«В России штаны надеваются очень туго» или о чем умолчали русские писатели
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что...
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы божие...
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.
(С. А. Есенин. Страна негодяев).
«Отхожие места», «ретирадники», «нужники» – так называли в старину помещения, которые современные люди называют «туалет» или «уборная».
В прежние времена «уборная» – помещение в доме, где одевались; слово «туалет» означало одежду, женский наряд, столик с зеркалом, за которым накладывали макияж или делали прическу.
Образ жизни людей отражен в произведениях классиков и по ним можно восстановить нюансы русского быта в старину. Деликатная тема – туалет, в современном смысле слова, не затрагивается в произведениях русских писателей. Где происходил столь интимный ежедневный процесс?
Бал, залитый светом зал, роскошно одетые дамы и господа, и вдруг, пардон, кому-то захотелось уединиться. Возможно ли это в XVIII - XIX веках?
Описание устройства отхожих мест на Руси в восемнадцатом веке приведено в книге X. Кацурагава «Краткие вести о скитаниях в северных водах».
Капитан японской шхуны Дайкокуя Кодаю после кораблекрушения оказался в России. В 1791 году его привезли в Петербург, где он прожил некоторое время.
Впоследствии Кодаю вернулся на родину и рассказал о тех сторонах жизни русского народа, с которыми ему довелось ознакомиться.
Его рассказы записал Кацурагава Хосю, вся информация до 1937 года хранилась как государственная тайна. На русский язык книгу перевел В.Т. Константинов. В России книга издана в 1978 году.
По словам Кодаю «Уборные называются (по-русски) нудзуне, или нудзунти (нужник). Даже в четырех - пятиэтажных домах нужники имеются на каждом этаже. Они устраиваются в углу дома, снаружи огораживаются двух - трехслойной стенкой, чтобы оттуда не проникал дурной запах» [1,с.179].
Уборные устраивали на площадке черной лестницы в неглубокой нише. Каменные или деревянные стульчаки имели отверстие с воронками из меди. Вся система соединялась трубами, которые выходили в отстойную яму.
Вот как рассказал об этом Кодаю.
«Над полом в нужнике имеется сиденье вроде ящика высотой 1 сяку* 4-5 сунов.**
В этом (сиденье) вверху прорезано отверстие овальной формы, края которого закругляются и выстругиваются до полной гладкости.
При нужде усаживаются поудобнее на это отверстие, так, чтобы в него попадали и заднее, и переднее тайное место, и так отправляют нужду.
Такое (устройство) объясняется тем, что (в России) штаны надеваются очень туго, так что сидеть на корточках, как делают у нас, неудобно. Для детей устраиваются специальные сиденья пониже… После отправления нужды подтираются ненужной бумагой» [1,с.179].
Канализационные трубы вели к выгребным ямам. Дайкокуя Кодаю об устройстве канализационной системы:
«Под отверстиями сделаны большие воронки из меди, (а дальше) имеется большая вертикальная труба, в которую все стекает из этих воронок, а оттуда идет в большую выгребную яму, которая выкопана глубоко под домом и обложена камнем»[1,с.179].
Отстойники периодически очищали. Людей, занимающихся столь неблаговидным, но необходимым трудом, Дайкокуя Кодаю назвал «подлыми»:
«Испражнения выгребают самые подлые люди за плату. Очистка производится один раз в месяц после полуночи, когда на улицах мало народа. Затем все это погружается на суда, отвозится в море на 2-3 версты и там выбрасывается» [1,с.179].
Так делали в Петербурге. На периферии, т.е. «в захолустных местах, где не людно, очистка иногда производится и с вечера, но до заката солнца этого нигде не делают» [1,с.179].
Негерметично закрытые выгребные ямы источали неприятный запах. К концу XIX века санитарная служба потребовала строительства непроницаемых цементных, кирпичных или железных выгребов.
Специальные люди – «золотари», вычерпывали нечистоты из помойных ям черпаками в открытые бочки или ящики. После очистки выгребные ямы поливались карболовой кислотой, хлорной или едкой известью.
В зимнее время отходы вывозили на свалки, располагавшиеся во всех районах Петербурга.
Летом нечистоты удалялись из города при помощи особых ассенизационных (вывозных) лодок. Средняя часть лодок наполнялась фекальной массой, а носовая и кормовая части оставались свободными. В носовой части устраивалось временное жилье для рабочих.
Ранним утром нечистоты увозились далеко за Лахту и сливались в море.
В Петербурге с XVIII века функционировала общегородская дождевая канализация, и некоторые домовладельцы стали использовать ее для спуска нечистот. «Уставом о наказаниях» использовать дождевую канализацию как бытовую строго запрещалось. В конце шестидесятых годов девятнадцатого века за нарушение этого запрета налагалось наказание.
В «Обязательных постановлениях», принятых 2 августа 1884 года, разрешили спускать в дождевую канализацию нечистоты из клозетов и простых отхожих мест.
Отхожие места располагали и во дворе, в этом случае их называли «ретирадниками». Небольшой деревянный домик с отверстием в полу над выгребной ямой предназначался для дворников, швейцаров, уличных торговцев, жильцов подвальных этажей.
В Петербурге первый общественный туалет появился в 1871 году. Общественные ретирадники представляли собой сооружения из толстого листового железа площадью примерно три на полтора метра и высотой чуть выше двух метров. Стены окрашивались масляной краской как снаружи, так и внутри. Большинство общественных ретирадников не отличались от обыкновенных дворовых.
В середине XIX века отхожие места оборудовались внутри квартиры в виде клозета или ватерклозета. На лестницах нужники не убирали: ими по-прежнему пользовались жильцы квартир верхних этажей и мансард, не имевшие этих удобств, а также прислуга.
Клозет устраивался в небольшом помещении и представлял собой металлическую воронкообразную чашу. В месте присоединения к трубе домовой канализации устанавливали специальный клапан, благодаря которому запах не проникал в помещение.
Ватерклозеты – клозеты с водяным смывом. Сначала ватерклозет не имел сливного бачка: при нажатии специальной ручки или педали вода из водопроводной трубы поступала в приемную чашу и затем в открывшееся отверстие.
Впоследствии конструкцию усовершенствовали: выше клозета установили накопительный бачок для воды.
Слово «унитаз» (в переводе с испанского «союз») пришло в русский язык из Испании, где общество «Unitas» организовало производство первых фаянсовых унитазов.
Сноски
*1 сяку = 30,3 см;
** 1 сун = 3,03 см.
Источники.
1. Кацурагава Х. Краткие вести о скитаниях в северных водах. Перевод В.М. Константинова. Глава V. Издательство: Москва, наука. 1978. 474с.