Вышневолоцкие дворяне в губернской власти. 1917 г

Леонид Константинов
Так сложилось, что к лету 1914 г. высшие посты тверской губернской власти занимали вышневолоцкие дворяне и помещики: вице-губернатор статский советник Д.Ф. Гершельман, губернский предводитель дворянства, тайный советник П.П. Менделеев, председатель губернского комитета земского союза действительный статский советник В.Ф. Гаслер. С началом Первой мировой войны управление губернией оказалось разделено на две сферы – гражданскую и военную, т.е. часть западных и северо-западных уездов находилась под юрисдикцией командующих прифронтовыми военными кругами. Эти обстоятельства, разумеется, осложняли управленческие функции. Деятельность губернской администрации протекала в крайне нервозной обстановке, причем в значительной степени в этом были виноваты сами власти. Война вызвала мощное консолидационные процессы в обществе, а также породила еще крайне сложную социальную проблему – размещение многочисленных беженцев. Рост общественного недовольства в Тверской губернии происходил вовсе не под влиянием агитации тех или иных политических партий, а на почве ухудшения экономического положения, нехватки рабочей силы, дороговизны продуктов питания, с введением сверхурочных работ и действия начальства с «немецкими» фамилиями. Последнее сыграло роковую роль в жизни тверского губернатора Н.Г. Бюнтинга. Сплетня о том, что он был, якобы, незаконнорожденным сыном германского кайзера Вильгельма I в конце его правления даже стала появляться в печати. На фоне массовой шпиономании и «патриотических доносов» деятельность его помощников-«немцев» Гершельмана и Гаслера также расценивалась как враждебная. Неудачи верховного командования русской армии на фронтах, большие потери среди нижних чинов и офицеров еще более усугубили ситуацию. С начала войны между властью и либеральным обществом шла настоящая война за «истинный патриотизм». Первые чиновники губернии и их жены создавали благотворительные общества. Тверские земцы в начале боевых действий также, забыв о своей оппозиционности, начали мобилизацию общественности на помощь фронту вполне самостоятельно. Но к 1915 г. они заметно политизировались, вступив во Всероссийский союз городов, где преобладали члены партии кадетов и Всероссийский земской союз, где преобладали члены партии октябристов. Либералы намеревались использовать ситуацию в далеко идущих политических целях, при этом оппозиционные земцы требовали денег от государства и пребывали в убеждении, что именно правительство обязано финансировать их деятельность. Вместе с тем, следует отметить, что в Тверской губернии, благодаря общественной деятельности властей и земства, удавалось существенно смягчать процессы нарастания кризисных явлений и поддерживать порядок.

В 1917 г., в первые дни февральского государственного переворота, в Твери образовался «комитет общественной безопасности», преимущественно состоящий из членов кадетской партии и земцев-либералов, который разместился в Путевом дворце. Губернским комиссаром был избран кадет Червен-Водали. Этот комитет взял власть в свои руки и предложил губернатору Н.Г. фон Бюнтингу сдать им дела, а самому куда-нибудь с семьей заблаговременно скрыться от смертельной опасности. Н.Г. Бюнтинг отправил своих детей и жену из города, а сам решил быть верным Государю до конца и остался в Твери, отказавшись признать революционный комитет и отправил Царю телеграмму, в которой говорилось, что «он исполнил свой долг до конца и лишь бы жила Россия и благоденствовал Царь!» Но телеграмма эта до Государя не дошла, так как сам он уже был задержан на псковской станции «Дно».

2 марта 1917 г., в день отречения Императора Николая II от престола, пьяная и озверевшая толпа солдат и жителей Твери растерзала Николая Георгиевича на Соборной площади города (по другому свидетельству, Бюнтинга закололи штыками).
В «Вестнике Тверского временного исполнительного комитета» от 8 марта 1917 г. лаконично сообщалось, что «в Тверской губернии старые власти устранены». О подробностях этого «устранения» не говорилось, а «великая бескровная» революция продолжались. 16 марта в той же Твери толпа до смерти забила камнями генерала Чеховского, которого караул солдат вел на гауптвахту.



Камер-юнкер, статский советник, Гершельман Дмитрий Федорович (15.02.1881 – 1917), тверской вице-губернатор

Д.Ф. Гершельман – старший внук генерал-адъютанта К.И. Гершельмана (1825-1898). Полученное в приданое бабушкой Екатериной Федоровной (в девичестве Бегер) (1831-1908) имение Молдино (ныне Удомельский р-н Тверской обл.) стало родовым имением этой ветви Гершельманов. Дмитрий, нарушая традицию своей семьи, выбрал не военную, а статскую службу. Окончил Императорский Александровский лицей в 1901 г. с чином титулярного советника и был определен на службу в Канцелярию Комитета Министров. В 1905 г. — уполномоченный РОКК при 7-м Сибирском армейском корпусе. Затем служил в различных государственных учреждениях России. Надворный советник Д.Ф. Гершельман был самым молодым кавалером ордена св. Владимира 4 ст. Орден он получил в 1909 г. возрасте 29 лет (на 8 году службы). Тверской вице-губернатор (с 16.08.1914 – 04.05.1917). Почетный пожизненный член Общества призрения сиротских лиц, павших жертвами долга (1915).

Награды: Ордена св. Владимира 4 й ст., св. Станислава 2 й ст., св. Анны 2 й ст. и 3 й ст. мечами, Знак Красного Креста, Юбилейный «В память 300 летия царствования дома Романовых», медали «В память войны 1904-1905 гг.», «Красного Креста», «В память 300 летия царствования дома Романовых».

Деятельность губернской власти, в т.ч. и вице-губернатора Д.Ф. Гершельмана до сих пор профессиональными историками должным образом не изучена и не проанализирована. Сохранилось достаточное количество документов в ГАТО и других печатных источниках того времени, подписанных Гершельманом. По ним можно судить об его активной позиции и работе не только на посту тверского вице-губернатора, но и часто исполняющего должность губернатора.

Женат на Софье Васильевне Гершельман (в девичестве Вадковской), дочери камер-юнкера Двора Е.И.В В.Ф. Вадковского (1853-1890). Ее брат В.Ф. Вадковский (1879-1912) – либеральный деятель, похоронен на погосте Храма Спаса Нерукотворного Образа в с. Млёво (ныне Удомельский р-н Тверской обл.). Это ветвь рода Вадковских происходила от героя 1812 г. – командира «государевой роты» И.Ф. Вадковского (1790-1849), несправедливо осужденного по обвинению в подстрекательстве к бунту солдат Лейб-гвардии Семеновского полка в 1820 году.

Как супруга тверского вице-губернатора С.В. Гершельман была активным членом Тверского дамского комитета при местном управлении РОКК (Российское общество красного креста), членом Правления Тверского отдела общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям, и в других благотворительных обществах.

В семье Гершельманов было три дочери – Марина, Наталья и Елена.
В 1917 г. после февральского переворота и убийства губернатора Н.Г. Бюнтинга семья Гершельманов еще оставалась в Твери. 4.05.1917 г. Приказом №6 уволен с 1.05.1917 г., согласно прошения статского советника Гершельмана Д.Ф. с поста вице-губернатора, (Ф 466. оп. 3. д. 1215). Ни в Твери, ни в своем родовом имении в Молдино семья бывшего вице-губернатора не чувствовала себя в безопасности. Опасаясь расправы, она уезжает в меньшиви сткую Грузию, где остались знакомые отца Дмитрия Фёдоровича генерал Фёдора Константиновича Гершельмана (1853-1918(?)), с 1898 по 1901 гг. занимавшего пост Кутаиского военного губернатора. Однако это их не спасло. В некоторых источниках указано, что Д.Ф. Гершельман с супругой умерли в 1918 г. в Тифлисе. Судьба дочерей неизвестна.



Тайный советник Павел Павлович Менделеев (31.12.1863 – 2.07.1951), Тверской губернский предводитель дворянства

П.П. Менделеев принадлежал к древней и одной из самых многочисленной дворянской фамилии среди вышневолоцких помещиков. На удомельской земле с XVII в. образовались два больших клана этого рода: Никитичи и Павловичи. Несмотря на весьма далекое родство жили они одной семьей. Усадьба Мешково Кузьминской волости Вышневолоцкого уезда - родовое имение деда нашего героя Павла Ивановича Менделеева, судьи 8 класса Вышневолоцкого уездного суда, стало впоследствие «яблоком раздора» и судебных тяжб между наследниками. В «Русском провинциальном некрополе» упоминается родовая усыпальница Менделеевых на погосте Храма Великомученика Димитрия Солунского в с. Островно (ныне Удомельский р-н Тверской обл.). Здесь упокоились дед, отец и другие близкие родственники будущего Тверского губернского предводителя дворянства.

Павел Менделеев родился 31 декабря 1863 г. и был записан в господа дворяне Вышневолоцкого уезда. На 1868 г. он числится как землевладелец (60 десятин земли). По семейной традиции поступил в Императорское училище правоведения. В 1885 г. по окончании училища определен кандидатом на судебные должности Санкт-Петербургской судебной палаты; в том же году причислен к Департаменту Министерства юстиции. С 1887 г. кандидат на судебные должности при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты, командирован в распоряжение Лифляндского губернского прокурора, затем служил в Уголовном кассационном департаменте Сената. С 1889 г. столоначальник 1-го департамента Министерства юстиции. В 1894 г. переведен в Собственную Его Императорского Величества канцелярию. Член комиссий для пересмотра Правил о норме наград за выдающиеся отличия и для рассмотрения вопросов, касающихся форм обмундирования по гражданскому ведомству (1899 г.). Участвовал в деятельности Особого совещания по составлению проекта новой формы для чинов Министерства внутренних дел (1902 г.). В 1905 г. назначен начальником отделения канцелярии Комитета министров, составил по поручению С.Ю. Витте секретную записку по еврейскому вопросу. В 1907 г. - член совещания от Комитета министров по вопросу о требовании с чиновников подписки о непринадлежности к масонским ложам. 1.10.1909 г. уволен от службы по болезни. Гласный Тверского и Тульского губернского земских собраний (1909-1913 гг.). Почётный мировой судья Ефремовского уезда (1911-1913 гг.). Тверской губернский предводитель дворянства (1913-1917 гг.).

Был близко знаком с тверским губернатором Н.Г. Бюнтингом еще по училищу правоведения (Н.Г. Бюнтинг – 42-й выпуск, П.П. Менделеев – 44-й). К тому времени П.П. Менделеев – состоятельный землевладелец и владел имением в 231 десятину в Тульской губернии. В 1913 г. он решает проблему с родовой усадьбой Мешково и выкупает ее у наследников. Таким образом, со своей и приобретенной землей в удомельских краях на 1915 г. он владеет 226 десятинами земли.

С началом Первой мировой войны активно участвует в благотворительной помощи дворянства на нужды войны.

Почётный попечитель Тверской мужской гимназии (1915 г.). Председатель правления акционерного общества «Елецкий портланд-цемент» и основной владелец его акций (1915 г.).

Член Кружка дворян, верных присяге. Уполномоченный тверских дворян на съездах Объединенного дворянства, член и председатель комиссий их Постоянного совета, член Постоянного совета в качестве губернского предводителя дворянства. Участник заседания Постоянного совета 10.3.1917 г., в тот же день – член депутации Постоянного совета к министру-председателю князю Г.Е. Львову.

23.10.1915 г. избран членом ГС от дворянских обществ вместо выбывшего за истечением срока полномочий В.И.Денисова; входил в Кружок внепартийного объединения. Избран от ГС членом Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу (27.2.1916г.), его Центральное бюро по мукомольному делу. Член Сельскохозяйственного совещания (1916 г.), особой комиссии по законопроекту «О воспрещении убоя в целях продажи телят, а также продажи и покупки битых телят» (1916 г.). Член согласительных комиссий по законопроектам: «Об изменении и дополнений постановлений о призрении воинских нижних чинов и их семейств» (1916 г.), «О мерах к сокращению потребления населением мяса и местных продуктов от крупного рогатого скота, телят, овец, свиней и поросят» (1916 г.).

Награжден орденами Св. Станислава 3-й ст. (1891 г.), Св. Анны 3-й ст. (1894 г.), Св. Владимира 3-й ст. (1905 г.), Св. Станислава 1-й ст. (1908 г.) и медалями «В память царствования императора Александра III», «В память коронации Императора Николая II».

Жена Ироида Ивановна Менделеева. В годы Первой мировой войны возглавляла Тверской отдел Общества помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям, а также другие благотворительные организации и общественные учреждения. На заседании 19 февраля 1917 г. Тверское губернское земское собрание приветствовало И.И. Менделееву «за громадную работу» в качестве руководителя Тверского отдела помощи инвалидам, а отделу было выделено 5000 рублей.

В дни Февральской революции 1.3.1917 г. арестован солдатами на своей квартире и отведен в Таврический дворец, где Б.А. Энгельгардт выхлопотал ему «свободный пропуск от Думской комендатуры».

Член Поместного собора Русской православной церкви по избранию от ГС (1917-1918 гг.). В 1918 г. - член бюро Совета государственного объединения России (Киев). В 1919 г. эмигрировал в Лондон, затем переехал в Париж.

В родном крае имя П.П. Менделеева было забыто, а в усадьбе Мешково была организована коммуна.

П.П. Менделеев – секретарь Главного русского комитета по делам о беженцах (1920-1921 гг.). Секретарь Земско-городского комитета в Париже (1921-1931 гг.). Товарищ (заместитель) председателя (1926-1939 гг.) и председатель (1939-1950 гг.) бюро Союза русских дворян (Париж). Парижский представитель Русского заграничного исторического архива (1938 г.). Староста Никольской церкви при Русском доме. Кроме того, состоял почетным председателем Общества бывших воспитанников Императорского училища правоведения и Комитета Правоведской Кассы. В 1936 г. вступил в Союз ревнителей Памяти Императора Николая II.

Большая часть архива Менделеева хранится в Бахметьевском архиве Колумбийского университета, ряд документов находится в ГАРФ, в т.ч. «Воспоминания», 1864-1933 годы // Государственный архив Российской Федерации. Фонд 5971. Опись 1. Дело 109-113.

В книге «Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты» Н.Л. Пашенный так характеризуют П.П. Менделеева:

«До своего избрания Тверским губернским предводителем дворянства, а затем членом Государственного Совета от дворянства той же губернии в Октябре 1915 г., много лет прослужил в Государственной Канцелярии и в Канцелярии Совета Министров.
В эмиграции долго возглавлял Союз Русских Дворян, при чем особенно заботился о воспитании русской молодежи за рубежом в духе чести, верности долгу и любви к родине.

Глубоко верующий христианин, стойкий в своих убеждениях, принимал близкое участие в делах православной зарубежной церкви, всегда стремясь к церковному миру.
Человек высокого ума, всестороннего образования, знаток литературы, музыки и театрального искусства, отличался и своим тактом и добротою, почему пользовался глубоким уважением и симпатиями всех его знавших.
После кончины Князя А.Г. Романовского, Герцога Лейхтенбергского, Менделеев состоял почетным председателем Комитета Правоведской Кассы, высоко авторитетным и искренно любимым».