Кому мы можем сегодня завидовать?

Галина Николаевна Николаева
          В начале Великого поста я слушала проповедь Августина, епископа Городецкого и Ветлужского. Слово проповедника современно и актуально, оно отражает наши мирские и духовные проблемы, которые изо дня в день накатываются на нас волнами и приводят нашу душу в мрачное, а порой в отчаянное и безысходное состояние.
        Произнесенные слова епископа Августина, как летящие стрелы, проникают прямо в сердце. Думаю, и в душе читателя оставят свой след эти болезненные, но целительные стрелы, которые невольно наводят человека на размышление и переосмысление жизни.
        Итак, семя брошено… И быть может чья-то душа, затерявшаяся в этом мирском потоке суеты, откликнется на пастырское обращение, а произнесенное им слово даст свои ростки.
      
        "Мы знаем, что, когда человек приходит в церковь, то здесь рождается новый человек.
        Если бы Бог не сотворил нашу землю, если бы Бог не сотворил живые существа, если бы Бог изначально не сотворил человека, на земле ничего бы не было.
        Бог не мог сотворить больного человека.
        Бог не мог сотворить человека на страдания.
        Бог не мог сотворить человека только для болезни.
        Бог не мог сотворить людей на земле, чтобы они воевали друг с другом.
        Ну разве мог Бог сотворить на земле человека, чтобы он играл в игровые автоматы?
        Неужели Бог должен был сотворить человека, который начнет разрушать землю, на которой он живет?
        Разве Бог мог сотворить женщину, чтобы она убивала своих детей?
        Конечно, нет.
         
        Поэтому мы должны понять, что, когда человек сегодня возвращается к Богу, что в это время происходит.
        Мы имеем с вами детей, и наши дети иногда от нас уходят в школу, потом приходят назад, уходят на работу и снова приходят назад. Правители и люди уходят в отпуск и снова возвращаются назад.
        Вот так и мы с вами ушли от Бога на 80 лет. Мы на 80 лет оставили Бога и сказали: «Мы попробуем, Господи, без Тебя пожить, мы уйдем в отпуск сейчас, а еще точнее, мы уйдем с работы, мы перестанем Тебе 80 лет работать и перестанем, Господи, с Тобой общаться".
        И вот, на сегодняшний день, мы потихонечку опять возвращаемся к Богу.
        Почему?
        Потому, что попробовали жить без Бога, мы попробовали работать без Бога, мы попробовали вступать в брак без Бога – ничего не получилось. Сегодня мы возвращаемся назад и говорим: «Господи, ничего не получается». И вот, мы пришли к Богу сегодня в разном качестве.
        Что мы за это время потеряли пока мы разошлись с Богом?
        Мы потеряли какую-то одежду. Мы можем одеться в свои новые платья, рубашки, но мы потеряли какую-то другую одежду – одежду в нашем теле, в нашей душе и нашем естестве, нашей природе. Мы потеряли какую-то одежду. Вроде бы всё осталось так, как было. А той одежды, которая должна быть, её нет, мы её потеряли.
        Бог дает особую одежду. Эта одежда называется духовная одежда. Разве можно получить духовную одежду, если мы будем есть мясо. Бегает козочка, убили её, и этот труп мы теперь едим. А чтобы нам не подавиться и не сблевать, что мы делаем: поварили, пожарили хорошо приправили всякими специями, солью и едим. Вроде вкусно. Но соль, которую мы едим, не может быть вкусной.  Это - вкусовой рефлекс. А соль организму нужна другая, которая есть в продуктах: в овощах, во всем есть соль. Соль, которой мы пользуемся, это другая соль. И сахар другой. Настоящий сахар есть во фруктах, дыне, меде, а мы едим искусственный сахар, который нам приятен для нашего испорченного языка.
               
        Поэтому на сегодняшний день мы даже не можем уже детей рожать, бежим в больницу, чтобы ребенка родить. А женщины, которые жили на этой земле - наши родные, наши близкие в поле рожали, в огородах рожали. Настолько крепкие были, сильные люди жили, что просто диву даешься.
        Несколько дней назад ко мне пришла молодая девушка и просит, чтобы благословить брак с англичанином. Она с ним приехала ко мне. И спрашиваю его: «Отец из какого рода? Сколько детей было у отца? Откуда родом мать и сколько в семье было детей? Его мать четырнадцатая в семье, отец – девятый в семье. Вот, они живут рядом с нами, три часа на самолете. Она 14-ая, отец – 9-ый!   
        Нам это уже и не снилось.
        Поэтому мы на сегодняшний день утратили какую-то одежду и теперь не имеем этой одежды.
        Мы легко болеем – не имеем одежды.
        Мы раздражаемся - не имеем одежды.
        Мы впадаем в агрессию, злобу - не имеем этой одежды.
        Мы осуждаем друг друга - не имеем одежды.
        Даже люди, которые пришли в монастырь поедают друг друга. В хоре стоят и друг друга поедают. Это трагично пока мы не поймем вот этого, что без Бога даже не до порога.
        А сегодня и за порогом без Бога можно. И далеко можно уйти от дома без Бога.
        Сегодня мы привыкли и научились жить без Бога. Мы хуже зверей стали, потому что потеряли благодать Божию.
        Разве звери убивают своих детей?
        Вы видели, чтобы кошка убила своих детей?
        Вы видели, чтобы собака убила своих детей?
        Вы видели, чтобы львица убила своих львят? Такого не бывает.
        Разве звери пьют водку?
        Разве звери курят? Но вы знаете, курят в цирке. Их учат куряки-дрессировщики. И они показывают сегодня, как мартышки курят. Они хуже мартышек, они мартышек уже научили курить. И детям показывают в цирке, как мартышки курят.
               
        Что же нам дает одежда, которую Бог дает нам?
        Она дает премудрость и радость.            
.       Эта одежда дает понимание и рассуждение.
        Эта одежда дает совесть и ответственность.
        И не имея этой одежды, мы стали бессовестными.
        Что же нам cделать, чтобы вернуть всё назад?
        Нам нужно понимать, что Господь нам открывает.
        Три с половиной года Христос ходил по земле и проповедовал. Он жил тридцать три с половиной года. Когда Он ходил по земле, Он учил людей, как нужно жить и как вернуть нам свою одежду. И Он нам показывал и творил чудеса.
        И вот, на сегодняшний день приходят люди и говорят: вот наш близкий человек, сын или внук, лежит сейчас в коме, он не может прийти в себя, будет он жив или нет.
        Мы ложимся спать и не знаем, проснемся утром или не проснемся. Сегодня некоторые легли ночью спать и не проснулись, а мы с вами проснулись. Вот он сегодня в коме, проснется он или не проснется? А мы не знаем. Как Господь совершит.
               
        Помню был такой момент, я приехал в Киев. Перед тем как войти в пещеры я увидел наверху написаны грехи человеческие, называются «мытарства». И здесь со мною произошло что-то непонятное. Я никогда не бываю один. И вот огромное количество людей рядом стояло со мной. И вдруг, я начал ни с того ни с сего рассказывать про эти грехи и чувствую, что то не я говорю, а говорит мне кто-то другой. Всё я проговорил и пошёл в пещеру. А люди за мной идут, всех помазываю, монахи ругаются: «Помазывать здесь нельзя». Как же, мы проходим святых, здесь сотни мощей и всех помазывал. Всё прошел, и уехал.
        Приехал в Иваново. Звонят мне из Севастополя и говорят: «Вас Александр очень благодарит, все родные благодарят». «За что?» «Вы знаете, три дня назад (а три назад я был в Киеве) он лежал в коме, ему сделали операцию, и на операции он скончался. И видит Александр, что он пошел в ад и ему тяжело! И видит, как Вы подошли к нему, взяли его за руки и вывели из ада. В этот момент он пришел в себя. Врачи разводят руками. Умер на операции и вдруг он опять приходит в себя: душа уже пошла в ад и вдруг она назад вышла.
        Поэтому Бог может совершить через меня, даже через такую палку, как я, немощную и никчемную.
        Так вот, когда мы поймем, что мы утратили одежду Божию и сегодня у нас нет этой одежды?
        Если вы сегодня раздражаетесь – нет одежды Божией, нет смирения и кротости.
        Если осуждаем – нет у нас одежды Божией.
        Если кому завидуем – нет у нас одежды Божией.
       
        Кому завидовать, скажите?!
        Покажите, кому завидовать, вот этим игрушкам, которые налепили сегодня на нос, на лицо и другие места?
        Кому мы можем сегодня завидовать? У кого дом большой, который построили? Сегодня он есть, а завтра его не будет. И в этом доме завтра будут лежать больные, и все деньги уйдут на лекарства.
        Кому завидовать?!
        У нас есть с вами только один дом. Какой дом? Дом нашей души.
        Берегите вот этот ДОМ! Если в доме будет всё чисто, тогда всё будет хорошо в нашей жизни. Ничему не радуйтесь, что вокруг вас – это все временно. Все временно!
        Сегодня я ехал из Нижнего Новгорода и смотрел на Волгу и ничего не видно. Водитель сказал, что пожары и везде идет дым. Вот так и наша жизнь: сегодня что-то есть, а завтра ничего не будет.
        Итак, что мы должны иметь у себя в нашем доме?
        Мы должны иметь веру непоколебимую и решительную, иметь чистоту нашего тела, и должны иметь жертвенную любовь. Каждый человек, который живет на земле, будет иметь ещё эти три качества, всё у него будет хорошо.            
        Господь мог дать дар любому человеку, лишь бы была вера непоколебимая, чистота кипельная, чтобы у нас была любовь жертвенная. Если не будет этих трёх качеств, мы ничего не получим. Признаки нашей одежды вот эти, и когда у нас появляются вот эти качества, тогда всё появляется в нас.

        Господь говорит нам с вами, как Он будет судить нас. Он будет судить за семь наших плохих качеств:
        1 – если пройдем мимо человека, который голодный и не накормили,
        2 - если пройдем мимо человека жаждущего, который просит воды и не дадим ему воды,
        3 - если пройдем мимо человека, раздетого и не оденем его,
        4 - если мы идем мимо человека, который не знает, где переночевать и ему не дадут переночевать,
        5 - если мы знаем человека, и он лежит в больнице, и мы не навестили его или не помолились за него,
        6 – если мы человека не похоронили,
        7 – если человека посадили в тюрьму, а мы его не пожалели.
        Вот если мы этого в жизни не делаем, проходим мимо, мы ничего не получим.
        Если я отвернулся от какого-то человека, который что-то просит, и я могу ему чем-то помочь и не помог, я потеряю то, что он у меня просил.
        Господь нас иногда испытывает. Вдруг неожиданно подходит к вам человек-бомж, грязный, неумытый и у вас что-то просит. Что делать? Дать или не дать? Нужно дать, чтобы совесть вас не мучила. Потому никогда не взирайте ни на что.

        Жил такой удивительный человек – Филарет Милостивый (память 14 декабря). Если почитаете жизнь Филарета, вы его осудите. Такой жизнью мы жить не можем. Он же был богатый человек. Но, вдруг, в той стране, где он жил, наступил голод. И постепенно Филарет стал нищий. Если у него кто-то хоть что-то просит, он дает. 
        Но даже он дошел до того, что однажды он пошел пахать на волах, а сосед подошел и сказал: «У меня волы сдохли, ты не дашь мне одного вола?» А он не может отказать, он ничего с собой не может сделать и отдал ему вола. Жена спрашивает: «Где вол?» «Убежал», боится, что жена будет ругать. Ничего не осталось.
        И вот этот человек жил такой жизнью, только говорил: «Господи, мне бы только Тебя не прогневать!» Он так боялся прогневить Господа, он так верил в Бога и Богу, он так верил в заповедь Бога, что нужно любить ближнего. Не то, что осудить кого-то, он только мог себя осудить, что он что-то не додал, не так посмотрел на кого-то. Ему говорят: «Филарет, что ты хочешь?» А он старый уже был, он говорит: «Мне ничего не нужно».

        Но знали они, что он милостивый. Ему просто царь давал три вида денег: медные, серебряные и золотые, чтобы раздавал людям, потому что он ничего больше не хотел делать. Он хотел только помогать людям и раздавать.
        И Филарет интересную вещь говорил: «Вот у меня лежат три мешочка: в одном золото, другом – серебро и в третьем – медь. Идут ко мне люди, просят дать им монету. Смотрю на мешочки и говорю: «Господи, Ты Сам дай через меня, что нужно. Протягиваю руку и даю. Иногда приходит богатый человек, одет хорошо, прекрасно и он просит. Я руку протягиваю и даю ему золотую монету. Иногда приходит нищий, явно ему нужно дать золотую монету, я руку протягиваю и даю медную монету.
        И он говорит: «Я стал рассуждать и спрашиваю: «Что же это такое?» 
        Оказывается, нищий, который пришел, прикидывается нищим, а тот, который богатый пришел, ему стыдно быть нищим, он надевает на себя все лучшее, ему стыдно просить, а у него ничего нет. А Господь его рукой все управлял, кому и сколько давать.
      
        И я хочу вам сказать, иногда Господь нас испытывает. Он посылает нам какого-то человека под видом нищего, а мы не знаем кто пришёл. А может ангел пришел под видом нищего, и мы не знаем. Господь говорит: «Дай просящему».
        Мы с вами сегодня не достигли никаких уровней. Я уже не говорю о том, что любовь – это молиться за обижающих нас, за проклинающих нас, за ненавидящих нас и гонящих нас.
        Если сейчас меня кто-нибудь только погонит, я его так погоню!
        Если меня кто оскорбит, да я не то что за него помолюсь, я ему такое отвечу!
        Поэтому хочу вам сказать: «Мы близко не приблизились ко Христу. Христа избивали. На Туринской плащанице остались отпечатки более тысячи ран, нанесенных Христу!
        Где вы видели, чтобы Христос кого-нибудь осудил? Даже, когда Христа распинали, Он сказал: «Отче, Отец Мой Небесный, не вмени им в вину, что они делают, они не понимают, что делают, ибо не ведают, что творят».

        Вы способны совершить то, что совершила одна женщина, Елизавета Федоровна. Она родная сестра нашей императрицы Александры Федоровны. В карету, в которой ехал её муж, великий князь Сергей, бросили бомбу. И она собирала все, что осталось от её мужа. Она должна была возненавидеть весь мир! Она могла сказать: «Нет, Господи, Тебя, нет, Бога нет на земле, если Он поступил, чтобы убили такого прекрасного человека, Сергея Александровича».
        Но что произошло дальше? Она простила человека, который бросил в него бомбу. После этого она одела на себя монашеские одежды и стала служить людям простого сословия, которые болели раком, онкологией, заразными болезнями и за всеми ухаживала. А закончила она свою жизнь мученически, её сбросили в яму – Ганину яму в Алапаевске. Но позже, когда её оттуда достали и везли, тело её было мягкое и благоухало.

        Другая была женщина, супруга одного из великих князей, родственников царя Николая II, Анастасия, она заболела онкологией. Что делает эта Анастасия? Княгиня, она едет в Киев, и в Киеве сама на свои деньги и деньги тех, кто ей помогает, строит Покровский женский монастырь. Там открывает госпиталь и там начинает служить людям раньше Елизаветы Федоровны. Она ходит по Киеву и собирает больных людей, немощных простых людей. Она - княгиня великая, и вдруг эта великая княгиня становится простым человеком и не гнушается ничем.

        Дети Царя Николая II: четыре девочки и мальчик, но он был ещё мал. А четыре девочки ходят в госпитали, где лежат солдаты, участвуют в операциях, вытирают кровь, гной вытирают и ничем не гнушаются, потому что Царь и Царица их так воспитывали, они спали на железных кроватях, ели простую пищу.
        А мы с вами сегодня - господа. Они не господа были, мы - господа с вами.

        И так, я хочу вам сказать:
        Если мы с вами курим, у нас нет еще Божией одежды.
        Если мы с вами пьем, у нас нет еще Божией одежды.
        Если мы с вами ругаемся матом, у нас нет еще Божией одежды.
        Если мы с вами осуждаем, знайте, что у нас нет еще Божией одежды.
        Если мы с вами играем на автоматах или ходим в казино, у нас нет еще Божией одежды.
        Если мы с вами клевещем, у нас нет еще Божией одежды.
        Если мы целыми днями и ночами сидим у телевизоров и смотрим эту мерзость, если нам приятна эта мерзость, значит мы - дети этой мерзости.

        Мы должны стать сегодня немножко другими. А когда вы сейчас пришли в храм Божий, мы все вместе как родные, как близкие.
        И может быть когда-то помилует Господь всех нас.
        И может и нам даст когда-то чистоту.
        И может быть нам когда-то даст веру непоколебимую.
        И может когда-то нам даст любовь нелицемерную и жертвенную.
        Поэтому прошу вас, будьте внимательны к себе, не беритесь сразу за всё. Когда мы начинаем строить дом, мы не можем сразу его построить. Мы беремся понемножечку. И вот также нужно понемножечку начинать это дело.
      
        Мы можем вымолить любого человека. Придет время, вспомните мои слова. Когда мы будем с вами чистыми и сильными, вот также, как сегодня попросили помолиться за Михаила, все помолимся, и Господь всё совершит. Как говорит Господь: "Где двое, трое, четверо, пятеро обо мне, там и Я". Всё управит Господь. Вот, когда у нас такое состояние будет, тогда будет хорошо.
        Вот смотрите, стоит беременная, называется плодоносящая. А её ребеночек уже слушает проповедь, он отстоял молебен, Акафист прочитали Божией Матери. Ребёночек уже церковный. А вдруг это будущий патриарх. Откуда мы знаем. У Господа всё по Своему.
       Я желаю вам всего наилучшего, чтобы вы всегда размышляли о себе. Вы можете устать, так устать, что не до молитвы. Это не страшно. Самое главное - на каждом шагу, где вы будите, просто всегда помнить о Господе. Вот мы ходим везде, а сами думаем: где мамочка, а куда муж пошел? А нужно всегда размышлять о Господе. Господь будет слышать нашу искреннюю молитву на каждом месте.
   
        Жил один человек и звали его Амвросий. Его родители были великие люди, правители Франции, Италии, Испании. Отец готовил своего сына быть императором. И Амвросий хотел стать правителем, он был юрист, жил в Риме. Удивительный человек был этот Амвросий.
        Но однажды в г. Милане в Италии случилась беда, умер епископ. И народ начал спорить и возмущаться: одни хотели, чтоб их должен быть епископ, а другие настаивали на своем епископе. И дошло дело до потасовки, драки.
        Тогда император вызывает этого Амвросия и говорит ему: «Ты так умеешь хорошо говорить. Пойди-ка в Милан сходи, в собор Миланский, и утеши этих людей. Вдруг ты сумеешь их примирить». Амвросий начал было отказываться, но потом подумал: «Ну что ссориться с императором, пойду». Когда он уходил, император сказал ему, чтобы вел он с ними не как правитель, но как отец. Он не понял сначала, но прислушался.
      
        И когда он взошел в огромный миланский собор, он увидел, что там такая идет ссора, там такое нестроение, и что там только не происходит, такие оскорбления! «Ну что я здесь делаю, что я могу здесь совершить?» Но так как он приехал от императора, его пропустили вперед, он стал на амвон и начал потихонечку говорить. И, вдруг, стало тише. Он так говорил, так убеждал, говорит полчаса, говорит час, говорит полтора часа, все слушают.
        И вдруг, один ребенок, мать которого держала на руках, закричал: «Амвросий епископ!» Он не понял сначала. И народ стал кричать: «Амвросий епископ, Амвросия изберем епископом!» А он-то хочет быть правителем, зачем ему быть епископом? И думает, что делать.
        Тогда он говорит: «Я рад бы быть епископом, но не могу: я не крещеный, я даже не крещеный». Весь народ говорит: «Мы тебя покрестим!» Тогда он говорит им: «Я бы согласился бы покреститься и согласился бы стать епископом, но я такой грешный, на земле таких нет». Народ говорит: «Мы все грехи берем на себя!»
        Всё. Деваться ему некуда. Что делать? Тогда он говорит: «Хорошо, - а уже вечер был, он уже долго говорил, - утром я приду и всё сделаю, что вы скажете».
      
        Весь народ доволен, а он думает: «Сейчас я выйду из собора и в Рим пойду пешком». Выходит, оглянулся, никого нет. Там же не было столько фонарей, сколько у нас. И сразу за ворота, на окраину города пошел. Идет час, идет два. Шел, шел, уже утро. Смотрит, а он у ворот города Милана стоит. И он понял. А здесь люди увидели: «Вот Амвросий здесь!» Взяли и повели его под руки. Он понял, что деться некуда, воля Божия.
        И когда его вели в город, он думает: «Ну что же делать?» И увидел дом, где когда-то жил его друг и он иногда сюда приходил. Он думает: «Сейчас я зайду к другу и скажу ему, чтобы он спас и через задний двор вывел меня, и тогда я уйду отсюда».
     Заходит к другу, а тот действительно на месте. Друг выходит на улицу и говорит: «Идите сюда, Амвросий у меня в доме". И деваться ему некуда. И он вышел.
       Его за одну неделю покрестили, иеромонахом сделали, в монашество постригли и сделали его епископом. И он стал прекрасным епископом. Он столько написал книг, и сегодня хор, что поет антифоны, это тоже написал для Церкви святитель Амвросий (память его Церковь совершает 20 декабря).

        Поэтому я хочу вам сказать, братья и сестры, что придет время в нашей жизни, когда и мы с вами поймем, что от Бога убежать невозможно.
        И если Господь нас сегодня привел в Свою Церковь, Он нас с вами доведет до конца. Но мы должны не сопротивляться, мы должны следовать за Господом. А если будем сильно упираться, то Он будет нас тащить. А знаете, как Господь тащит? Болезни попускает, например. Поэтому лучше, чтобы не болеть, бежать самим как ослики. Но у осликов бывают иногда завихрени: они остановятся и идут в другую сторону.
        Поэтому в другую сторону не ходите, а идите прямо.
        За все слава Богу! Спаси и помилуй вас Господь".