Фильм Цирк сгорел, а клоуны разбежались

Павел Захаров 2
Фильм "Цирк сгорел, а клоуны разбежались" имеет длинное, но говорящее название. Фильм рассказывает о нескольких днях из жизни некогда преуспевающего режиссера Николая Худокормова в постсоветской России. Фильм Владимира Бортко глубокое высказывание и о времени, и о людях, которые живут в эти самые времена.
Сразу же скажу, что Худокормов - это псевдоним самого Бортко, под которым он снял несколько серий "Улиц разбитых фонарей".
Этот фильм сделан в жанре психологической драмы. Сюжет простой: главный герой выживает в ненормальном обществе, где на студии полный бардак, а именитый режиссер вынужден работать бомбилой. Но это не совсем драма. В ней сильны элемент сатиры. И сатира эта обращена не только к окружающему миру. Это и сатира на творческую интеллигенцию, которая к этому миру не смогла приспособиться. И некому не нужна. Даже смерть отварачивается от главного героя.
Кстати, смерть - один из центральных персонажей фильма. Она буквально по пятам преследует героя. Но в последний момент отварачивается от главного героя, предоставляя ему шанс жить.
Характерная черта главного героя: он ищет деньги на свой фильм, но его сценарий застыл на первой фразе "Петербург. Вид с птичьего полета". То есть, нет никакого сценария. Плохие времена, но они не являются оправданием того, что главный герой исчерпал себе, и живет он, благодаря только тени своей прошлой славы.  В него верит только престарелая мать, но эта вера идет, скорее, от материнской любви.
Собственно, и его коттедж в Комарово застыл на стадии фундамента. А отношение героя с окружающим миром дают трещину. Точнее, она уже пролегла когда -то, а фильм только констатирует то, что эта трещина увеличивается.
Фильм ставит точный диагноз и классу нуворишей. Характерный представитель из них - это бывший директор главного героя, который воровал и в советские годы, а теперь стал одним из хозяев жизни. Это не деловые люди, а люди, которые рядятся в их одежды, ездят в их машинах. Не случайно все встречи с такими деловыми людьми главного героя происходят на некий церемониях. Вся жизнь таких деловых людей - это некая игра. Не случайно первое знакомство с ними происходит на похоронах. Эти люди живут одним днем. Но есть среди них те, кто найдет себя и в наши дни.
Оджна из лучших ролей в кино Николая Караченцова. Фильм наполнен чередой ярких образов. И актерам там есть где развернуться.
Но удивительное дело! Фильм тогда прошел совершенно незамечанным. И сейчас остается не очень известным. Хотя является чуть ли не лучшим фильмом Бортко сделанным в полном метре.