Мы бежали

Алекс Снегов
Зимой ,ночью по тайге .
Начало было обещающим!
 Веня завёл разговор о поездке в Сибирь.
Его отец геолог рассказывал:«В тайге всяких ягод тьма.
  Мужик нашел слиток полпуда весом,в Байкале рыба
  омуль просто обалденная.»
 Дома я похвалился маме: «Поедем  в Сибирь,будем искать золото,
ловить в Байкале омуль !»
-Ага,будут комары   кусать,заблудитесь в тайге и в гости к Михаилу
Потапычу,он любит простаков,  там легко прихватить энцефалит"
Мама пытается запугать  рассказами об укусах.В тайге опасно.
При встрече с друзьями высказал  навеянные мамой  страсти.
- Тебя не возьмем,не беспокойся,у тебя  денег нет и ты испугался,
деньги не вопрос,можно завербоваться , билет бесплатно , ещё подъёмные дадут,если испугался то тут ничего не сделаешь,иди домой,-сказал Веня.
Я побрёл домой.
Иду корю себя,они вернутся с золотом, на Байкале будут омуль ловить,   а я просто так сказал . Понятно,Венька не хочет золото делить.
На четверых,пусть не полпуда,а половину,как раз бы по кило.Эх, дурак!
Сзади меня кто-то шлёпнул по спине ,это Колька Алёшин догнал .
-Вениамин  разрешает  вернуться,только больше не болтай  глупости.
В  пивной дым коромыслом, Венька и Валяна закусывают.
-Давай,садись ,пей. Веня напузырил  гранёный стакан водки.
-Штрафуем  за опоздание,-объясняет Валяна.
-Нашел  я  контору,где вербуют в  Леспромхоз ,-говорит Веня и предупреждает,-никому ни  слова, в  день отъезда опустим на почте письма, чтобы родные не искали ,если скажем куда едем начнут ныть.Мой батя только на вид   простой,он у меня кремень.
 « У всех отцы, у меня отчим ,-думал я.»
Выданные нам подъёмные , Вениамин   взял себе.
-Потеряете ,корми  вас потом.
Середина декабря,морозно в Москве.Мы с Колькой в телогрейках,он в шапке,на мне фуражка.Двое других в лётных меховых куртках,в меховых  шапках,на ногах у них унты. Поезд Москва-Улан–Удэ.
 У нас водка,закуска,играем в домино,в карты.
Вениамину  уже 22 года,Валяне и Кыле по 20 лет,мне 19.
Сибиряки рассказывают про тайгу,о своенравном Байкале ,про прииски.
На Урале от остановки  до другой  остановки полдня,а в Сибири от станции до  станции день.               
На Урале морозно,в Сибири ещё холодней,в Улан-Уде после
 теплого вагона на морозе ноздри слипаются.Забайкалье!
 Гостиница от Леспромхоза, простой бурятский дом,туалет на улице.
Поезд от Улан-Уде в сторону Монголии ходит через день.
Завтра поедем в свой Леспромхоз, на полустанке нас  встретят.
 Друзья собрались  идти в магазин и я с ними.
-Останься,на улице холодрыга,карауль вещи,-жалеет Веня.
Кыла остался,я любопытный,чудное название города,интересно!
Не знаю,как не отморозил  нос,уши и ноги.Мороз  просто ужасный.
По пьянке проспали отправление поезда,следующий через двое суток.
Двое суток пролетели быстро.
Едем к монгольской границе.Сопки,сопки.На полустанках придают уныние низкие,  тёмные дома. " Во,попали ,-думалось мне." На полустанке нас встретил мужчина и привел в свою избу.
У него  приобрели водку, хозяйка покормила  борщом , кусищами вкусного мяса,да еще блинами со сметаной.
За огромным столом сидели муж,жена,две дочери и сын на три года
 старше Вени, не женат.
Веня угостил водкой  хозяина и сына ,хозяйка  от водки отказалась.
За столом хозяин назвал себя :"Захар Мартыныч Портянкин."
Я хихикнул.
Сибиряк поглядел на меня:"Не знаю,как там у вас в Москве, у нас
В Сибири и не такие чудные фамилии встречаются."
-Мы из Тулы,-уточнил я.
-Всё одно,вы там рядом,служил в Серпухове,знаю.
После   обеда хозяин  пригласил  осмотреть его хозяйство.
Свиньи корова,бычок, лошадка,сеновал, огромный погреб, напиленные
и наколотые дрова  под навесом , на  цепи  собака.
-Никого не подпускает,только меня,даже мой сын,жена и дочурки
к моему Байкалу не подойдут,сожрёт,-предуредил  хозяин.
-А я подойду только хвостом завиляет,-хвастается Вениамин.
- Если так случится,убью собаку и устрою гудёж  твоей компании.
Веня спокойно направился к конуре,подошёл к Байкалу и стал
гладить  смирного пса.
 Хозяин скрылся в избе , вышел  с ружьём.
-Отойди,-зло кричит Вене.
-Не дури Захар,нет такой собаки,чтобы укусила меня.
Хозяин  целится в собаку,Вениамин   идёт  навстречу Портянкину.
-Подожди,чудак человек,- выставил руку,-обожди!
Портянкин  сделал шаг в сторону и нажал на курок.
Вытирая рукавом слёзы побрёл в дом.
Сын хозяина Егор сказал,что сегодня в клубе танцы, предлагает вечером
пойти в клуб и познакомиться с  молодёжью.
 Захар Мартыныч пригласил в баню,сегодня у них банный день.
Первыми парились  хозяйка с дочерьми.
 После парной  скользили  по лотку в снег,растирались визжали и возращались в парную,мы их не видели, только слышали .
Егор посмеивается , объясняет от чего его мать и сёстры радуются.
-Сейчас сами почувствуете сибирскую баню.
Мы тоже  после парной по лотку в снег,растирались и возвращались в парную.
После бани хозяин выставил  три бутылки водки.
-Помянем Байкала,хорошая ,умная была собака,есть на примете щенки,
поможешь мне купить,-обращается к Вениамину?
-Вот,-сказал Веня,-умная собака чувствует друга,а кто её боится того
она не подпустит,а при хозяине порвёт,такой собачий закон.
После ужина играли в карты,мы с Верой  против Валяны с Ингой,
она  ровесница Валяны,Вере 16 лет.
Портянкин старший пошёл с Веней покупать щенка.
Два дня прожили празднично,Захар Мартыныч купил хорошего щенка
и радуется словно ребёнок  хорошей игрушке,Веня для него кумир.
В воскресенье Егор с парнями и Ингой ушли ,мы с Верой уединились в ее комнате.
Она рассказывала о нравах местной молодёжи.  Пили чай с печеньем, она  сегодня сама пекла  .
У  Верочки длинная толстая коса,карие глаза , алые губки и вся она
сказочна!
 В девять часов  показала на стенные часы :" Мне пора спать.!"
Я  лег за печкой на полати и сразу заснул.
Проснулся, Кыла  тормошит меня.
-Давай ,вставай быстрей.
В зале сидят мои приятели и хозяин с сыном.
- Валяна   в клубе перочинным ножом пырнул парня,-объясняет Кыла.
-Это не просто  парень,это сын начальника Леспромхоза,единственный
сын,за него порежут на куски,Валяне надо бежать,того гляди заявятся и потребуют ,чтобы он вышел. За   любого можно было бы отстоять,за Олега меня самого могут прибить,как муху,- пугает Захар.
Стенные часы пробили  полночь.   
-Надо торопиться,эта банда может заявиться,-советует хозяин.
-Куда идти,на улице морозище,-опасается Валька.               
-Одному идти нельзя и по железке идти нельзя,догонят на дрезине.
-Только через сопки ,-поддерживает   Егор отца.
-Может сумеем договориться с ними,извинимся,-говорю и  смотрю
на хозяина,ищу  поддержки  у Егора и приятелей.
-Даже не думай договариваться с головорезами,они многих отправили
 на тот свет,-тихо говорит Захар Мартыныч и оглядывается на окна.
-Да я  один справлюсь с ними,где они живут,кто у них главный,- ерепе
нится Валька.
-Они с тобой разговаривать не будут,шмальнут из ружья и баста,отвезут
 труп  волкам,- оглядывается на окна Портянкин старший.
-Я вас провожу,но лыжи могу дать только двоим,-пообещал Егор.
-Других не тронут,-заверил хозяин.
-Одному через сопки идти нельзя,-говорит Егор.
-Кто нибудь пойдёт с ним,-решает хозяин.
 Веня взял три спички,разломил одну пополам.
-Кто вытащит короткую тот и пойдёт с Валяной.
-Нет,-возразил Кыла,-так не годится.
-А как,-спрашивает Вениамин?
-В  шпаргалке пишем  знак.
 Егор принес тетрадь и карандаш.
Веня  вырвал лист нарвал три  листочка,на одном  карандашом
поставил крест.
-Кто  вытащит крест тот пойдёт с ним,-Венька показал рукой на Вальку.
-Мне кажется,друг должен идти,-осмелился я.
-А мы все друзья, ты возражаешь,-приблизился ко мне Вениамин?
-Мы все друзья,-подтвердил я
Кыла вытянул из шапки бумажку развернул и показывает-чисто.
Вене тоже повезло.
Хозяин смотрит на меня.
-  Дед мороз  скрючит тебя,дадим полушубок пимы,шапку,свою одежонку  возьмёшь с собой,нашу оставишь у Матюхиных,Галка в кассе работает.
-Не бойтесь,не заблудитесь,километров пять до заимки пробежим на лыжах, передохнём, дальше пёхом по прямой не более десяти километров,а по железке 25 километров по шпалам топать, железка огибает сопки. Раньше летом  пешком ходили прямо от дома,-до Ганзурино,-успокаивает Егор.
о стаканчику водочки на дорожку,предложил  улыбаясьВенька.               
-Ещё чего,-возразил хозяин,-нельзя в дорогу пить.
Захар Мартыныч  дал бутылку водки и еды.
-На станции выпьете,-поняли,бегемотики,-вселяет надежду Портянкин.
До заимки Егор летел,Валяна отстал,я отстал от них
Егор время от времени останавливался и ждал нас.
В заимке тепло,кто-то  тут  сегодня был ,меня потянуло в сон.
Егор приготовил  пахучий чай,разрешил выпить по одной кружке.
В четыре часа вышли из заимки  Егор говорит : « Иногда будете слышать гудки паровозов,главное не паниковать,сегодня не  холодно
идите уверенно.»
Валяне рассказал и показал,как идти.
Только потом я подумал,почему бы нам не продолжить  путь на
лыжах,одежду и лыжи оставили бы на станции.
Валяна шёл впереди,иногда останавливался,отгибал ухо шапки,слушал.
- Ничего не слышишь,-спрашивает меня?
 Я ничего не слышал,да и не прислушивался.
На пути  попались две снежные лощины,когда из одной  взобрались на сопку услышали гудок паровоза.
Станция рядом обрадовался я.
Когда рассвело,показалось,  заблудились, гудков не слышно и ничего
не видно.
Валяна остановился,водит носом:»По моему дымом пахнет?»
- Мы заблудились,может по следам вернуться на заимку,отдохнём,
 возьмём лыжи и мигом доберёмся до  станции.
- Идём по прямой,прошли больше половины, через два часа будем
на месте.
-Давай разожжём костёр,поедим,сил уже нет.
-Остановимся,замерзнем.
-С костром?
-Был бы вечер.
-Постоим  пять минут.
 В  десять часов Валяна увидел дома ,наверно станцию и машет
мне,он далеко,я устал,не могу идти,тяжело с чемоданом.
В двенадцатом часу добрались до вокзала,в зале ожидания тепло и
никого,в уголке устроились,проспали до утра.
Утром осмотрелись,привели себя в порядок,я переоделся.
На станции в  буфете  лимонад,печенье.
Кассирша Галя сказала:» Рядышком вон магазин.»
-Эх,какой борщ был у хозяйки,-сожалеет  мой попутчик по несчастью.
К нам подошли три парня.
-Кто такие, откуда и куда,-интересуется один из них?
-Сами не знаем,-испытывающе поглядывает Валяна на парней.
-Хотим  покушать,на вокзале ни кафе,ни ресторана,-говоритт Валяна.
Забыли  про еду и про бутылку Захара Мартыныча.
-Чувствуется парни с головой,значит свои,-сказал тот,который
задал вопрос.
Галя  попросила  двоюродного брата познакомиться и угостить нас,
но  об этом  мы узнаем позже.
-Михаил, племянник  Захара Мартыныча,-подал мне руку один.
-Иван,-сказал второй.
-Кузьма,-назвал себя третий.
Парниугостили нас  по сибирски хлебосольно .
К нам присоединились  девчонки,но они не пили и не ели.
Отдавая  одежду  Портянкиных  познакомился с Галей .
Весёлая,бедовая,остроумная. Глядя на неё подумал,красивая!
После застолья ,поблагодарили парней и пообещали  ответить.
Сидим  в зале ожидания,разговариваем с Галей.
К ней подошел Ваня, с кем мы пили водку, и стал приставать, взял за руку, потянул к себе: "Пойдём погуляем!"
Галя  резко ответила: "Я сказала нет!"
Вечером меня и друга девчонки пригласили в клуб на концерт.
Галка пела: "В лесу говорят,в бору говорят,растёт говорят
сосёнка, ой, лучше бы мне понравился молоденький мальчонка!"
И она завальсировала раскинув на плечах цветастую косынку.
Она пела ,у неё получалось сказочно !
Подруга Галины Надя пела в хоре.
После концерта девчонки пригласили  к себе в гости с вещами.
Они жили в двухкомнатной квартире, у  каждой по комнате.Надя главбух   на местной фабрике.
Девчонки угощали  чаем и расспрашивали о Москве,какая Красная
Площадь,были ли в Мавзолее,какой Большой театр,видели ли мы
знаменитых артистов?
У них представление о нас,будто мы  в Кремле чай пьём.
Были на Красной  Площади, я бываю на стадионе Динамо.
Девчонок огорчили скудные рассказы о Москве.
С Галиной мы проговорили до полночи.
Она старше меня на три года, уговаривала  не уезжать.
Я думал о Верочке,с ней бы остался даже там у неё.
В Туле у нас 16 метровка на семерых, мама с отчимом,сестра
с мужем,еще сестрёнка и братик.
К нам присоединились Надя и Валяна, пили чай до утра.
Утром девчонки ушли на работу,мы легли спать.
Днём   разбудил стук в дверь.Открываю,незнакомые парни.
-Вот вы где!
 Вламываются в квартиру.
Ставят на стол пару бутылок водки.
-Давай стаканы,командует  один из них.
-Ребята,мы тут гости,-пытаюсь остудить пыл незнакомцев.
- Знаем,Галка  рассказала о вас и сюда  направила, это вот
 его родственница ,- показал на товарища .
Выпили, Валяна рассказал,как  добирались  до станции.
Они смеялись над нами.
Если б мы с Валяной не приставали к дочерям хозяина ничего бы не было. Когда Егор и мои парни были в клубе,друг Егора пришел
к нему и услышал разговор Захара Мартыныча с женой.
Она выговаривала ему:» Этот горбоносый приглянулся Инге,плачет девка,жалко её дурёху,Верка  сопит и молчит,видно тоже зацепил её
маленький, придумай,что нибудь.»
Когда мы успели зацепить девчонок,удивился я.
-Захар  послушал жену и устроил вам прогулку по сопкам.
-А если бы заблудились,-испугался Валяна?
-Волки нашли бы.
Парням стало смешно.
-Заблудиться невозможно,  товарняки  туда-сюда снуют.
 Десять дней пролетели,как один день,денег доехать до Улан-Удэ.
Галка отбила нашим родным  телеграммы,чтобы срочно выслали
деньги на Главпочтамт Улан-Удэ.
Грустное было расставание мне было жаль девчонку,обещал встретиться в Москве. Верил,встретимся, хотел встретится.
Вряд ли когда нибудь забуду вояж в Сибирь,а главное прогулку в
сопках, Захара Мартыныча,его выстрел в собаку.               
Разве забудешь  сибирячку Верочку
Галя на особом счету,её доброта и несомненный талант певицы
останутся в памяти.
Незабываемый тембр,услышу   хоть через много лет сразу узнаю.
От Ганзурино до Улан–Удэ ехали в телятнике  с бывшими зеками.
Они отбывали наказание неподалёку от монгольской границы.
Человек тридцать возвращаются домой.
Надя  постаралась,чтобы не платили за билет.
Я проклял всё на свете,  мат,разборки,гадкий  запах махорки.
Валяна морщится,закрывает  рот и нос шарфом.
-Не могу,меня тошнит,хочу выпрыгнуть из вагона,-жалуется он.
-Да ты в своём уме!
-Зачем пожадничали,послушались Надю.
-Это ты её послушал.
-И ты тоже,-парирует Валяна.
-Не надо было  с дочерьми Захара  флиртовать,вот и накололись.
-Я не жалею,Инга единственная в мире,я бы на ней женился,
потрясающая девушка!
-А Надя?
-Надя чудо,беспадобна,но Инга богиня!
-Странное имя.
У ихней соседки жила семья из Латвии-муж,жена и дочь неописуемой
красоты. Ровесница Егора,они дружили семьями.
Когда Инге исполнилось 16 лет её задрал медведь.
Портянкины в память о  девочке переименовали Инну в Ингу.
Латыши вернулись на родину, Инга ежегодно посещает Латвию.
На могиле девушки сибиряки установили  памятник,семья бережно относится к могиле  девушки.
-Теперь мне понятно,почему  забеспокоились Портянкины.
-Инга предупреждала меня, я пошёл с ней в клуб.  Там ко мне
нагло придирался какой то парень,я  не бил его ножом,была,как
теперь ясно- инсценировка. Егор  увел  меня из клуба. Всё произошло,как во сне.

Как только поезд остановился в Улан-Удэ мы  молнией  из вагона,
на вокзале обнаружили,у Валяны  и у меня украли деньги.Когда,как?
 Наверно во время сна обчистили.
Сэкономили называется.
На Главпочтамте нет перевода  ни мне, ни  моему «другу»  забыли дом Леспромхоза,спрашивали адрес,люди не знают.На почте дали адрес.
Муж и жена буряты нас не узнали.
-Вербованные русские  все на одно лицо,сказал улыбаясь мужчина.
Нам разрешили переночеват.
На другой день вечером пришли переводы,но либо голодными
ехать до Москвы,либо взять билеты до Новосибирска и скудно питаться.Вот когда мы вспомнили сибирский борщ, блины со сметаной.
-Если бы немедленно оказаться у Портянкиных,согласился
бы,-спрашиваю Валяну?
-Нет,-тут же ответил он,- не хочу снова ползти  к станции,а вот  с Ингой
встретиться  был бы рад.
-Если б они жили в Туле.
-Если бы,да кабы.
-Я бы не отказался от Верочки.
- Напиши,приедет.
-Где жить.
За разговорами и воспоминаниями прошло несколько дней .
В Новосибирске тоже холодно,но теплей чем в Забайкалье.
Интересный город,центральную площадь зовут сковорода,от площади,как лучи солнца расходятся улицы,на площади бюст Покрышкина.
Огромный вокзал с тоннелями к платформам.
У нас есть чего продать,но за дёшево не хочется,что делать непонятно.
Стою курю в тоннеле,вдруг какой то шум иду ближе к платформе.
Парнишка лет 15 лежит на асфальте,лицо опухло,сияет,ноги словно брёвна завернутые в тряпьё.
 На скорой помощи  увезли умирающего с голоду.
Валяна в зале ожидания  сидя спал.Разбудил его и рассказал увиденное
и услышанное.
-Вот и мы сдохнем здесь.
-У тебя кожаная   меховая куртка,почти новая,продай,-советую не надеясь ,что он прислушается к совету.
-Думал уже,прикинул,на еду хватит,а как ехать?
Стою  ближе к полночи курю в тоннели.
Ко мне подошла прилично одетая девушка.
-Молодой человек угостите папиросой.
Стоим курим.
 -Ждёте поезд,-интересуюсь у незнакомки?
-Жду подругу , нам ехать на местном поезде недалеко.
-Завидую  вам.
-У вас проблемы?
-Вроде да.
-Если не секрет,расскажите.
-Торчим здесь третий день,денег на билеты нет.
-Вы не один?
-Товарищ спит в зале ожидания,недавно  на скорой помощи увезли
парня лет 15-ти,спасут ли умирающего с голоду?
-Тут бывает.
-У нас  тоже перспектива умереть в тоннели на вокзале прекрасного
Новосибирска.
К моей незнакомой подошла  прилично одетая девушка.
-Нелька!
-Варя!
Варя разговаривает с подругой и посматривает на меня.
-Познакомь с твоим молодым человеком,-сказала Варя.
-Он и его друг собрались умереть с голоду,-представляешь!
-Кстати,-обратилась Нелля,-как вас зовут ?
-Игорь Акулов.
-А меня Нелля.
Подруга Нелли сняла перчатку и подала мне руку.
-Варя.
-Игорь.
-Пойдемте к вашему другу,-  позвала Нелля и направилась в зал ожидания.
Так мы оказались в гостях у подруг.
Неля Любимова-Пушкарёва –балерина Новосибирского театра оперы     и балета.
Её подруга артистка драматического театра   Варвара Пряхина.
Обе  разведенные.
Нелле 26 лет,Варя на год старше.
Деревянный дом,в доме тепло.
На столе обильный ужин и   настойка,крепкая аж в горле запершило,
женщины снимают  жильё у одинокой старушки.
Утром  в 10 часов  новые знакомые  завтракали и уезжали на
работу,а мы пилили и  кололи дрова,возили на санках воду в баню, в огромные чаны. Возили воду стирать  старухе , готовить пищу.
Старуха  угощала обедом,ужинали вчетвером и по долгу засиживались.
Валяна очень прилично играл на гитаре и пел,у него оказался красивый
голос.
Варя приглашала его в свой театр,она сказала: « Хороших артистов много,а очень хороших  нету.
Они пели втроём.Я слушал,завидовал Валяне, он очаровал Варю
и особенно Неллю,так мне казалось.
Иногда мне хотелось встать и немедленно уйти,уехать.
До того противный Валяна стал ещё противней,я возненавидел его,
Он понимал меня и злил,я ощущал это,иногда он злобно улыбался.
Мы прожили две недели.
Сидим за столом,старуха  собирает   обед.
-Пора сваливать,-говорю ему,хотя знаю он не думает никуда уезжать.
-Как хочешь, наверно поработаю в театре,в  Туле в драмкружке
получалось ,хвалили.
-Настаиваю, поедем вместе.
-На какие шиши,заработаю тогда поедем.
-В театре заработаешь,-удивился я,-ты наивней чем я думал.
-На какие шиши уедем?
-Займём.
Вечером он рассказал Варе о нашем разговоре.
Варя обещала помощь,денег у них нет.
Родственница работает на станции диспетчером,она устроила нас
в вагон к призывникам.
Мы благополучно добрались до Москвы .
Нелля завалила письмами, с признаниями в любви,что скучает,верит
на скорую встречу.
Вечером перед разлукой,хорошо выпили, в руках у неё лезвие бритвы
она предложила поклясться на крови.
Я сказал:»Верю твоим словам,верь и ты мне.»
Теперь она умирает без меня.
Когда от неё не стали приходить письма,подумал,что нашла ухажёра,
 обрадовался.
Но вот новость она не просила прислать посылку,она написала,что
посылки принимают один раз в месяц.
И снова люблю,скучаю.
Варя написала Валяне,что на вокзале пьяный привязался к Нелле,
она  оттолкнула его,он упал ,стукнулся виском об угол и умер.
Неллю осудили на пять лет,мужчина оказался не простым смертным.   
Мама помогла мне послать Нелле посылку.
После армии мама  сказала,что  приходили  письма от девчонок .Особенно настойчиво писала Галя.Она поняла,что я служу,просила у мамы адрес.
Моё возвращение отмечали в том же  составе.
Веша рассказал: "Контора  Лесмпромхоза,сгорела , поэтому нам повезло,иначе  могли судить,мы заключили договора,нам выдали деньги на проезд и подъёмные".
-Кто-то из  портянкиных постарался поджечь контору,-предположил
Колька.
-Егор написал,что  осудили сторожа,будто он на электро плите сушил рукавицы.
Как было на самом деле  я не знаю,-объяснил Веша.

© Copyright: Алекс Снегов, 2017
Свидетельство о публикации №217022301133
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Алекс Снегов
Рецензии
Н