6. Ирина Бенционовна Роднянская

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Ирине Бенционовне Роднянской вручают Пушкинскую премию.


Ирина Бенционовна Роднянская (1935) — российский литературный критик, литературовед.

Родилась в Харькове семье врача Бенциона Борисовича Роднянского и преподавательницы вокала Миры Михайловны Эстрович.

Окончила Московский библиотечный институт (1956).

Член Союза писателей СССР (1965).

Возглавляла отдел критики редакции журнала «Новый мир».

Автор книг «Художник в поисках истины» (1989). «Литературное семилетие» (1994), статей о современной литературе, русской классике, русской философии.

26 мая 2010 года Ирине Бенционовне Роднянской была вручена Пушкинская премия.

Литературно-философский журнал «Гостиная», откуда взята речь И.Б. Роднянской, переведенная мною с некоторыми сокращениями, назвал ее «автором многочисленных критических статей, одним из редких экспертов по определению «чистой красоты» в искусстве слова, экспертов, чей узкий круг призван расширять сферу нашего понимания «неразвлекательной» литературы высокого класса».

Роднянская по случаю получения Пушкинской премии произнесла яркую речь. Вот её заключительная часть:

«Наше общество, включая сообщество литературное, не выдержавшее искушения свободой, – расколото. Оно не внемлет максиме, которую так любил повторять С.С. Аверинцев: «у дьявола две руки» – и ударяется либо в защиту бесстыдной вседозволенности, либо в апелляции к сталинскому «порядку».

Утешает разве что вердикт Церкви, вынесенный, в частности, устами одного из ее выдающихся иерархов, владыки Иллариона (Алфеева):

«…Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей.

В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством.

Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне».

 Думать-то мне в то недолгое время, пока я еще, как говорится, не выронила пера, хочется о художестве, о путях искусства, о «движении литературы». Но жизнь безжалостно отвлекает на другое…».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/20/398