Синопсис совести

Валерий Казанцев
Про самый загадочный элемент духовной организации человека – совесть – сказано достаточно. Но, что характерно, все понимание этого вопроса сводится к тому, что данная субстанция, определяющая высокую моральность, заложенная в нас с рождения, носит исключительно сверхъестественный характер. То есть, «божья искра», как ее называют многие верующие люди (атеистическая же среда с ехидной улыбкой на месте расположения лица обходит сложные – не подлежащие изучению привычными эмпирическими методами - вопросы стороной), является составляющей частью нашей души (можете считать психики, кому означенный аспект человека кажется не очень приемлемым в силу собственного невежества).

Именно совесть не позволяет людям скатиться на животный (звериный или скотский – фауна многообразна в своих проявлениях) уровень развития, где выживание обусловлено исключительно физической силой и изворотливостью (уместно вспомнить про конкурентную борьбу в современных условиях). Итак, общее мнение по вопросу совести уравнивает всех ее носителей по своим параметрам в силу того, что она (совесть) у всех имеется, да еще и в равных дозировках (как будто может наступить интоксикация души от чрезмерного употребления!). Причем наличествует данный инструментарий в одинаково продвинутой «модификации», только «пользователи» прибегают к его использованию с различной интенсивностью по причине индивидуальных условий эксплуатации – жизненных параметров.

Но, автору данного эссе такой «коммунизм» в отношении совести кажется несколько преувеличенным, так как уравнительный принцип «Каждому по потребности и от каждого по способности!», внедрявшийся хоть и умозрительно в потенциальный социальный аспект жизнедеятельности, представлялся в формате эпической эпохи утопизма всегда неадекватно. А это очень красноречиво указывает на его несостоятельность. Поэтому и приходится сейчас создавать новую системообразующую платформу для данной, связующей человека со сверхъестественным миром (здесь как раз все понятно!), программной конструкции. А теперь к сути….

Так как мы сейчас рассматриваем духовный аспект человека, то и качественные параметры его души (готовность принять Бога – обратная связь с Ним) выходят на первое место. То есть, в данном случае важно понимать, что воздействие на всех Святого Духа (Божьей благодати) происходит одинаково, а вот принять Его в себя человек может только в таком количестве и качестве, в каких находятся его душевные настройки. Здесь было бы уместно сравнить данную взаимосвязь «Бог – человек» в виде следа (отпечатка подошвы обуви) на поверхности земли (душа человека в качестве почвы, например, когда сеятель идет по пашне, наступая на поверхность всей тяжестью своего тела). Один раз след глубокий, потому что почва благодатная и как пух восприимчивая к воздействию, а в другой отпечаток будет слегка заметен из-за каменистой поверхности. Получается такая живопись, что след Бога по толпе людей оставляет соответствующую отметку, непосредственно указывающую на степень принадлежности каждого к Истине и Любви.

А чем данная система восприятия совести отличается от традиционной в аспекте ее практического использования?! Да, всем! Вышеуказанный подход создает новый тип иерархии человека, при котором его ценность легко измерить даже техническим путем. Ведь теперь становится понятно, что у всех параметры совести различные, а не как было принято считать по уравнительной системе - у всех ее количество одинаково, только степень востребованности отличается. Причем логично употребить данное понятие соотносительно души в качестве ее обличья или одеяния. Ведь душа имеет явно выраженный сущностный (физический, так как энергия материальна) характер, тогда как совесть нематериальна. Она сравнима в нашей сознательной функции с кодом, программой, функцией или закономерностью. То есть, совесть не подлежит количественным измерениям, а имеет в своей основе исключительно качественные параметры. Душа является в данном случае содержанием, а совесть – формой.

Мне представляется, что связь сверхъестественного мира с нами (нашими душами) и осуществляется именно в соответствии с оценочными признаками души – по характеристикам совести. Здесь можно вспомнить и о спектральном анализе биополя человека, и даже о сияющем лике ангельских сущностей. Для практического использования человеком данной информации ценно то, что мы не должны мучиться в поисках решений на основании подсказок совести, которая, условно говоря, у многих людей очень пассивна или «спит». Теперь не нужно в ней «ковыряться» без толку, а для повышения эффективности применения важно постоянно заниматься ее совершенствованием. Совесть требует своего непрерывного развития, причем для процесса ее позитивного эволюционирования необходимо питать свою душу позитивной духовной энергией.

Представьте себе… святого старца в сиянии безупречно яркой одежды в сравнении с уродливой и смятенной душой заядлого грешника в рваных обносках сомнительной свежести. Или…. вы встречаете красивую девушку, начинаете с ней общаться и понимаете, что она энергична и не глупа. Молодая женщина уже вам начинает по-настоящему нравиться. И вот наступает момент, когда нужно проявить себя именно в моральной плоскости взаимоотношений с окружающим миром. Ну, например… вы едете на машине, она за рулем. Неожиданно выскочивший на проезжую часть пешеход попадает под колеса. И тут ваша подружка принимает действительно роковое (для нее самой в первую очередь) решение – педаль газа в пол. Вы скрываетесь с места совершения преступления с отягчающими обстоятельствами. Нет нужды говорить, что с этого момента недавняя «звезда» мгновенно превращается для вас в мерзкую жабу. Конечно же, все можно поправить, но осадок уже никуда не денется.

Итак, совесть можно четко протестировать на предмет ее текущего состояния. Логично и составить план мероприятий для ее совершенствования, ведь развиваться нужно всегда, хотя бы для того, чтобы двигаться по иерархической лестнице духовной жизни. Важно понять, что данный ключевой параметр человеческой душевной организации имеет, так сказать, склонность к развитию. Как программист пишет коды, так и человек направляет свое духовное развитие посредством органов управления – совести – в актуальном для себя направлении. Кстати, в данном контексте уместно сравнить совесть как код души с Божественным началом как кодом вселенной (КВ). Для общего понимания сути вопроса прошу обратиться к эссе «Код вселенной – основа мироздания» (ссылка: http://www.proza.ru/2016/11/22/816). То есть, в совести по самому определению порядка вещей заложены фрагменты КВ, который в свою очередь является одним из аспектов Бога, если можно так выразиться, - Законом.

Надеюсь, что в ближайшем будущем даже на этапе подтверждения квалификации специалистов будет применен оценочный принцип совестливости, так как она стоит значительно выше по своему значению, чем уровень знаний. Поясню. Если у человека нет патологических отклонений в функционировании мозговой деятельности, то у него при нормальном уровне совести (степень нормальности легко установить по тестам) по самому принципу ее воздействия на душу человека возможность работать на благо общества (трудового коллектива, компании) на порядки выше, чем у его антипода, который будет при любой возможности стремиться получить именно личную выгоду. Даже самый корыстный и аморальный вид человеческой деятельности – бизнес – требует для своего процветания исключительно коллективного подхода к своей деятельности. То есть, коммерческие организации занимаются мотивированием сотрудников для достижения понятных показателей, но в экстремальных ситуациях одобряют именно альтруизм, а не эгоизм. Парадокс?! Ничего подобного, просто эффективное взаимодействие людей возможно только при условии самоотдачи в пользу достижения общих целей.

Подводя общий итог незамысловатым рассуждениям о совести, автор желает каждому одухотворенному читателю переосмыслить свой подход к выдвинутой теме данного эссе. Ведь в этом кроются и успех вашей собственной жизни, и, видится мне, общие тенденции развития социума. Кстати, коллективная совесть, которая «отформатирована» в виде законодательной базы (международной и внутригосударственной) является важным подтверждением вышеозначенных мыслей, так как ее развитие является явным показателем ущербности текущих человеческих ценностей. Здесь автор недвусмысленно напоминает о современном формате «общества потребления».