О Посте. Слово к братьям и сестрам, которые еще не

Филин Дмитрий
О Посте. Слово к братьям и сестрам, которые еще не приступили...



Христос посреди нас!

Вот уже середина Великого поста и где-то совсем не далеко уже и светлый Праздник Воскресения Христова.
Мое слово к тем православным братьям и сестрам, которые позабыли вступить в Пост, не решились или решились, но не в этот раз, а потом…

Братья и сестры!

Часто, вспоминая свои студенческие годы, я ловлю себя на мысли, что эти слова я уже и слышал и сам говорил: «Потом!». Уже октябрь, а я еще не начал толком учиться. А ведь еще недавно, в августе, я говорил себе весьма твердо: «Все, в этот раз будет не так, как всегда! В этом году я начну прямо с первого сентября новую жизнь!»
И не начинал.
И было трудно.

А потом это случалось и во взрослой жизни (да что говорить- и сейчас случается не редко). И всякий раз я удивлялся самому себе:

- Как же я мог опять пойти на поводу у своей слабости и не сделать, отложить, забыть, наплевать…

У меня есть друг, с которым уже не раз мы общались на тему веры. Он слушает и со многим соглашается. Даже помню хорошо, как он почти решился пойти на исповедь и…не дошел.

- Что случилось?- спрашиваю.
- Не знаю, - отвечает.- Стоял уже в очереди к священнику, а потом испугался и не пошел.

И это «не пошел» длится уже не первый год. А теперь и разговоры пропали.
Отвел. Может, на время? Может быть, кто знает…

У Никодима Святогорца в «Невидимой брани» читаем:

«Тех, которые познали худость и бедственность жизни , которою живут, враг успевает удерживать в своей власти наибольшей частью следующим простым, но всесильным внушеним: « После , после ; завтра , завтра ». И бедный грешник, прельщаясь тенью доброхотства, представляемого таким внушением, решает: «В самом деле завтра ; ныне я покончу свое дело и потом с полнейшей беспопечительностью предам себя в руки благодати Божией и неуклонно потеку путем духовной жизни ; ныне сделаю то и то, а завтра покаюсь ». Сеть это вражеская, брате мой, которою он уловляет многих и премногих и держит в своих руках весь мир. Причина же, по которой эта сеть так удобно осечивает нас, есть наше нерадение и ослепление.»

После, потом, завтра – это любимые и самые действенные ловушки лукавого. Ими он улавляет в сети даже добрых и хороших людей, чего нельзя сделать примитивными его уловками: завистью, злобой, местью…

За очень короткое время, что недостойному рабу Божьему по Милости Божьей довелось прожить в ограде Церковной, я часто замечал странные совпадения. Вернее, странными они видятся тем, кто находится с другой стороны ограды, а вот внутри её эти случайности таковыми уже не видятся.

Мои друзья говорят про свою родственницу:

- Она (имя рек) решилась-таки с нами пойти на Литургию! Даже вроде как и исповедоваться собралась!
- Смотрите, предупредите её, то если кто-то позвонил и ему что-то срочное якобы потребуется, или там насморки или еще что-то – пусть даже не думает и ни за что не соглашается перенести то, что задумала!
- Да ладно, что может случиться?
- Всякое…

На завтра созваниваемся – попала в больницу.
И таких случаев десятки.

Помню как «привыкал» ходит на Литургию… Утро, 5-50 на часах, звонит будильник. И такая одолевает лень и в голове просто кричат: «Не ходи! Куда попрешься то? Смотри, за окном непогодится… один раз пропустишь, что – Бог тебя выгонит?»
И бывало, что пропускал. Пока не уразумел уже опытным путем две вещи.

Первая – это пришлось разобраться с тем, что означает слово «навык».
Навык – это то, к чему ты навык, т.е. привык, приспособил себя путем повторения. Навык по другому можно сказать это привычка. Привычки бывают плохими и с ними требуется вести борьбу, но также привычки бывают и добрые и к ним надо себя понуждать. Понуждать к тому, чтобы приобрести навык к этой привычке.
Понуждение… нуждницы… помните:

«Царствие небесное н;дится, и н;ждницы восхищаютъ е» (Мф. 11: 12).

Так вот нуждницы это и есть те, кто понуждает себя для приобретения добрых навыков, добрых привычек. Разобравшись с навыканием я стал чаще пробуждаться, нежели продолжать спать. Однако, бывало, спал.

Второе, что пришло опытно – это понимание того, что если ты не умер и в сознании, то просто надо встать и идти. Потом уже эти глупые разговоры в голове утихнут от отсутствия пищи. Надо встать сразу, не через пять минут.

«Ничем другим, как нерадением и ослеплением, нельзя объяснить того, что в таком важном деле, от которого зависит все наше спасение и вся слава Божия, мы не беремся тотчас за самое простое и легкое, чтоб с полною решимостью и энергией сказать себе: «« Сейчас »! Сейчас начну духовную жизнь , а не после ; ныне покаюсь , а не завтра . « Ныне », « сейчас » в моих руках, а « завтра » и « после » в руках Божиих. Но если и благоугодно будет Господу дать мне завтра и после , могу ли я быть уверенным, что и завтра найдет на меня это благое и понудительное помышление об исправлении жизни ?» К тому же, что за бессмыслие говорить, например, когда предлагается верное средство от болезни: «Погоди, дай еще поболею немного»? А отлагающий дело спасения совершенно походит на такого.» (Никодим Святогорец).

Это втрое правило, действенно во всех вопросах духовной жизни: в совершении молитвенного правила, в частоте исповеди, в посте…

Пост.
Помню, как первый раз одни мои друзья первый раз постились Великим Постом. В день Воскресения Христова звонят и кричат вместе с поздравлениями:

- Никогда не думала, что яйца, простые яйца могут быть такими вкусными даже без соли! Это просто невероятно!
- Ну, какие же они «простые»? Они пасхальные!

Да, разумеется, постимся мы не с этой целью - почувствовать в очередной раз неприевшийся, настоящий вкус продуктов. Цель поста вовсе иная.
Но даже в таких мелочах Милостивый Господь подает нам утешения и радости. Чего уж говорить о радости духовной.

Своих некоторых близких знакомых спрашиваю:

- Как пост?
- Да вот, после первой недели сорвались и все…
-А что так? Ведь уже неделя четвертая?
-Ну, все равно уже…

Вот он, лукавый, снова его любимые «потом».
Увы, но многие ведутся на крючок, и как пескарики подсекаются его лживыми увещеваниями: «Да уже смысла нет, уже поздно…прошло то сколько времени. В следующий раз попостишься».

Одна моя знакомая ходила со мной все первые четыре дня в храм на Великий Покаянный Канон Андрея Критского. Понравилось. Говорит:

- Надо в Субботу сходить на исповедь и в Воскресение Причаститься, если батюшка допустит, а то давно не была…
-Надо. Тем более, что храм у тебя прям перед подъездом. Ты только не откладывай и не переноси. Никого не слушай и не изменяй планов, хорошо?
- Да.

Четвертая неделя пошла, а она еще не дошла…

- А что так?
- Не знаю… вначале не собралась а теперь уже.. не знаю.

Вспомнили прп. Никодима Святогорца?:

«…если и благоугодно будет Господу дать мне завтра и после , могу ли я быть уверенным, что и завтра найдет на меня это благое и понудительное помышление об исправлении жизни ?»

Завтра может и наступит для тебя, что вовсе не обязательно, а вот помышления благого уже может и не быть. Вот почему так важно беречь такое помышление сегодня, пока оно есть. И пока нет навыка. Конечно, и потом добрые помышления ко спасению надо беречь и внимать им, но потом поможет еще и приобретенный навык к деланию. А пока навыка нет, воля совершенно лежит и подняться не в состоянии, это помышление как бесценное лекарство требуется срочно принимать, сослагаться ему и превращать в делание. И так каждый раз. Потом появится.

Вот и к Вам, братья и сестры во Христе обращаюсь я, недостойный раб Божий Дмитрий, чтобы Вы не прилагались злым помыслам и советованиям лукавого духа, внушающего Вам, что половина поста уже прошла и так как Вы поститься не начали (или по той или иной причине сорвались с поста), то и начинать уже поздно.

Нет, не поздно. Вспомните – о нас говорится в тропаре:

«Тяготы и зноя дневнаго не понесох, но с наемники единонадесятого часа сопричти мя , Боже , и спаси мя» .

И подвизавшийся в середине поста и даже в конце его тоже получит от Господа нетленные награды наравне с теми, кто приступил с самого начала.

Прошу Вас, начните. Начните, пока время еще есть. И уже скоро мы все вместе будем славить Господа и Его Воскресение.


Храни всех Господь и Матерь Божья!

С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/1114549.html)