Наваждение

Михаил Юдин
Пятница, вечерний звонок: «Привет, Миш! Это Николай из Тарноги, помнишь такого? Ты на волка с флажками просился, помнишь? Вот стрелков не хватает, обзваниваю, собираю. Тебе решил позвонить, приезжай, если сможешь. Сбор у моего дома завтра в семь утра. Ну, давай! Приедешь?» Твою дивизию! И ты еще спрашиваешь? Как вспомнил то обо мне?  Эти мысли проносятся в голове, наскакивая одна на другую. Поздний звонок охотоведа из Тарноги привел в состояние близкое к помешательству. Курю одну за другой, хаотично перемещаюсь по квартире и выхватываю то одну нужную вещь, то другую. Потом кладу их обратно на место. Он еще спрашивает! Да я мечтал попасть на окладную охоту на волка с флажками долгие годы и все не получалось, не складывалось. Это же классика! Как можно не поехать! Конечно приеду!

Что я суечусь? Ничего лишнего не надо. Ружье, документы, патроны, маскировочный костюм и термос с кофе в дорогу, все. Даже сумка не нужна. Сборы заняли десять минут, целую ко всему привыкшую жену и вот я уже прогреваю машину. На часах около семи вечера. На всю дорогу мне отводится без малого двенадцать часов. Вроде и не мало, но ехать около восьмисот километров, да еще ночью, к тому же зимой.

Поясню маршрут, до Ярославля триста верст, затем до Вологды сто семьдесят и от Вологды до райцентра Тарнога еще около трехсот. Ничего осилим, главное не торопиться и не искать приключений на известное место.

С Николаем познакомился года два назад, когда бывал в тех краях по делам работы в одном из местных леспромхозов. Он районный охотовед и тоже по своим делам заглянул к смежникам порешать какие то текущие вопросы. Нас представили друг другу и он на обратном пути подбросил меня до местной гостиницы. В дороге разговорились и как то незаметно в разговоре я проговорился, что мечтаю принять участие в классической охоте на волка с флажками. Он сказал, что да, есть и местные и из Архангельской заходят частенько. Потом проявил радушие и пригласил отужинать у него дома чем бог послал, я конечно согласился.

За ужином, он немного рассказал о себе. Всю жизнь он связан с охотничьим хозяйством и так устроена человеческая память, что запомнился мне его рассказ, как он работал в молодости в охотохране. Вот уж не знал, что так в Советское время природу охраняли, сейчас бы так!  Происходило это следующим образом. В эту охрану набирали молодых парней отслуживших в армии и имевших отличную физическую подготовку и навыки рукопашного боя. Конечно, тренировались они тоже регулярно. И вот при проведении плановых рейдов их обычно пять - шесть бойцов и столько же собак сажали в вертолет и десантировали группами в заданный каждому квадрат. Немного о собаках, это были немецкие овчарки натасканные на задержание людей и прекрасно выдрессированные на защитную службу. Группа эта была боец и собака. А квадрат этот составлял около сотни квадратных километров. Через два дня их забирали в условленном месте.  За это время они прочесывали свой участок на предмет браконьерства. Бывало и по сигналу от местных егерей их поднимали и перебрасывали в нужный район. В общем такой охотничий спецназ. Работал он тогда в Архангельской области. Говорил, что всякое бывало, даже стреляли в него. И браконьеров задерживал. Впрочем говорит, что тогда их по сравнению с сегодняшними временами и не было почти. Вот такой вот человек. Хорошо тогда посидели, поговорили. Оставил ему номер своего сотового, мало ли, будет в Москве или еще что. За два года ни разу не позвонил, и вот оказывается не выбросил, не потерял.

За воспоминаниями дорога идет быстро, вот уже и огни Ярославля показались. По объездной выхожу на Вологодскую трассу и продолжаю неспешно двигаться к своей мечте. Опять вспоминаю, как буквально в прошлом году приглашали в Саратовскую область на волка со снегоходов. Мягко, но решительно отказался. Не приемлю такие развлечения. Это не охота, а чистое убийство. Нет шанса у зверя против быстроходной техники. А ведь модно это сейчас, весь ютуб забит такими роликами. Куда бедному зверю деваться – квадроциклы, снегоходы, вертолеты – жуть, а не времена. А ведь можно, как в старину с борзыми на лошадях, или у привады. С борзыми я конечно загнул, это очень сложная охота, да и держат их сейчас совсем не многие, можно сказать единицы. А вот на приваде, кто мешает?   Сделал скрадок, выложил приваду (например павшую овцу или говяжьи внутренности) и сиди себе поджидай серого разбойника. Конечно, придется посидеть, может и не одну ночь, может и вообще не прийти, но у зверя есть шанс. Это – правильная охота. Так наши предки охотились и нам завещали, это охотничьи традиции. Со снегохода и прочей техники это не охота, а истребление и убийство. Интересно, нормальный  охотник поедет, если его так и позвать «на истребление волков»? По мне, так не должен. Конечно в Саратовской области степи, лесов почти нет и наша классика с флажками там не проходит, но все же. Ладно, хватит об этом, а то так и Вологду проскочу. Опять по объездной на Тарногу и вот тут начинаешь чувствовать, что едешь по дороге местного значения. До того убитая, что скорость больше шестидесяти километров  не возможна. Кто ее содержит, посмотреть бы на них, вернее им в глаза. Тут даже ямочного ремонта не делают. Ночью зато не заснешь, все время в напряжении.
Тарнога, это районный центр в Вологодской области, вернее название у этого села Тарногский городок и получилось оно от названия реки Тарнога. Живет там около пяти тысяч жителей, но думаю по факту намного меньше, многие работают в Вологде. Это царство европейской тайги, лесников, охотников и пчеловодов. В прошлый раз привез домой трехлитровую банку изумительного лесного меда, вся семья лакомилась больше полугода. Вообще Тарнога славится именно медом, но и знаменитое Вологодское масло тоже можно купить. Промышленности, кроме леспромхозов особой нет и воздух исключительно чист.

Невероятно, но успеваю, даже чуть раньше назначенного времени. Вот, что значит размеренное движение без лишних остановок!  У дома Николая уже кипит жизнь, стоят три «буханки», несколько УАЗиков и ГАЗ-66. Народ курит группками, я никого не знаю, а Николая пока не видно. Вот и он показался, совсем за два года не изменился, такой же поджарый и деловитый. Подхожу, здороваюсь, он улыбается – Успел таки! Молодец! Знакомит меня с несколькими егерями – Вот, из Москвы человек приехал, Михаилом зовут. Ручкаемся, закуриваем, я теперь тоже вроде член коллектива.

Раздается команда – По машинам! Меня определяют в шишигу в кабину водителя, гость как никак. Из Тарноги выбираемся быстро, за пару минут и сразу сворачиваем в лес, двигаемся по разбитой лесовозами дороге. Еловые ветви то и дело колотят в лобовое стекло, словно пытаясь остановить нас. По лесу едем долго, иногда выныриваем на опушки и опять углубляемся в тайгу. Едем уже минут сорок, бросает из стороны в сторону со всей дури, летаю по кабине как попугай по клетке. Держусь за все, что можно. Водитель, он же егерь посматривает на меня и улыбается в усы. Не выдерживаю и спрашиваю, - Долго еще ехать то? Да, уже почти приехали. Окладчики уже с самого утра на месте,  звонили – зверь есть, похоже шесть волков находятся в окладе. Есть входные следы. Оклад большой, одних флажков ушло несколько километров. Ребята с самой темноты этим занимались.

Мое дело маленькое, встать куда поставят и ждать. Короткий инструктаж по безопасности проведения охоты и нас повели расставлять на стрелковую линию. Мне выпало место на небольшой с четверть гектара опушечке. Встал за елочку, зарядился картечью в оба ствола. Отмахнулся рядом стоящим и затаился. Тесьма с флажками висит у края опушки на высоте сантиметров пятьдесят, может меньше. Колышется слегка, это хорошо. Вообще удивительное дело, такой умный хищник, с таким интеллектом, а веревки с флажками боится! Хотя говорят современный волк уже их когда надо и перепрыгивает и подлезает, если припрет. Но в общем пока работает этот метод. На инструктаже, строго предупредили – никого кроме волка не бьем, не важно, что вышел лось, кабан или зайчик с лисой. Все стоят смирно и не обнаруживают себя до последнего момента. Чтобы без глупостей! Иначе подведете весь коллектив, а это сорок человек – тридцать стрелков и десять загонщиков. Проникся, да я и не собирался палить по зайчикам, не для того всю ночь пилил восемьсот километров.

Стою за елочкой, обтоптался, чтобы не подшуметь, жду. Сейчас загон начнется. Где то далеко прогремел выстрел, началось, надо смотреть в оба и не шевелиться по возможности. До боли в и так уставших глазах всматриваюсь в отведенный мне сектор, хоть бы на меня вышел, хоть бы вышел. Напротив меня смешанный лес с низким подростом маленьких елочек. Снег еще не глубокий, декабрь на дворе, еще не успело навалить. Вокруг тишина, только сороки начали, как то тревожно трещать – напрягся. Нет, показалось. По прежнему тихо, зайчиков и лосей тоже нет. Вообще пока ничего нет, даже голосов и шума загонщиков не слышно пока. Пристально вглядываюсь в полосу леса напротив, до нее метров двадцать, нет ничего не вижу. Вот уже слышны крики загонщиков, кричат, колотят палками по деревьям. А есть ли там волки? Должны быть, мужики опытные, не стали бы они впустую так мучатся, офлаживать несколько километров. Там они, там.

Как описать тот момент, когда я Его увидел? Не знаю, откуда он взялся, но в какой то момент, в очередной раз проводя взглядом по еловому подросту я сначала пробежал глазами мимо, а потом меня как током ударило и холодная испарина тут же выступила на голове. Метнул взгляд назад на то место, которое только что оглядывал. Он стоял почти весь скрытый маленькими елочками и пристально смотрел на меня. Видна была только его здоровая сероватая башка с торчащими острыми ушами. Ружье у меня было на локтевом сгибе. Эта дуэль взглядов продолжалась наверное секунду, может быть две. Начал медленно не делая лишних движений поднимать ружье, не сводя с него взгляда. Взгляда клянусь не отводил, но, как и в какой момент он исчез не заметил и не понял. Просто его не стало. Он исчез, растворился. Наваждение. Наверное ушел внутрь загона или вдоль флажковой линии. Я стоял и тяжело дышал, как будто выполнял тяжелую работу. Адреналин кольцом сжал голову и острая боль пульсировала в висках.  Вот это зверь! Он здесь хозяин, а мы все гости. Это его лес. Слева от меня хлестко прогремели два выстрела и крик «Дошел!» А я все стоял под впечатлением от увиденного и пережитого.

Охота закончена, скоро на снегоходе подъехал Николай снимать номера, сказал, что слева от меня добрали переярка. Я рассказал ему, что здесь произошло. Он успокоил меня, сказал, что часто так бывает уж больно умен и осторожен зверь. Мы прошли к тому месту, где он стоял и поняли, что добрали не его, «мой волк» ушел вдоль флажков вправо. Пошел смотреть на добытого волка. Впечатлили клыки, сантиметра по четыре наверное. Да и вообще рослый зверь. Все были довольны, одним разбойником меньше. Десяток лосей и кабанов  останутся живы, побегают еще. Остальные волки, как сказали егеря ушли назад через загонщиков и было их как и предполагали шесть штук. Волк, волчица и три переярка.

Обратная дорога все равно прошла у меня под впечатлением увиденного. Увидеть настоящего волка в диком лесу это конечно большая удача, эх, если бы мне удалось выстрелить! Сколько же он там стоял и смотрел на меня? Кто знает. Но внимательный, холодный взгляд этого красивого хищника я уже не забуду. А теперь в гостиницу и спать, спать, спать.