Ну что сказать?..

Иракли Ходжашвили
Ну  что  сказать?..   
(Для   альманаха  «Себя  в  тебе  я  узнаю»)

А всё же правы, видно, люди
Ведь так и есть, на склоне дней.
Мы сердцем внуков больше любим,
Чем даже собственных детей.
                (Г. А. Гладкий)
      «Меня  вряд  ли  можно  назвать  строгим.  Если  со  мной  не  спорить  ради  спора,  желания   просто  возразить  из  упрямства, то  вполне   даже  можно  мирно  общаться.  (По  крайней  мере,  мне  так  кажется). 
Кстати,  по  поводу  упрямства.
     Я  знаю  две  фразы,  характеризующие  её  высшую  степень: «как  ишак  карабахский»  и  та,  которая  бытовала  у  нас  в  семье — «упрямый,  как  Иван  Павлович»  (мой  прадедушка  по  папиной  линии),  которая  потом  сама  собой преобразовалась  в  «как  Павлик»  (это  мой  дядя,  папин  брат).   А  недавно  моя  жена  нашла  среди  игрушек  для  моего  «Волшебного  мешка»  симпатичную  фигурку  осла,  тут  же  изъяла  ее  и  поставила  в  изголовье  моей  кровати.  Так  что… Теперь  слежу  за  внуками».   
 
      Это  я  написал  16.10.2016 г. как  раз  по  поводу  общения  с  детьми,  а  через  двенадцать  дней  я  стал  уже  дедушкой  четырёх   внуков. Точнее — трёх     внучек  и  одного  внука.
      Яне  скоро  будет  12,  а  Максу  и  Елене  по  10  лет.
Вот  к  ним  я  и  приглядываюсь, чтобы  найти  какие-то  общие  не  только  внешние,  но  и  внутренние   черты. 
      Ну,  то,  что  они  все  красавцы — это  естественно;  то,  что  у  всех  старших   есть  музыкальный  слух,  так  же,  как  и  то,  что  они  любят  читать — понятно; то,  что,  в общем-то,  не  очень  хорошие  едоки — тоже,  хотя,  справедливости  ради,  должен  признать,  что  всё  это  не  только  исключительно   моя  заслуга.
      Чувствуются  гены  «примкнувших»  и  «влившихся»  в  семью  зятя  и  невестки.
      К  сожалению,  мы  живем  в  разных  городах  и  не  можем  часто  и  подолгу  встречаться,  поэтому  нет  тех   контактов,  которые  возникают  при  проживании  вместе,  или  даже  в  одном  городе.
Вот  мы  и  дорожим  каждой  минутой  встречи,  разговора  по  телефону,  или  по  скайпу.
      Когда  родилась  Яна, естественно,  красивей  ее  никого  не  было  и  разве  можно  было  полюбить  кого-нибудь  еще  больше,  чем  ее! 
А  уж  когда  она  начала  ходить, произносить  первые  слова — то  и  развитей  и  умней  ее  не  было  на  свете.  Разве  что  сами  наши  дети...
      Тогда  моя  дочь  с  семьей  жили  в квартире  на  втором  этаже, у  них  был  большой  открытый  балкон,  выходящий  во  внутренний  двор  дома  и  девочка  часто  игралась  на  нем.  Ограждение  балкона  было  не  сплошным,  а  в  виде  решетки  и  Яне  очень  нравилось  «ронять»  туда  игруши,  за  что, разумеется,  получала  замечания. И  вот  однажды  мы  из  комнаты  видим,  что  она  в  своей  «пазанке»  (пижамке)  сидит  у  решетки  и,  периодически покачивая  головой,  что-то  говорит.
      Заинтересовавшись,  мы  незаметно  приблизились  и  увидели,  что  она  просовывает  между  прутьев  решетки игрушку,  бросает  ее  во  двор,  а  потом  с   бабушкиной   укоризненной интонацией  произносит: «Ох,  Яна, Яна!»   
И  берет  другую  игрушку… 
      Она  уже  тогда  не  переносила,  если  что-то  было  не  «так»,  или  ей  делали  замечание. Сразу  начинала  плакать  такими  крупными  слезами, что  я  диву  давался.
      В  Марджанишвилевском  театре  Тбилиси  играла  гениальная  актриса  Верико  Анджапаридзе.  Особенно  удачными  были  ее  трагические  роли,  когда  она  своим  глубоким  рыдающим  голосом  так  произносила  текст,  что   зрителя   просто  дрожь  брала.
      Так  и  Яна,  которая,  рыдая  без  всяких  текстов,  вызывала  у  меня  подобную  реакцию. За  что  я  ее   и  называл —  «Верико».

(Кстати.  Вообще-то,  я  не  выношу  детских  слёз  не  только  наших  малышей,  но  и  незнакомых  детей  на  улице,  в  особенности,  когда  раздраженные  мамы /почему-то  обычно  это  бывают  молодые  женщины/  еще  и  тащат  их  насильно  за  руку,  или,  наоборот,  «уходят»,  оставив   ревущего  и  еще  более  пугающегося ребенка  позади. А  уж  когда  еще  и  раздражённо  шлёпают  детей,  которые,  плача  и взывая  «Мама!. .Мама!..»,  всё  равно  стараются  прижаться  к  ним, — то  готов  убить  таких  мамаш!)

     Помню,  в  один  из   приездов  семьи дочери  я  гулял  с  Янкой  в  парке. Погода  была  осенняя,  с  небольшим  ветерком  и  я  решил,  от  греха  подальше,  обмотать  ей  горлышко  платком.  Она  сорвала  платок: «Так!»,  потом,  добавив: «Сям!»,  повернулась  и  пошла  одна  по  дорожке.   
      В  неполных   полтора  года!
      Так  и  пошло.
      Можно  ли  про  кошек   сказать,  что  они  упрямые? Так  и  Яна — если  сама  не  захочет  что-то  сделать,  то  заставить  ее — это  чревато! Может  встать  и  руки  в  боки!
      В  гимназии  выбрала  класс  с  изучением латинского  языка, увлеклась  китайским.  В  большой  и  музыкальной  семье  ее  других   бабушки и  дедушки  все  взрослые,  как  говорит  моя  дочь, «дудят»—играют  на  духовых  инструментах, аккордеоне. Попробовав  сперва играть  на  флейте, Яна  перешла  на  саксофон. 
После  чего  я  даже  такой  стих  написал: 
На  саксофоне  девочка  играет…

Когда  меня  покроют  мрака  тучки,
в  глухом  лесу  прощально  ухнет  филин, 
хотел  бы  я, чтоб  внучка  моей  внучки 
сыграла  надо  мной  печально   „Feeling“…
               
      А  потом  появился  на  свет  Макс! Кстати,  именно  Яна  выбрала  это  имя, вытащив  соответственную   бумажку. 
        Мне  кажется,  что  она  любит  его  больше  всех.  Впрочем,  взаимно.

                16.03.2017 г.