Классная мама

Роза Салах
                КЛАССНАЯ   МАМА
 
 Создавать и созидать трудно -  разрушить можно легко и  быстро. Вижу: по коридору третьего этажа средней школы, глядя в окна, не замечая встречающихся ей незнакомых взрослых и детей, высокомерно шагает женщина, смуглая, с мелкими чертами лица, невысокая, уверенная в себя. Это новый директор школы №24 Хоменко Фаина Фёдоровна, назначенная на эту должность   городским отделом народного образования в середине учебного года. Мы, учителя, знали: она работала в девятой школе учителем биологии. Когда-то была директором первой школы. Вместе с собой в школу Хоменко привела подругу-завхоза, двух заместителей по учебно-воспитательной работе, заместителя по воспитательной  работе. Без проблем сняла старых и назначила своих приближённых, но одну, понравившуюся с первого взгляда,  всё-таки оставила. И я за много лет впервые стала  учителем. Мне приказом нового директора дали сразу два классных руководства. Тогда за классное руководство почти ничего не платили. В обоих классах преподавание русского языка и литературы доверили мне. 5 «А» - сильный в учёбе класс; 6 «Д» класс - сборный, срочно созданный только из мальчиков, трудных, известных в школе поведением и низкой успеваемостью. Но в списке сборного класса увидела  двух девочек, которые из нового класса сбежали через день. Об этом пишу в повести «Школьный мир», изданной, но не опубликованной на сайте. Николай Павлович Смирнов, писатель в «рабочей спецовке» и друг-ученик известного советского писателя Виктора Петровича Астафьева, назвал «Школьный мир» остросюжетным произведением.  Пишу о тех, кто всё созданное, доброе успешно разрушил, разорил в 90-е годы прошлого века. Директора Хоменко и некоторых её заместителей терпели целых пять изнурительных, тяжёлых лет.  О нашем коллективе писали в местных газетах. С превеликим трудом за многие преступления, совершённые ими,   выгнали не только из школы, но и из города, из страны.
  Итак, я – классная мама. Мои обязанности: проведение классных часов и собраний как с детьми, так и с их родителями, посещения детей на дому с целью знакомства с родителями, изучения бытовых условий, различного рода отчёты перед администрацией школы, выше стоящими органами образования, заполнение классного журнала, личного дела каждого школьника доверенного  класса, вся внеклассная работа с детьми. Так что теперь поле моей деятельности сузилось: в день три-четыре урока, составление поурочных планов, индивидуальная работа с учениками. Через полгода мне оставили 5 «А», далее ставшими шестиклассниками, семи-, восьми- и дальше девятиклассниками. Вот они, мои дорогие, милые, родные дети. Дорогие читатели, вы их видите на фотографии перед предыдущей публикацией очерка Светланы Лихой «Жизнь, отданная детям» – их провожаю домой, расстаюсь с ними до утра следующего дня.  Да,  для них я – классная мама.  За пять лет общения дети для меня  стали родными, милыми, близкими. Ко всем обращалась только по имени.  Быть классной мамой мне нравилось. Детей своих в первую очередь развивала физически. В классном журнале  была графа « Посещение учащимися внеклассных и внешкольных кружков, спортивных секций». Добилась: все мои дети занимались каким-либо видом спорта. Классные часы, внеклассные мероприятия проводила не только в помещении своего кабинета, но и на природе. Зимой вставали на лыжи, отправлялись в лес, за спиной у каждого небольшой рюкзак с горячим чаем или кофе в термосе. Обязательно останавливались у Голубого озера, вокруг которого была проложена лыжня. Отдыхали, беседовали, рассказывали «исключительные» истории, На обратном пути мы не могли не навестить нашего общего знакомого Мишку-бедолагу, который, заметив нас, выходил из своей будки,  вставал  у забора. Мишка потопчется на месте, порычит, забросит через шест забора свою лапку, другой мордочку потрёт, начинает нас разглядывать, глазом не моргнёт. К нему близко не подходим.
- Привет, Мишенька! – Узнаёшь нас?  - здороваемся с Мишкой.
-Угощайся, дорогой! – ему подкладываем оставленные для него печенья, пирожки, кусочки мяса,  конфетки, которые медведь уплетал с большим аппетитом.  Мы знали, что хозяин-молдаван его    кормит – еду для Мишки брал в нашей школьной столовой. Знали, что скоро молдаван позаботится о Мишке и медведя отправит в зимнюю спячку до ранней весны.  ( На моей странице вы, дорогие читатели, найдёте  рассказ «Мишка» из повести «Пташки и зверушки»).   
 Мои дети о походах писали в своих классных сочинениях. Иногда их очерки, рассказы появлялись на страницах местной газеты. Читали,  делились, этому радовалась я, радовались мои авторы, дети. Некоторые из них стали корреспондентами газет, журналов, телекомпаний.
  Походы на природу начинали с осени, с сентября. Выходили в лес,  за железную дорогу. Выбрали поляну с валяющимися брёвнами, деревьями,   недалеко от железнодорожного полотна.  Кто-то здесь бывал и до нас: место небольшого костра, валяются угли, недогоревшие поленья. За каждый классный час были ответственные,  и тематика их была разнообразной: культура поведения дома, в театре, в общественных местах, в гостях; спорт и его роль в жизни; родители, место их работы; будущая моя профессия; разговоры о политике, медицине, педагогике, театре…
- Ой, Роза Арслановна,  мы вновь засиделись. Давайте попьём чаю, угостим друг друга домашним печеньем, ватрушками, пирожками и в путь, - предлагает Люда Мазунина.
 -Пойдём напрямую, в обход железнодорожной станции. Так мы сократим дорогу до дома на километр, - советует Саша Беспалова.
 -Хорошо, по прямой дороге короче, до города рукой подать, - в беседу включилась Оля Томилова.-      Когда шагаем по железной дороге, получаем бесконечные замечания от железнодорожников.
 -Пойдёмте за мной, - командует Гриша Шумаков. – Поведу Вас по прямой дороге.
  Прошли метров триста – перед  нами предстал высокий бетонный забор, за которым, по нашим данным, неизвестная строительная компания.
 - Честное слово: две недели назад не было для нас этой преграды,- возмущается Маша.- Что делать?
- Идти в обход, - советует Марина Абазова.
-«Идти в обход» - километр шагай по грязи, по разбросанным тут и там кирпичикам, - продолжает возмущаться Маша.
- Ребята, есть выход, - успокоила я своих подростков, – перейдём через забор.
- Роза Арслановна, забор высоченный, притом бетонный, без дыр и щелей, даже мальчишкам не взять такой высоты, - объясняет Катя.
- Возьмём любую высоту. Слушайте меня, - теперь командую я, - Найдите длинную доску, здесь, думаю, она должна быть.
- Да, да. Здесь был деревянный забор из досок и шестов, - рассказывает Оля. – Да вот они валяются.
  Начали сооружение перехода через забор: доску длиной метра три укрепили в земле и поставили к забору, нашли два шеста, чтоб подняться по доске вверх на забор, высотой чуть ли не в три метра, может, и выше.
- Роза Арслановна,  через забор первой отправляем Вас, - советует Денис.
- Ни в коем случае, - возразила я. – Спортом  у нас  занимается каждый. Видите: до верха забора надо немножко подтянуться, затем ноги поочерёдно перекинуть через забор и прыгнуть. А что там, за забором, мы не знаем.  Первым идёт самый сильный.
  Первая попытка получилась удачно.  На ту сторону переходили девочка и мальчик поочерёдно. Я осталась последней – все дети за забором, кричат, галдят, хохочут, переживают за меня, командуют мной.  Я держу обе палки в одной и другой руке, дошагала по доске до конца, рост мой один метр и 57 сантиметров, руки достают до верха забора, подтянулась – дети  мои, увидев меня, радуются, хохочут, мне аплодируют. Перекинула через забор одну, затем другую ногу, повисла на заборе. Снизу слышу:
- Прыгайте на нас, мы выстроились, Вас удержим.
- Немедленно освободите площадку для прыжка! Я сама прыгну, никакой поддержки, ловли! Слышите меня? – требую как классный руководитель.  Прыгнула – всё прекрасно!  Дети обрадовались, но не удивились, знали, что я занималась и продолжаю заниматься спортом.
  Перед нами открылась панорама города, площадка будущей строительной компании с новыми, недостроенными зданиями, строительными материалами, разнообразной техникой.  Выходной день, видно, поэтому площадь безлюдная.
- Смотрите, - ко всем обратился Гриша, -  к нам навстречу идёт мужчина с огромной овчаркой на поводке.
- Не беспокойтесь, не шумите, молчите, - повернувшись лицом к ребятам,  советую я. – Идите за мной.
 Мы догадались, что это сторож. Вскоре поравнялись, Остановились. Мужчина   продолжает держать овчарку за поводок. 
-Здравствуйте! – поздоровавшись, начала объясняться я. –  Это мои дети, девятиклассники. Я – их классный руководитель. Извините нас, что мы перелезли через ваш забор, пошумели и побеспокоили Вас.
-Мы не захотели идти в обход, - теперь перед сторожем оправдывается Маша, - домой решили идти прямиком, по старой тропке.
-Да месяц назад мы здесь с папой были – забора такого не было, - в беседу включилась Оля. – Извините нас, что мы Вас побеспокоили.
- Ничего, ничего. Я подумал: какие-то хулиганы. Рядом лес – всякие здесь лазят, ходят, - слегка улыбнувшись нам,  рассказывает сторож.  – Вон справа небольшой проход, шагайте туда. До вашей школы и домов совсем близко.
 Добирались домой с приключениями, препятствиями, зато проверили себя, показали друг другу, на что мы способны, что никакие преграды нам не страшны. 
                Март, 2017 год,  г. Нижневартовск.       На фото: автор-студентка перед стартом