По стопам Марка Захарова

Наталья Ромодина
«СВИФТ» В ТЕАТРЕ ИМЕНИ ПУШКИНА

7 сентября 2016 года открыли сезон в Театре имени А.С.Пушкина спектаклем по пьесе Гр.Горина «Дом, который построил Свифт».

Сразу вспоминается Марк Захаров, его фильм, его ленкомовские постановки по пьесам Гр.Горина. Они любили и понимали друг друга…

Евгений Писарев по-своему поставил этот спектакль со своей командой. Сценограф Зиновий Марголин, музыка – Евгения Плиткина. Андрей Максимов, пригласивший Марка Захарова и Евгения Писарева к себе на передачу, отметил положительную динамику режиссёрской работы Писарева. Мол, художественный руководитель предлагает зрителям уже не тупо поржать и не посмотреть на голые торсы. Да, это точно.
Спектакль относится к жанру «высокой комедии». Сатира. В программке обозначен как «театральная фантазия».

Действительно, фантазия, представляющая молчащего священника Свифта. Он молчит почти до конца спектакля, и неожиданно для меня было то, что он заговорил. Зато говорят и действуют его персонажи: великан, лилипуты, доктор.

Писарев говорит, что он не старался погрузиться в мир реального Свифта: всё-таки эта пьеса не биографического, а философского характера.

Я так поняла, что в ней каждый зритель может найти (а может и не найти) переклички со своим жизненным багажом, со своими проблемами. Если бы меня спросили, о чём она, я бы сказала, что о жизни и смерти, о любви и ответственности. Самое главное – о выборе.

Мы каждый момент своей жизни выбираем, как поступить. В этой пьесе выбирают все. Свифт (Андрей Заводюк), доктор Симпсон (Антон Феоктистов), рыжий полицейский Джек (Александр Матросов), женщины (Анна Кармакова и Анастасия Панина), великан Глюм (Григорий Сиятвинда, приглашённый из «Сатирикона»), лилипуты (Игорь Теплов и Алексей Рахманов), дворецкий Патрик (Сергей Миллер) и т.п.

Свифт, как я сказала, молчит почти весь спектакль. Я вспоминаю уже лет тридцать ещё одну такую молчаливую роль – Аллу Демидову в «Деревянных конях» на Таганке. Считаю, что у Заводюка тоже получилось молчать философски и содержательно. Этому человеку в его молчании веришь. Напоминаешь себе, что Гр.Горин написал пьесу в самые застойные годы, когда молчание окутывало все сферы жизни, но Свифт показывает, что и молчание может быть разным.

С.Миллер разочаровал: краска роли совпадала со Старшим полицейским в «Много шума из ничего» (постановка также Е.Писарева). Мне бы хотелось, чтобы в разных спектаклях актёры показывали разных персонажей, а не одного и того же. А слова у дворецкого превосходные. И «в сад, в сад, идите все в сад: там накрыто», – не отсюда ли идиоматическое выражение вошло в наш язык, не от Горина ли?
Женщины тоже разочаровали, честно говоря. Несмотря на то, что у них достаточно текста, их слушать было скучно.

У Г.Сиятвинды, мне показалось, самая острая роль: великан, который, не видя востребованности своим способностям, начал всё стремительно забывать: за неделю забыл университет, за два дня школу и проч., уменьшился в росте до «ниже среднего». Но когда он решил взять на себя ответственность за себя, за свой рост (каламбур между прямым и переносным значением слова), он начал расти вновь!

И.Теплов и А.Рахманов показали трогательную историю лилипутов, бегающих повсюду в доме Свифта. И, хотя они едва больше куска сахара и могут утонуть в неполной чашке чая, у них те же проблемы, что и у нас, та же душа, те же чувства и тот же выбор. Декорации З.Марголина – необыкновенно остроумные, я бы сказала.

Трогательная, хотя и опять небольшая по объёму, роль у Александра Матросова. Его полицейский («констебль», как всегда у Писарева) по-настоящему взял на себя ответственность не только за эту свою жизнь, но и за прошлые. В этом ему помог Некто (Александр Дмитриев) – бессмертный персонаж, выступающий как нравственный катализатор в судьбе этого рыжего человека.

Посыл спектакля – идите и читайте книги Дж.Свифта! Доктор Симпсон, благодаря детской книжке с картинками, узнал себя в Гулливере. Антона Феоктистова было интересно и слушать, и смотреть. Его герой как будто обращается ко мне в самую душу. С чем – да с тем же выбором! Что выбрать, какие шаги в этой жизни, в отношениях с людьми?

Эти же вопросы задавали себе зрители (хотя бы в моём лице), выходя из театрального зала.