Тайна авиакатастрофы расскрыта через полвека

Эдуард Кукуй
Сегодня по "географическому каналу" посмотрел док. фильм по расследованию
тайны гибели самолёта с Дагом Хаммаршельдом\
 
Моё поколение ещё помнит это имя - генсека ООН, погибшего
в 1961г. в авиакатастрофе. Поскольку это фигура высшего ранга и его миссия в Африку была связана с примерением южной части Конго, возглавляемая сепараристом Чомбе (возглавившего часть территории под именем Катанга), с основной бедной частью страны(Бывшая колония- Бельгийское Конго) и где столкнулись интересы США, СССР(Катанга- основной поставщик урана для атомных бомб)и др. держав, переплетение политики и экономики- естесственно, что одной из причин гибели самолёта и 17 членов сотрудников и экипажа при расследовании рассматривалось политическое убийство-  устранение неудобного многим сторонам конфликта генсека ООН
................................................
ИЗ интернета
....
На 18 сентября была запланирована его встреча с лидером повстанцев Чомбе в городе Ндола, находившемся в тот период на территории Федерации Родезии и Ньясаленда (сейчас — на территории Замбии). Вечером 17 сентября небольшой самолёт Генерального секретаря вылетел из Леопольдвилля. На подлёте к Ндоле пилот сообщил авиадиспетчеру, что видит огни аэропорта, затем связь прервалась. Обломки самолёта были найдены в 15 км от аэропорта; судя по остановившимся часам, катастрофа произошла в 0:20 по местному времени 18 сентября. Все 16 человек, находившихся на борту, — 10 пассажиров, включая Хаммаршёльда, и 6 членов экипажа — погибли.
(один выжил, но умер через 5 дней- Э.К.)

Было проведено шесть официальных расследований. В ходе расследования выдвигались многочисленные версии, среди которых — технические неисправности, диверсия на борту, отсутствие топлива, обстрел самолёта ООН тем единственным военным самолётом, который имелся у повстанцев Катанги, однако ни для одной из них не нашлось убедительных доказательств. В качестве наиболее вероятной причины была названа следующая: самолёт Хаммаршёльда заходил на посадку на слишком низкой высоте и задел деревья.
За прошедшие десятилетия каких только новых сообщений не появлялось- и свидетели, видевшие в небе ещё один самолёт, и радисты, подслушавшие переговоры исполнителя по уничтожению спеццели- вплоть до публикации романа,
который можете прочесть в интернете...

Однако выводы(приведенная выписка 2013г) не всех устраивали своей неопределённостью и через год снова были подняты все материалы расследования и поочерёдное вычёркивание факторов: неисправленности двигателя(в который ранее попала пуля и был проведен ремонт), обстрел с земли и воздуха(в обломках нет пулевых отверстий), кол-во топлива в норме, пули в телах пассажиров явились результатом пожара и разрыва боевых патронов у охранников,
исправность альтмометра- самолёт снизился на недопустимо малую высоту до
посадки и пр. и пр. факторы один за другим отпадали.

Всё указывало на ошибку экипажа, находящегося в полёте свыше 5 часов(а некоторые и более- перед этим трагическим вылетом). Эйфория скорой посадки могла расслабить экипаж...

Но не настолько же, чтобы вместо аэродрома, срезав верхушки деревьев под малым углом - пролететь ещё сотни метров до падения, взрыва и пожара...\

И, наконец, один из участников расследования понял, что произошло.

Посадочное поле аэродрома находилось за невысоким холмом, не указанном на карте пилотов:
с высоты ясно были видны огни аэропорта, которые вдруг пропали, заслонённые холмом при снижении высоты для захода на посадку.
Трудно даже и вообразить растерянность и непонимание происходящего опытным экипажем...