Нижняя Крынка

Ирина Горбань
Накануне Дня поэзии, 20 марта 2017, ОШ №99, пгт Нижняя Крынка, организовала встречу с Ириной Горбань.

Забегая вперед, скажу, что по этому поводу был написан сценарий, зал подготовлен атрибутами инсценировки, дети были в белых блузах.
Теперь о главном.

С утра погода не заладилась. Дождь ни на минуту не прекращал своего мартовского предназначения, люди короткими перебежками оббегали мелкие и глубокие лужи, пытаясь не попасть под вредную волну, вырывающуюся из-под автобусов, подъезжающих к остановке. Мой автобус подъехал быстро, чем несказанно удивил. Я из объяснений знала, что надо этим маршрутом доехать до конечной остановки в Ханжонково, а там пересесть еще на один маршрут, следующий на Нижнюю Крынку.

И вот я на конечной остановке в Крынке. Отмечу, что вокруг меня была мокрая чистота. Да-да, лужи не прятали под собой мусора. Площадь была практически пустынна, ведь всем известно, что дождь – это потоки холодных ручьев, капли за воротник, мокрые пакеты и сумочки.

Встретил меня сам директор школы Вадим Иванович Митченко. Пока мы шли к школе, он успел показать аллею каштанов, застекленные новыми стеклопакетами окна квартир, пострадавших от артобстрела, крышу школы и котельной, которые тоже были еще недавно разрушены, но отремонтированы. Из окна директорского кабинета виден дом, в котором жили люди, прежде работавшие в школе. Это не учителя, а простые технические работники, но Вадим Иванович с болью рассказал о том, что во время обстрела пожилые люди бежали к школе, зная, что в подвальном помещении можно спрятаться от снарядов и осколков. Не добежали. Так на пороге подвала и погибли…
Здание школы встретило теплом и уютом. Отремонтированная котельная работает на полную мощность. В актовом зале разместились ребята 8-х, 9-х классов. Меня усадили на почетное место впереди всех, что мешало наблюдать за лицами детей. Я вертелась, как на уроке. Говорю с полной ответственностью, все были предельно внимательны. И вот почему.

Когда мне дали слово, я естественно начала заглядывать каждому в глаза. Это были взрослые глаза и взгляды. Это были маленькие старички, как сказала бы чья-то бабушка, похвалив внуков за расторопность. В этом случае – я не о расторопности. Моим первым вопросом был: «Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас сидел в подвалах».

Практически все дети подняли руки. И тут я растерялась. О чем говорить с людьми (детьми), познавшими боль, страх и ужас? Взяв себя в руки, я, конечно, продолжила тему. Но из головы не выходило одно – эти дети уже герои. Мы с ними беседовали на равных. Когда я спросила, боялись ли они в подвалах мышей и пауков, все, не задумываясь, хором ответили, что это совсем не страшно. Страшно было ждать, что тебя убьют. Я рассказывала о себе и своем творчестве, о поездках и встречах, не забывая в это же время подключать и ребят к беседе. Они не бездельничали. У нас бы получился круглый стол, если бы слегка сдвинули стулья к центру зала.

Роль ведущего взял на себя директор школы. Много ли вы видели директоров, лично написавших и исполненных сценарий встречи? И я не много. От этого я еще больше зауважала Вадима Ивановича. И не потому, что он взял на себя эту роль, а потому, что он непосредственно связан с воспоминаниями 2014 года. Его мама живет на Нижней крынке. Она, как и все односельчане, просидела полтора месяца в подвале, но не уехала из родного дома. Старенькая женщина была контужена. Из-за этого зрение упало на несколько порядков.

Домой я возвращалась в сопровождении дождя. Пожалуй, Нижняя Крынка мне запомнится именно мокрой. Пусть будет мокрой, но свободной и непокоренной, как и все, кого я в этот день увидела и услышала. Но о том, что услышала о тех страшных испытаниях бомбежкой – в следующем рассказе.

От себя хочу поблагодарить и директора школы, и педагогический коллектив, и Министерство образования ДНР за правильный, честный и грамотный подход в воспитании подрастающего поколения. Тем более, детям есть что вспомнить и рассказать.

От лица Министерства информации ДНР пообещала ребятам рассказать о них и их теплой школе. Живите в мире, дорогие мои новые друзья. Я теперь точно знаю, что Донбасс – ваша Родина.

Наша Родина.

20.03.2017


Ирина Горбань