Аккорды 2017 года. Новые экскурсионные предложения

Алла Чурлина
Площадь Моцарта в Зальцбурге настолько насыщена историческими фактами и реалиями, что, не покидая её, можно в течение двух часов минимум «путешествовать» по судьбе города и его знаменитостей. Но, пожалуй, редко календарные события и память о них звучат так полновесно и значимо, как в этом году.

Одним из аккордов выступает дата 75 лет со дня самоубийства писателя Стефана Цвейга, которого связывают с Зальцбургом 15 лет жизни до начала его последних 8 лет эмиграции. В связи с этой датой «Центр Стефана Цвейга в Зальцбурге» совместно с «Театральным музеем» Вены и «Музеем Зальцбурга» проводят выставку „Ich gehoere nirgends mehr hin!“ Stefan Zweigs „Schachnovelle“. Eine Geschichte aus dem Exil. История, написанная в изгнании и ставшая последним художественным произведением автора - «Шахматная новелла», - повествует, как оказалось (и благодаря создателям выставки), не столько об ушедших в прошлое ужасах Второй мировой войны, сколько о жизни самого писателя в Австрии и в Зальцбурге, о жизни любого человека в невыносимых условия шовинизма, о жизни сегодняшнего общества, которое в очередной раз поставлено перед необходимостью понимать и принимать ЧУЖОЕ и так по-разному реагирует на него.

Замкнутое пространство комнаты, заставленное при входе коробками с книгами, бумагами и снятыми со стен паспарту с фотографиями и картинами передают атмосферу принятого после обыска в 1934 году решения супругов Цвейгов покинуть Австрию и продать свою зальцбургскую виллу на горе Капуцинов. С 1917 года этот уютный дом с видом на старый город и крепость был связан с семьёй Стефана и Фредерики, с их любовью и непростым преодолением всех трудностей, чтобы быть вместе — в повседневности, в творчестве, в нелёгкой послевоенной судьбе исчезнувшей империи. В этом городе прошли 15 лет их жизни: годы счастливой и наполненной работой писателя жизни, годы творческого и духовного обмена с друзьями, годы, которые вписали маленький провинциальный Зальцбург в мировой культурный контекст.

Атмосфера изгнания Стефана Цвейга, Макса Рейнхардта, Бруно Вальтера и многих других деятелей науки и культуры из очумевшей и оцепеневшей под нацистами Европы передаётся сюжетом последней новеллы писателя, который разыгрывается перед посетителями всеми историческими реалиями гибнущей «присоединенной» Австрии. И главным свидетелем человеческой низости выступает в центре выставки макет некогда роскошного и фешенебельного здания Вены — отеля Me'tropole, куда с 1938 года въехало главное ведомство Гестапо в Австрии. Скрученный ковёр бывшего отеля оголяет в центре большую шахматную доску, на которой как фигуры расставлены витрины с документами и фотографиями. А макет отеля выглядит скелетом с тюремными камерами, в подвале которого истязают несогласных с новым режимом. «Крайности» чёрно-белого игрового поля — как ограниченность восприятия жизни по признакам «свой-чужой», как сужение всего разнообразия человеческой культуры до идеологического трафарета, до тюремной решётки в собственном сознании. И оно же — это маленькое чудо индийской мудрости (как известно, шахматы пришли к человечеству оттуда более 1500 лет назад) — как спасение главного аппарата для сохранения человеческого достоинства — мышления.

Традиционное представление о «выставке» этой экспозицией расширено до ожившей эпохи, до театрализованного действия, в котором посетитель с первых минут становится соучастником. Развешанные по периметру кожаные плащи нацистской униформы, аудиозаписи с рассказами выживших, рекрутский набор венской полиции для обслуживания машины террора, разграбление имущества уничтоженных и изгнанных. Фотографии тех, кто решился на сотрудничество и помощь режиму; тех, кто был оклеветан и уничтожен; тех, кто в последний момент успел бежать. Публикации газет, призывающие доносить. Послевоенные публикации 1947 года — разыскивающие тысячи людей, пособствовавших нацистам. Публикации мирного времени 70-х, где выявлены бывшие мучители гестапо, благополучно отделавшиеся 2-3 годами тюрьмы и ведущие успешный бизнес или беззаботную жизнь пенсионеров в курортных красотах Австрии.

Эта выставка заставляет задуматься, а где был бы я тогда? А где я сейчас и что делаю, чтобы эта печальная страница 20 века не была забыта? А что испытывают живущие рядом со мной люди, которых вынудили связать свою судьбу с эмиграцией? И мы все прекрасно понимаем, что это актуальность нашего времени и практически всех стран планеты сегодня.

Выставка («Я везде чужой!» Стефан Цвейг «Шахматная новелла» — История глазами изгнанных) открыта в Зальцбурге до 28.05.17 в Музее Зальцбурга (Новая Резиденция) с 9:00 до 17:00 вт.-воскр. Перед посещением желательно перечитать новеллу и посмотреть австрийский фильм по ней.

20.03.2017