Перечитывая Льва Николаевича Гумилева

Нина Изюмова
Дискретность этнических процессов, о которой говорит  Гумилев,  скорее всего, есть проявление квантовых законов в этногенезе.
 
Любая остановка в движении этноса, превращающая  его в персистент, есть  не продление жизни этноса, а та самая вожделенная Фаустом остановка мгновения, благодаря которой герой  попал в лапы Мефистофеля (наряду с попытками единолично толковать Библию). Спустя некоторое время судьбу гётевского героя, в известной степени, повторил  немецкий народ , отступивший от христианства и возжелавший возвратиться к языческим «святыням» и, соответственно, редуцируя к бестии (зверю), пусть и белокурой.  Заметим, что и ад, по представлению многих, также есть остановка движения, некое вмерзание в ледяной холод.

Возможно, идеи движения по кругу, так называемого, вечного возвращения, являющегося частным случаем остановки, овладевают этносами, когда они находятся на грани исчезновения или в глубоком кризисе.

С другой стороны,  Гумилев предостерегает от, в высшей степени вредоносной,  идеи, что все, что произошло в истории, не могло не произойти.

Там, где действует свободная воля человека, строгие законы,  работающие  в мире материальных объектов, не могут определять всю полноту происходящего.  К примеру, опустынивание кормящего ландшафта может приводить к миграции этноса, а может задать совершенно другой вектор развития – работу по освоению пустыни и превращению ее в цветущий сад. Это зависит, с одной стороны, от воли людей, а, с другой – от фазы этногенеза. Так, древним китайцам вряд ли бы удалось освоить пустыню Гоби, тогда как сегодня это стало возможным.
 
Поэтому, следуя Гумилеву, необходимо различать  этническую историю от истории социально-политической, с одной стороны, и истории культурно-идеологической – с другой.
 
В то же время, как личность, так и народ, действующие в истории, конечно, являются продуктами  биологических, социальных , культурных и иных факторов.  Однако ,  «подстегнутые» «космическим бичом», по выражению Гумилева,  они могут встать над всеми этими «роботизирующими» факторами и проявить свободную волю.  Это наводит на мысль, что и сам «космический бич» есть не что  иное, как Божественное волеизъявление, которому народ может следовать. Именно тогда он совершает великие дела.