Отцовские рассказы

Ольга Коваленко-Левонович
Отец мой, Михаил Павлович Храпов, – изумительный рассказчик.

Сейчас он проживает в семье моего брата, и мы общаемся по телефону.
Не устаю удивляться его ясной памяти и жизнелюбию, и нет-нет, да хватаю ручку, чтобы записать что-то интересное из его воспоминаний.

Своим детям, а потом и внукам, он умел так рассказать уже знакомые сказки, с новыми подробностями, что дух захватывало.

Когда был учителем в школе, а я была в числе его учеников, преподавал географию, биологию, и так мог увлечь рассказами класс, что мы и после звонка не хотели расходиться.

Географию, если честно, я знаю не очень хорошо. В институте, где было естествознание, пришлось заново заучивать названия проливов, разбираться в меридианах и параллелях… Но географию и биологию очень люблю. И всё благодаря отцу, его дару рассказчика.

О чём он нам только не поведал! У него - богатый опыт охотника и исследователя, дома были журналы «Вокруг света», «Юный натуралист», «Охота и охотничье хозяйство», какие-то ещё по естествознанию и путешествиям… И всем самым интересным, после прохождения основной темы урока, он делился с нами…

Помнятся рассказы о таинственных ниндзя, шаманах и индийских факирах, о животных других стран и племенах…

У отца есть справочники по птицам, зверям, рыбам, бабочкам, и, увидев какого-то зверька, пичугу или жука, он обязательно доискивается – кто это и как его зовут. Много лет изучал растения…

Рассказывать он может бесконечно, и, как и в детстве, мы понимаем, что это – импровизация, творчество. Да, реальные события, факты повторяются, но каждый раз обрастают новыми подробностями, ветвятся, перетекают из одной темы в другую. Особенно это наблюдается в «Озёрных хантах».

К сожалению, отец не записывает своих устных рассказов. Но кое-что мне удаётся сохранить на память.

Отцовские рассказы я вычленяю из долгой речи, как-то сжимаю, компоную, иногда несколько художественно обрабатываю, бережно сохраняя суть. Так рождаются законченные рассказы, как, например, «Медсестра», «Мушка», «Поросёнок»…

И есть ещё немало записей, которые ждут своего часа.

На фото - Алыгджер, Иркутской области. Я на олене сижу, папа, тогда директор Алыгджерской средней школы, стоит рядом.