Семантика пекторали из Толстой Могилы

Анатолий Секретарев
Существует большое количество работ, в основном – украинских и российских авторов, посвященных исследованию знаменитой пекторали из кургана «Толстая Могила» (обзор их см. в Т1). Но ни в одной из них не упоминается предположение о том, что пектораль являлась ритуальным атрибутом новогоднего праздника Новруз и представляет собой символическое изображение трехфазной структуры этого праздника.
Именно этой гипотезе и посвящена данная заметка, предваряющая более детальный текст, посвященный семантике пекторали и некоторых других артефактов традиций Восточной Европы и Передней Азии, являющихся значимыми свидетельствами закономерностей эволюции знаний и сакрала, начиная с эпохи бронзы до позднего средневековья.

*В иранской традиции день делился на пять частей, а ночь на четыре (Т2, 98).

*Главным праздником зороастризма, иранской религии скифского времени, является световой день весеннего равноденствия - Новруз («Новый день»), апогей которого приходится на полдень (Т3).

*Заметим, что в крайних секторах нижнего и верхнего фризов пекторали помещено по четыре живых существа, тогда как в центральных секторах всех трех фризов просматривается пятичастная структура. Так, на нижнем фризе видим пять триад, составленных из двух хищников, терзающих травоядное животное, на среднем фризе – пять птиц, на верхнем – четыре матки с детенышами и главная композиция пекторали – меховая куртка и два бородача с обнаженными торсами, один из которых передает куртку другому.

*Исходя из вышесказанного, можно предположить, что на пекторали символически представлена трехфазная структура «ночь – день - ночь» главного календарного праздника скифской традиции, причем центральная «дневная» часть разбита примерно на пять равных секторов, соответствующих пяти частям светового дня.
Построим схему пекторали, нанеся на ее изображение воспомогательные линии. Вертикальный диаметр, вернее, его нижняя половина, проходящая через середины фризов, соответствует полуденному моменту, апогею новруза, горизонтальный диаметр отделяет нижнюю «дневную» часть от двух боковых «ночных», а четыре радиальных луча разделяют нижнюю «дневную» часть на пять часовых секторов.

*Возможно, одной из сакральных функций пекторали было ее использование в качестве табло солнечных часов в день Новруза. Гномоном солнечных часов мог служить явно ритуальный меч, найденный в непосредственной близости от пекторали при раскопках Толстой Могилы. О ритуальной функции меча свидетельствует его плоская и очень широкая (шириной 8 см) рукоять, весьма затрудняющая удержание меча в бою (Т4, 23).
Солнечные часы из меча и пекторали можно создать следующим образом. Пектораль кладется на землю лицевой стороной кверху так, чтобы ось, проходящая через середины фризов, была ориентирована на север. Затем в землю в геометрическом центре пекторали (на нашей схеме это перекрестие черного и красного диаметров) вертикально втыкается меч так. чтобы плоскость его лезвия была перепендикулярна оси «восток-запад» (на нашей схеме это красный диметр). В равноденствие солнце восходит и заходит строго на востоке и западе. Поэтому утренняя, уходящая на запад широкая тень меча пройдет через фигурку молодого скифа, доящего овцу, а противоположная вечерняя, также широкая тень меча покроет фигурку молодлого скифа, держащего откупоренную амфору. Эти две фигурки служат маркерами перехода от ночного времени к дневному и наоборот. Апогей праздника, полуденный момент настанет, когда максимально сузившаяся, уходящая на север тень меча пройдет через отметки середин фризов, например, через центр десятилепескового цветка на среднем фризе.

*О локализации пекторали, меча вне погребальной камеры Толстой могилы.
Начнем с того, что древние календарные праздники, в том числе и Новруз (Т3), отмечались вне обиталищ, в святилищах, расположенных за их границами, часто у входа в обиталище. Это объясняется контактной сущностью праздничных ритуалов, знаменующих взаимоотношения между человеком и природой, между прошлым и будущим, между земным и неземным мирами и т.п.
Поэтому расположенный в дромосе, ведущем в центральную погребальную камеру Толстой Могилы, набор ритуальных предметов, включаюший пектораль и меч (Т5, 51-54), очевидно, следует понимать как символизацию святилища, расположенного у входа в обиталище.
Думается, в реальных святилищах скифов имелись сооружения, служащие для определения пяти фаз светового дня в весеннее равноденствие, состоящие из столбообразного предмета и пятисекторного табло солнечных часов, подобных, соответственно, ритуальному мечу и пекторали.
Весьма вероятно, что такую же структуру имело святилище, сооруженное, согласно Повести временных лет, Владимиром Святославичем:
«...и нача княжити Володимиръ въ Києве/и одинъ . и постави кумиры на холъму . вне/и двора теремнаг(о). Перуна деревяна. а голова єго серебряна. а усъ золот(ии) . и Хоръса. и Дажьб*а. и Стриб*а. и Се/имарьгла. и Мокошь».
Заметим, что, во-первых, святилище расположено вне обиталища, а, во-вторых, в его состав входят явно столбообразный идол Перуна и пять кумиров, которых можно соотнести, соответственно, с гномоном и пятью секторами солнечных часов.

Цитируемые тексты.

Т1. Н. А. Гаврилюк. Пектораль из Толстой Могилы как источник для изучения экономики Степной Скифии. Историография вопроса.// Археологія і давня історія України, 2016, вип. 2 (19). С.284-291.

Т2. Georgios T.Halkias. When the Greeks Converted the Buddha. Asymmetrical Transfers of Knowledge in the Indo-Greek Cultures. // Religions and Trade: Religious Formation, Transformation and Cross-Cultural Exchange between East and West. – Leiden – Boston. 2014. P. 65-116.

Т3. Mary Boyce. Nowruz. In the Pre-Islamic Period. // Encyclop;dia Iranica, online edition.

Т4. Бабенко Л.И. Пан и сюжет пекторали — неслучайные совпадения? .// Археологія і давня історія України, 2016, вип. 2 (19). С. 9-26.

Т5. Мозолевський Б.М. Товста Могила. — К., 1979. — 255 с.