В России штаны надеваются очень туго

Дива Заморская
«В России штаны  надеваются очень туго» или о чем умолчали русские писатели

 Я ругаюсь и буду упорно
 Проклинать вас хоть тысячи лет,
 Потому что...
 Потому что хочу в уборную,
 А уборных в России нет.

 Странный и смешной вы народ!
 Жили весь век свой нищими
 И строили храмы божие...
 Да я б их давным-давно
 Перестроил в места отхожие.
 (С. А. Есенин. Страна негодяев).
         
 «Отхожие места», «ретирадники»,  «нужники»  –  так называли в старину помещения, которые современные люди называют  «туалет» или «уборная».
 В прежние времена «уборная»   –  помещение в доме, где одевались;  слово «туалет» означало  одежду,  женский наряд,  столик с зеркалом,  за которым накладывали  макияж или делали  прическу.
            
 Образ жизни людей  отражен в произведениях  классиков и по ним можно восстановить нюансы русского быта в старину. Деликатная тема – туалет, в современном смысле слова,  не затрагивается в произведениях русских писателей. Где   происходил столь интимный ежедневный  процесс? 
 Бал, залитый светом зал, роскошно одетые дамы и господа, и вдруг, пардон, кому-то захотелось уединиться.  Возможно ли это  в XVIII - XIX веках?
             
Описание устройства отхожих мест на Руси в восемнадцатом веке  приведено в книге X. Кацурагава  «Краткие вести о скитаниях в северных водах».
 Капитан  японской шхуны Дайкокуя Кодаю   после кораблекрушения оказался в России. В  1791 году  его  привезли  в Петербург, где он прожил некоторое время.

 Впоследствии Кодаю вернулся на родину и рассказал о тех сторонах жизни русского народа, с которыми ему довелось ознакомиться.          
 Его рассказы записал Кацурагава Хосю, вся информация до 1937 года хранилась как государственная тайна. На русский язык книгу перевел В.Т. Константинов.  В России книга издана в  1978 году.
               
 По словам Кодаю «Уборные называются (по-русски) нудзуне, или нудзунти (нужник). Даже в четырех - пятиэтажных домах нужники имеются на каждом этаже. Они устраиваются в углу дома, снаружи огораживаются двух - трехслойной стенкой,  чтобы оттуда не  проникал дурной запах» [1,с.179].
               
 Уборные устраивали на  площадке черной  лестницы в неглубокой нише.  Каменные  или деревянные  стульчаки  имели отверстие с воронками  из меди.  Вся система соединялась  трубами, которые выходили  в отстойную яму.
            
 Вот как  рассказал об этом  Кодаю.
 «Над полом в нужнике имеется сиденье вроде ящика высотой 1 сяку*  4-5 сунов.** 
 В этом (сиденье) вверху прорезано отверстие овальной формы, края которого закругляются и выстругиваются до полной гладкости.
 При нужде усаживаются поудобнее на это отверстие, так, чтобы в него попадали и заднее, и переднее тайное место, и так отправляют нужду.
 Такое (устройство) объясняется тем, что (в России) штаны надеваются очень туго, так что сидеть на корточках, как делают у нас, неудобно. Для детей устраиваются специальные сиденья пониже… После отправления нужды подтираются  ненужной бумагой» [1,с.179].
               
 Канализационные трубы вели к выгребным ямам. Дайкокуя Кодаю  об  устройстве канализационной системы: 
«Под отверстиями сделаны большие воронки из меди, (а дальше) имеется большая вертикальная труба, в которую все стекает из этих воронок, а оттуда идет в большую выгребную яму, которая выкопана глубоко под домом и обложена камнем»[1,с.179].

Отстойники   периодически  очищали.       Людей, занимающихся столь неблаговидным, но необходимым трудом,    Дайкокуя Кодаю  назвал «подлыми»:
 «Испражнения выгребают самые подлые  люди за плату. Очистка производится один раз в месяц после  полуночи, когда на улицах мало народа. Затем все это погружается на  суда, отвозится в море на 2-3 версты и там выбрасывается» [1,с.179].
            
 Так делали в Петербурге. На периферии, т.е.  «в захолустных местах, где не людно, очистка иногда  производится и с вечера, но до заката солнца этого нигде не делают» [1,с.179].
       
 Негерметично  закрытые  выгребные  ямы источали неприятный запах. К  концу XIX века санитарная  служба потребовала строительства непроницаемых цементных, кирпичных или железных выгребов.
         
 Специальные  люди – «золотари»,  вычерпывали нечистоты из помойных  ям черпаками  в открытые бочки или ящики. После очистки выгребные ямы поливались карболовой кислотой, хлорной или  едкой известью.
 В зимнее время отходы вывозили на свалки, располагавшиеся  во всех районах Петербурга.
         
 Летом  нечистоты удалялись из города при помощи особых ассенизационных (вывозных) лодок. Средняя   часть лодок наполнялась фекальной  массой, а носовая и кормовая части оставались свободными. В носовой части устраивалось временное жилье для рабочих.
 Ранним  утром нечистоты увозились далеко за Лахту и  сливались  в море.

 В  Петербурге с XVIII века функционировала общегородская  дождевая  канализация, и некоторые  домовладельцы  стали использовать ее для спуска нечистот. «Уставом о наказаниях» использовать дождевую канализацию как бытовую строго запрещалось.  В  конце шестидесятых годов девятнадцатого века за нарушение этого запрета налагалось  наказание. 

 В  «Обязательных постановлениях», принятых 2 августа 1884 года, разрешили спускать в дождевую канализацию нечистоты из клозетов и простых отхожих мест.

Отхожие места  располагали и во дворе, в этом случае их  называли «ретирадниками».  Небольшой  деревянный домик с отверстием в полу над выгребной ямой предназначался для дворников, швейцаров, уличных торговцев, жильцов  подвальных этажей.
               
 В Петербурге первый общественный туалет появился в 1871 году. Общественные ретирадники  представляли собой сооружения из толстого листового железа площадью примерно три  на полтора  метра и высотой чуть выше двух метров. Стены окрашивались масляной краской как снаружи, так и внутри.  Большинство общественных ретирадников не отличались от обыкновенных дворовых.

В середине  XIX века отхожие  места оборудовались   внутри квартиры в виде клозета или ватерклозета.  На  лестницах нужники не убирали: ими по-прежнему пользовались жильцы квартир верхних этажей и мансард, не имевшие этих удобств, а также прислуга.
               
 Клозет устраивался  в небольшом  помещении  и представлял собой металлическую воронкообразную чашу. В  месте присоединения к трубе домовой канализации устанавливали   специальный  клапан, благодаря которому запах не проникал в помещение.   
          
 Ватерклозеты –  клозеты с водяным смывом. Сначала ватерклозет  не имел сливного бачка:  при нажатии специальной ручки или педали вода из водопроводной трубы поступала  в приемную чашу и затем в открывшееся отверстие.
 Впоследствии конструкцию усовершенствовали: выше клозета установили   накопительный бачок  для воды.   
            
 Слово «унитаз»  (в переводе с испанского «союз»)  пришло в русский язык из Испании, где общество  «Unitas»  организовало  производство первых  фаянсовых унитазов.

            
 Сноски
 *1 сяку = 30,3 см;
 ** 1 сун = 3,03 см.

 Источники.
 1. Кацурагава Х. Краткие вести о скитаниях в северных водах. Перевод В.М. Константинова. Глава V. Издательство: Москва, наука. 1978. 474с.