я с Лорой часто бывал».

Я спросил его – где работает, чем живет,  и понял, что надо его вызволять отсюда. Сын, которого он воспитал, давно живет отдельно.

Мы с Темой и на другой день не уехали из Волгограда, а занялись тем, что Саню быстренько рассчитали с работы, собрали вещички, закрыли комнату, и увезли его с собой.
 
Когда мы приехали в Михайловку, то Любаша сказала: «Я поступила бы точно также. Ты Дима, настоящий друг».
 
Санек по моей настоятельной просьбе, сначала закодировался, а  потом пошёл ко мне на объект. Жизнь у него постепенно налаживалась, стал работать бригадиром, женился. Мы часто виделись с ним, у него появилось спокойствие в глазах, даже шутить стал при разговоре.
Один раз Саша с женой Валей пришли к нам на Новый Год, и получилось, как в зеркале. Жены разговорились: Валя рассказывала про интерьеры в квартирах, которые она оформляла, а моя Любаша про свое кафе и мероприятия, которые там устраивались.

Мы, как тогда давно, лет пятнадцать, наверное, назад, когда Саня был у нас с Лорой, вышли на балкон покурить. Я спросил его: «Как сейчас живется?» - на что он ответил: « Самыми счастливыми годами – это с Лорой,  даже после ее ухода – забвение в водке нравилось».

Мне показалось, что он как-то упрекает меня, что изменил его жизнь.
Я рассказал Любаши, о чем мы разговаривали на балконе с Саней. Люба вздохнула и сказала: «Любовь – это одно из разнообразий в жизни, иногда человек любит несколько раз, а жизнь только раз даётся. Ты, Дима, не дал ему свалиться в общество бомжей. Не обижайся на Сашу, он живет ещё прошлой жизнью, но выздоровеет со временем».

Сейчас мы так и живем  в Михайловке – строим жилые дома, торговые центры, производственные здания.  Егорыч – наш прораб, ушел на пенсию, а меня благословил на свое место.

Саша, спустя несколько лет, организовал собственное предприятие и вместе с женой занялись ремонтом элитных квартир. Жена его Валя  придумывает всякие варианты интерьера, не хуже, чем дипломированный специалист, а Саня с несколькими ребятами занимаются ремонтом.

Саня повеселел, говорит: « И работу свою вижу и  деньги тоже, а они нам  нужны – ждём потомство».
Я очень рад за них, они и меня в шутку приглашают  к себе в бригаду,  но я,  другое  могу хорошо делать – строить большие красивые и крепкие дома.