6. Дети - живописцы

Михаил Самуилович Качан
К профсоюзной конференции была приурочена выставка детского рисунка. Стены фойе Дома культуры были буквально увешаны ими. Она привлекла внимание и делегатов, и гостей конференции, но еще долго на неё ходили жители Академгородка любоваться.

А некоторые родители, видя рисунки своих детей, представить себе не могли, какой богатый мир у их детей.

Мне кажется, только тогда многие поняли, насколько нужна была детская художественная школа, и сколько бы было недодано детям, если бы она не была создана.

В газете «За науку в Сибири» (№10 от 8 марта 1966 года) была опубликована статья Бориса Половникова «Ваши дети – живописцы».

«В Доме культуры «Академия» открылась выставка учащихся детской художественной школы, возраст которой такой же младенческий, как и её учеников. Возможно, некоторые умудрённые, всё видавшие и посему решившие, что не ничего свежего под луной, скажут: «Выставка. Как выставка, детские опусы, неумелость, примитив, мазня на постном масле!»

В такой оценке будет известная доля правда, но она, эта правда, вытекает из определённой точки зрения, суть которой сводится к возвеличению одного и, якобы, единственного направления в живописи. Однако искусство видеть индивидуально и право каждого говорить от своего имени – гарантии таланта.

На выставке представлено 120 работ. И все они – детские. Не в том смысле, что созданы детьми, а в том смысле, что написаны по-детски: непредвзято, без выучки, не по шаблону, а по зову чистого незамутнённого глаза.

Особенно радуют малыши от шести до десяти лет. Эти, как Колумбы, открывают заново мир цвета, их соотношение, открывают своё понимание Вселенной, жёлтый с красным на чёрном фоне – город; ноги у черепахи, как берёзовые ходули, а жираф больше похож на кенгуру, но всё-таки это жираф, потому что жёлтый в коричневых пятнах, и у него жирафья шея, хоть и не такая длинная и мучительная, как вопрос Гамлета: быть или не быть?

В детской живописи всё предельно условно, но дети этого не понимают: они воссоздают с помощью акварели то, что видят и воображают. Натуралистическая скрупулёзность, дотошность предмета им чужды: они фантасты, романтики, они – оптимисты!

Они непоседливы, крикливы, темпераментны, они готовы в любой момент бросить всё, чтобы хоть одну секунду постоять на голове, побарахтаться в раздевалке, сообщить друг другу свои незатейливые, но и немаловажные новости, а потом в один присест, интуитивно, с разлёту бросить оранжевое пятно на белый лист ватмана и сказать вполне убеждённо: это Солнце!

И это, в самом деле, Солнце – то, что делают ваши дети! Ценить это надо и беречь, и лелеять, как самое гордое воспоминание о самих себе.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/21/364