10 лучших стихотворений 2016 года по версии Наты С

Нина Писарчик
Ирина Евса
«Погибший на живого смотрит сверху...»
О трагедии рассказано бытовым языком: и лексика, и знакомая каждому домашняя суета в ожидании гостя... А гость – родной сын – уже неживой, и отец вот-вот про то узнает, но автор (взгляд сверху) тянет время: «включи мобильник, батя! Нет, не включай. Нет, всё-таки включи». Пик напряжения – на грани счастья (ожидание сына) и горя (известие о гибели сына) – это катарсис? И понятен выбор стихотворения, как лучшего!

Николай Звягинцев
«Стриженая, разная, наверное, чужая...»
Очень непонятное (изначально) стихотворение: о ком (о чём) речь? «Стриженая, разная, наверное, чужая...» – это о девушке, чужой уже жене, именно так и подумалось. Вот, вернулась в родной город, раскланялась на бегу «с хозяевами стекла» – соседями в оконном проёме. «Иголка для знакомого винила», потерянная, как та же иголка в стоге сена, «берлинская для цинковых белил...» – конечно же, стена, недоступное препятствие для автора.
И только последние строчки: «Парусного времени сверкающий осколок, /Облако беспечное из леса и воды» – волшебно рисуют совсем иной образ. Парусник, парусное судно – «в мире городов, который ловит корабли», сказочный «Летучий голландец» – «как ты можешь быть»?
И снова (как и в первом примере) обозначился пик – на грани обыденности и нечаянной радости.

Александр Кабанов
Обыск
Язык стиха нарочито криминальный: «архангел из прокуратуры», «кинул всех... на дурь, на бабки...», «в натуре», «явкою с повинной»... Но речь идёт о судьбе поэта, который «один, все остальные – в доле, /поют и делят барыши», потакая вкусам потребителей, то есть. С тюрьмой ассоциируется доля истинного поэта: «Не зарекайся жить на воле – /садись, пиши». Атрибуты социального дна так неординарно выявляют суть творчества «счастливейшего из лохов», что другой истинный поэт не мог не выбрать это произведение.

Елена Лапшина
«Там на реке, плескаясь и хохоча...»
История любви, рассказанная по-детски невинно, но так чувственно!.. Любовь, для которой достаточно созерцания, которая страшится даже прикосновения: «я бы хотела — этого — в сыновья, /чтобы глаза не застила красота». Неожиданность такой концовки сражает! Подсознательное ощущение опасности, губительной влюблённости в красивую наружность – это так по-женски. Но многие ли устоят от соблазна «оприходовать», сделать её (красоту) своей, ручной? Только не это!.. Посадить на божницу и любоваться? Ах, если бы «в сыновья» – и прикасаться, и поклоняться, и растворяться в любви, всё отдавая, ничего не требуя (и не ожидая) взамен.

Станислав Ливинский
«Из ничего, из тьмы и праха...»
«Земля то тронется, то станет /в межгалактическом заторе. /Кого-то, видно, пропускает /на светофоре». Кажется, окончание ярко подводит итог всему: «Земля замрёт, и черепаха /под ней устало повернётся»...
Всё уже было: ковчег, причаливший к Арарату, и Мазай с зайцами, и художник Саврасов с картиной «Грачи прилетели», на тему которой поколениями пишутся школьные изложения... Мир стар, мир устал! Но, повторение – мать учения: «Когда-то снова повторится /жизнь между соскою и грелкой».

Анна Матасова
«Лучше всего рифмуются свет и тьма...»
Действительно, стихотворение построено на противопоставлениях: «Чёрное море – белая Колыма» – это понятно. Но: «ангел рогатый или крылатый бес» – это уже перебор. Ангел, мы знаем, крылат, а бес – рогат. Уже не в рифму, не по правилам, не по катехизису!.. Поэтому-то: «мясорубка крутится-ца-ца-ца, /Стерпится, сбудется родина без отца». Без Бога-отца, то есть... Зато: «Бодрая клюква, жёлтых газет ботва»...
Стихотворение выбрано по причине нелояльности автора к настоящему положению дел. А ещё у него неожиданная рифма.

Владимир Навроцкий
Жесть
Это баллада, и баллада эпическая, только эпика сверхновая, постсоветская. Наступает время осмысления недавней истории, и пусть в иронической форме, с элементами анекдота, автор точно «осветил» проблемы советской культуры и искусства. Остроумно, чёрт возьми!..

Вера Павлова
«Родина — это страна...»
Вера Павлова – это Вера Павлова, всегда с неожиданными образами.  С ней я согласна, как и с выбором.

Александр Переверзин
«У Осипа сухарь за пазухой...»
Триада – наиболее верное определение поэтов, равных судьбой. Но и триединство каждого, как личности: Дух, Душа, Тело. Трагично и талантливо – это уже о Переверзине.

Андрей Пермяков
На длинном перегоне
Перевранная строка Лермонтова: «В небесах торжественно и трудно» (в оригинале: «чудно!») – так достоверно подтверждает авторскую строку: «Ошибаясь пьяно, человечно...» Да, сложно нашему современнику упомнить далеко отстоящих от нас и возвышенных!.. «Толстенький, в дублёнке», невзрачный мужичок, но – читает стихи, и по памяти!.. Может, не так уж всё и плохо – если кто-то кого-то утешает стихами? А что это правда – порукой автор, Андрей Пермяков, ему я верю, как и выбору Наты Сучковой.

10 лучших стихотворений 2016 года по версии НАТЫ СУЧКОВОЙ в журнале Pros;dia (2017, №6)

 От редакции:
 Мы продолжаем ежегодную традицию выбирать лучшие тексты ушедшего года с помощью самих поэтов. Нам интересны авторские взгляды людей, в чьём вкусе сомневаться не приходится. В то же время то, что они отбирают, — это их собственный взгляд, с которым мы не спорим, даже если хочется. Мы договорились учитывать только тексты, впервые опубликованные в минувшем году. В качестве составителя десятки лучших текстов 2016 года выступила поэт Ната Сучкова.
http://magazines.russ.ru/prosodia/2017/6/10-luchshih-..