Индейцы Флориды. Сурукуи

Игнат Костян
Первое упоминание об этом племени относиться ко времени недолгой французской оккупации северо-восточной Флориды. Основав форт Кэролайн, французы в некоторой степени распространяли свои экспансионистские воззрения и южнее, в точности к центральной части  Атлантического побережья полуострова.
 Внимание французских исследователей того времени привлекала земля индейцев, которую они называли Соррочос (Sorrochos) или Серропе (Serrope), где «вокруг озера» с одноименным названием проживал странный индейский народ.  «Деревни туземцев в стране Серропе располагались, вокруг большого озера, близ океана, и простирались далеко на юг полуострова, – отмечал Жак Ле Мойн. –  Дома туземцы строят на платформах из раковин. Охотятся они на рептилий и водных птиц с помощью ловушке луков и копий. Туземцы говорят на языке наших туземцев (имеется в виду язык тимукуа – И.К.), но странно то, что, по внешнему виду они  существенно отличаются от них».
Ученый Джон Свантон, считает, что «большое озеро» о котором упоминал Ле Мойн, это одна из лагун мыса  Канаверал, который находиться в центральной части Флориды у побережья Атлантического океана, но никак не на юге полуострова. Туземцы, о которых говорил Ле Мойн,  были никем иным как племенем сурукуи.
Сурукуи (Surruque) проживали недалеко от мыса Канаверал вдоль Атлантического побережья. Столица племени город Сурукуи, а также основная масса селений, располагались вокруг лагуны Москитов (Mosquito Lagoon) к северу от бухты Понсе де Леон (Ponce de Leon Inlet). Северной границей племенной территории считалась местность, названная историками Черепаший Курган (Turtle Mound – доисторический памятник археологии расположенный в 14 км от города Нью-Смирна-Бич, округ Валусия). Южная граница племени проходила вдоль Индиан-Ривер, упираясь в земли, принадлежавшие племени аис. На западе племя сурукуи соседствовало с племенами майяка и хороро (джороро), где межплеменная граница определялась долиной реки Сент-Джонс.
Каких-либо точных данных о языке, на котором разговаривали индейцы сурукуи, а также свидетельств о самоназвании этого племени исследователями неустановленно. Предположительно ученые  считают, что сурукуи говорили на одном из диалектов народа тимукуа, однако и это мнении сегодня оспаривается. Исследователь Джон Ханна, долгое время изучавший коренные народы Центральной и Южной Флориды, наоборот, отмечал, что некоторые, весьма косвенные доказательства указывают на то, что язык сурукуи был тесно связан с языком народа аис.
Что касается названия «сурукуи», то, скорее всего племя обязано этим испанцам, которые после того как выбили французов из Флориды, и основали в 1565 году колонию Сент-Огэстин, выступили на территорию занимаемую племенем сурукуи, а точнее в город, кацик которого представился им именем Сурукуи. Поэтому, исходя из сего факта, в последующем, испанцы данное название закрепили за подданными кацика Сурукуи.
По данным археологических исследований проведенных на территории ранее занимаемой племенем сурукуи, установлено, что предки этих индейцев поселились в данной местности около 12 000 лет назад. Зону вокруг мыса Канаверал, населяемую палеоиндейцами в период средней архаики (5000 год до.н.э. – 2000 год н.э.) археологи относят к расцвету культуры Горы Тэйлор (Mount Taylor culture), характерной особенностью которой является наличие таких археологических памятников как «навозные кучи», состоявшие преимущественно из раковин моллюсков и черепков примитивной керамики.
В конце архаического периода на смену культуре Горы Тэйлор, пришла культура так называемого Оранжевого периода (Orange period или Orange culture, 4000 год – 2500 годы до н.э). Особенностью этой культуры, как считают исследователи, было производство предками сурукуи керамических изделий из смеси глины и различных непластичных природных материалов, например, раковин моллюсков, древесной золы, костей рыб, гравелита (крупнозернистый песчаник), растительных волокон, материалов из вулканических пород, а также губки спикулы.  Данные компоненты индейцы добавляли в глину для предотвращения ее усадки и растрескивания во время сушки или обжига сосудов.
На смену Оранжевому периоду в земли населенные предками сурукуи в конце архаического периода примерно около 500 года до н.э. и до момента начала эпохи контакта с европейцами, пришла культура Сент-Джонс, характерные особенности которой мы отмечали в предыдущих разделах нашего повествования.
 Черепаший курган, расположенный в землях некогда принадлежавших племени сурукуи, считается самым большим на территории США курганом, состоящим из 35 000 кубических метров устричных раковин, по внешнему виду напоминающий панцирь черепахи.
 Дата возведения кургана приходиться на период около 1000 года н.э.  Длина кургана, или точнее сказать протяженность этой гигантской «навозной кучи» составляет 180 метров, а высота 15 метров. Ученые полагают, что в первозданном виде этот курган в высоту доходил до 23 метров.
 Курган в доисторическую эпоху, по мнению археологов, использовался индейцами сурукуи во время ураганов в качестве убежища.
В  самом начале первого испанского периода освоения Флориды, Черепаший курган служил мореплавателям в качестве  маяка-ориентира, который они наблюдали с моря  на расстоянии семи миль от берега.
 Осуществляя в 1605 году дипломатический вояж по территории племен проживавших вдоль восточного побережья Флориды, испанский мореплаватель и картограф Альваро Мексия отмечал относительно Черепашьего кургана: «Основание кургана используется туземцами не только в качестве жилища, но в качестве боксов, где они хранят свои каноэ».
Доподлинно известно, что испанцы после основания в 1565 году на восточном побережье своей колонии Сент-Огэстин не проявляли должно интереса к землям, располагавшимся южнее указанного поселения, то есть к территории занимаемой племенами сурукуи и аис, по причине разразившегося военного конфликта с этими племенами.  Попытки взять под контроль указанную территорию, испанская колониальная администрация Флориды стала предпринимать лишь с 1595 года. Таким образом, в первые три десятилетия начала испанского правления об индейцах племени сурукуи практически мало что-либо было известно.
Когда же испанцы в 1595 году прибыли в земли населяемые индейцами сурукуи и провели ряд дипломатических переговоров с кациками племени, то заключили, что «туземцы  близлежащих селений  по отношению к главному селению Сурукуи состоят в союзнических отношениях с туземцами народа аис». В этот период сурукуи и аис по отношению к испанцам находились в состоянии войны. Военный конфликт между испанцами и аис, к которому на стороне аис потом присоединились и сурукуи, развязался в начале 1570-х годов. После того как губернатор де Авилес устроил резню в городе аис Саи, уничтожив более тысячи индейцев, аис, сожгли все подарки, которые ранее получали от испанцев, и вступили на тропу войны. Конфликт с периодичностью боестолкновений продолжался вплоть до начала 1600-х годов. 
С 1595 года испанские власти стали искать пути возможного разрешения этого затянувшегося конфликта, поэтому учитывая дружбу между племенами аис и сурукуи, решили повлиять на кациков этих племен, чтобы те дали свое согласие на открытие в своих землях католических миссий. Для этой цели испанцы в 1595 году организовали в Сент-Огэстине встречу губернатора Ла-Флориды Мендеса де Канко с вождями аис и сурукуи.
В ходе переговоров аис и сурукуи дали согласие на открытие в своих землях нескольких христианских миссий, брали на себя обязательства возвращать испанцам за вознаграждение грузы с затонувших испанских кораблей,  а также обещали сообщать испанцам о появлении вблизи берегов английских военных судов.
Сурукуи, впрочем, как и аис не совсем добросовестно выполняли условия данного соглашения. Например, в части касающейся возвращения испанцам грузов с затонувших кораблей, которые сурукуи поднимали со дна моря, этот договор индейцами постоянно нарушался. Более того сурукуи нападали не только на британские суда заходившие в бухту, но и не жаловали также и испанские. Также по причине строптивости индейцев и полном неприятии ими  христианской доктрины,  испанские мисси в стране сурукуи так и не были основаны.
В 1597 году сурукуи и аис окончательно отказались выполнять условия договоренностей с испанскими властями, запретив испанским кораблем приближаться к берегам их племенной территории.
 В отместку за нарушение  условий соглашения, а также с целью приведения бунтарей к покорности, испанцы заключили союз с тимукуа и совершили опустошительный рейд в страну сурукуи.  В ходе нападения пострадали столица и ряд селений племени. В городе Сурукуи погибло 60 воинов защищавших город, а иных (54 человека в основном женщины и дети) испанцы захватили в плен и увели в Сент-Огэстин, где превратили их в рабов. Лишь только в 1600 году королевским указом все индейские рабы были освобождены, а захваченные в 1597 году в Сурукуи пленники были переселены на остров неподалеку от Сент-Огэстин.
После разорения столицы племени, кацики других городов страны сурукуи, уведомили своих союзников аис, что намерены активизировать военные действия против Испании, попросив у союзников дополнительной помощи. Данное намерение не обрадовало кациков аис, ибо последние давно желали мира и война с испанцами не входила в их дальнейшие планы.
 Испанцы хорошо понимали, что аис доминируют в данном союзе, поэтому не тешили себя надеждами заполучить мир от сурукуи, без предварительного на то согласия их союзника. В этой связи в 1599 году с дипломатической миссией к аис губернатором Флориды был направлен миссионер Хуан Рамирес де Контрерас, но по дороге на эскорт его сопровождавший, из засады напали воины сурукуи, убив всех солдат и самого дипломата.
Следующая попытка заключения мира с аис увенчалась успехом лишь в 1605 году, когда губернатором Флориды стал Педро де Ибарра, положивший конец более чем двадцатилетнему военному конфликту с племенами, проживавшими южнее Сент-Огэстина.
В этом году по приказу губернатора с дипломатическим визитом в земли аис и сурукуи направился Альваро Мексия,  задачей которого являлось заключение мирного соглашения с этими племенами, поскольку испанская разведка в то время получала сведения об участившихся контактах этих индейцев с британскими мореплавателями.
Когда Мексия прибыл в город Сурукуи, то одарил кацика многочисленными подарками и предложил ему  заключить с союзнические отношения с Испанией. Кацик Сурукуи внимательно выслушал испанского посланника, но решение о заключении мирного соглашения принимать не торопился. Кацик Сурукуи предложил Альваро Мексии погостить у него в доме несколько дней пока, вопрос о заключении мира не будет рассмотрен вождями аис. С этой целью кацик Сурукуи для согласования решения о мире с испанцами направил своих бегунов в близлежащие города аис. Посланники возвратились спустя восемь дней с сообщением, согласно которому Мексия  для дальнейшего ведения диалога о мире с индейцами должен был посетить страну аис.
 11 июля Мексия вернулся в Сент-Огэстин и доложил губернатору о результатах своего вояжа, после чего уже 2 сентября 1605 года в резиденцию губернатора для ведения переговоров и заключения мирных соглашений прибыли вожди аис и сурукуи.  По условиям договора индейцы принимали сторону испанцев в их борьбе за побережье с Голландией и Британией. Кроме этого сурукуи в последующие годы неоднократно оказывали военную помощь испанцам при отражении нападений французских пиратов на   испанские поселения в Провинции Гуале.
По своей культурной принадлежности сурукуи в большей степени походили на индейцев аис, хотя многие элементы быта и верований они переняли у тимукуанских племен.
Сурукуи были морскими охотниками и собирателями, не знавшими земледелия. Основным продуктом питания этого племени были моллюски и устрицы, которых они, судя по размерам «навозных куч» поедали в неимоверном количестве.
Помимо того, что сурукуи также как и аис слыли прекрасными ныряльщиками на глубину, они были еще и превосходными охотниками.
Их умение маскироваться на местности, устраивать засады и добывать зверя поражало испанцев.
 «Мужчины города Сурукуи, – отмечал Альваро Мексия, –  весьма изощренные охотники. – Перед охотой, будь то на лесного зверя или морскую корову, они три дня ничего не едят. В течение этого времени они молятся, неустанно бормочут что-то себе под нос и воют словно собаки. Пока я гостил в доме их главного кацика, то удосужился, поохоться с его сыновьями. В тот день они добывали какую-то странную птицу, обитавшую в заводях лагуны. Для того чтобы выманить птицу из зарослей на водную гладь, индейцы использовали «манок» – они издавали специальные звуки, вибрируя лишь голосовыми связками.  Пока один индеец, «крякал» (перевод слова точно неизвестен, поэтому подобрано значение, подходящее по смыслу – И.К.), выманивания птицу на открытое водное пространство, другой, привязав, камни к своим ногам, погружался под воду, и, вдыхая через тростинку, ожидал появления птиц на водной глади. Как только ничего не подозревавшие твари появлялись, то индеец, находившийся под водой, просто хватал их за лапы. Таким вот образом, без лука и стрел, за час они могли наловить с десяток таких водоплавающих птиц».
Еще одной особенностью искусства сурукуи, как отмечали испанцы, было умение дрессировать дельфинов. Индейцы использовали этих животных в военных целях, в точности для скрытного и быстро передвижения по морю.  Сначала они отлавливали  молодняк дельфинов и выращивали его в неволе в специальных закрытых лагунах, которые сооружали специально для этих целей. «Они дурачились с этими животными, плавали с ними, а также, словно идальго  на лошади, гарцевали на их спинах, держась за плавники. Для того чтобы быстро и незаметно подобраться к кораблю, стоящему на якоре в море, индейские воины, вооружались коротким копьями, цеплялись за дельфинов и направляли его к цели.  Достигнув судна, они выныривали из-под животного, бросали копья и снова на спинах этих ручных дельфинов уплывали обратно к берегу. Разумеется эффект такой атаки был весьма мал, ибо копья не всегда попадали в цель, но тем не менее сие действо заставляло палубных матросов волноваться. На моей памяти,  пика этих индейцев всего лишь однажды угодила в цель, пронзив грудь лоцмана, который к своему несчастью и по незнанию тогда склонился у борта, и наблюдал за ватагой изящных дельфинов приближавшихся к судну, под брюхом которых  также изящно неслась его смерть», – писал Альваро Мексия.
В начале ХVIII века упоминания о племени сурукуи полностью исчезают из испанских хроник. Исследователи полагают, что племя растворилось среди народа тимукуа, разделив с ним его судьбу.