Великий Пост. Стихи Русского Зарубежья

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
НАВСТРЕЧУ ПАСХЕ

Тихие звоны церковные
Всех к покаянью зовут;
Люди постят богомольные,
В церковь недуги несут.
Исповедь тайная строгая,
Чаша общенья с Христом;
Жизнь начинается новая
С новым Великим Постом.
К Пасхе Христовой готовимся
Чрез очищенье своё;
Господу Богу помолимся –
Встретить достойно Её.

К. Т.
(«Православная жизнь», 1963 г.)


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Тихий благовест... Тихое пение...
Тихий вздох покаянный души,
О свершенных грехах сокрушение,
От поклонов земных утомление -
Как отрадны те дни, хороши!
Все земное тогда забывается,
Дух над телом берет свою власть,
И сует суета постигается,
И в молитве душа укрепляется,
Чтобы в бездну греха не упасть.
И ожившей души умиление,
И желание вновь не грешить,
И в Причастье с Христом единение -
Снова хочется так пережить!..

Записано со слов умученного большевиками епископа Верненского Пимена
(«Православная Русь», № 5 за 1953 г.)


ВЕЛИКИМ ПОСТОМ
1.
Открой мне двери покаянья,
Податель жизни! В храм святой
Стучится дух смиренный мой
И жаждет света и познанья.
Я согрешил, тоской унылой
Свой храм телесный оскверня!
Всещедрый Господи, помилуй,
Очисти и спаси меня.
2.
Господи, Жизни Владыка моей!
Ты от бездействия духа ленивого,
От празднословных и низких речей,
От угнетенья уныния лживого,
От властолюбья, что в мыслях таю,
Грешную душу очисти мою!
Дух же любви и покой целомудрия,
Силу терпения, смиренномудрая
Светоч, что гонит греховную тьму,
Ты ниспосли мне - рабу Твоему!
Царь и Господь! дай душе моей зрение,
Чтобы мне видеть мои согрешения,
Чтобы мне братьев моих не судить,
Чтобы вовек, воссылая моления,
Имя Твое пресвятое хвалить!
3.
Душа моя, восстань! Что спишь?
Уже подходит час конечный!
Его ничем не отвратишь!
Воспрянь, молись, чтоб Царь Предвечный,
Христос, тебя не осудил,
Но милосердно пощадил!
4.
Прими, Господь, мольбы мои —
Как от кадил благоуханья,
И рук молящих воздеянья, —
Вечерней жертвою прими!
5.
Чьи-то тени чудесные
В храме под сводами кружат...
Ныне силы небесные —
С нами невидимо служат.

О Покаянье взывающий,
Крепнет напев величавый...
Входит в одежде сияющей
Царь нескончаемой славы...
6.
Чертог Твой вижу весь в сиянье,
Но не могу в него войти, —
В земном греховном одеянье.
О, укажи к Тебе пути,
Податель света и надежды!
Спаси меня и просвети
Души печальные одежды!
7.
Пусть смолкнет в нас всё плотское, людское,
И в страхе предстоим, забыв про всё мирское, —
Господь господствующих, царствующих Царь,
Как агнец жертвенный, восходит на алтарь —
Заклание принять, чтоб пищей стать нетленной
Для верующих душ... И в горести священной —
Предшествует Ему весь сонм небесных сил,
Сияние ликов скрыв в неслышных взмахах крыл,
И клир тысячеоких херувимов,
И хоры шестокрылых серафимов
Звучат неумолкаемой хвалой
Тому, Кто за людей пожертвовал Собой!

Подпись: Кн. В. С.
(«Православная Русь», № 6 за 1958 г.)


Л. Даль
ВЕЛИКОПОСТНОЕ

Мне бремя тяжкое грехов –
Забытых или неосознанных,
Не сказанных иль незамоленных –
Простит ли Бог?
Когда бы я понять лишь мог,
Чем дух мой скорбно занемог!
Когда бы в скрытые глубины
Своей души я мог проникнуть
И чистым светочем сознанья
Преобразить все  сердца тайны!..
Когда бы помыслов лукавых
Родник замутненный и вялый
Водой святою слов молитв
В уме заблудшем окропив,
Себя покровом тишины
От жизни я бы отдалил...
- Тогда бы дух мой воспарил,
Любовью к Богу окрыленный,
И мира таинства постиг,
От пут греха освобожденный.

(«Православная жизнь», 1968 г.)



Из великого канона св. Андрея Критского

Помощник, Покровитель мой!
Явился Он ко мне, и я от мук избавлен.
Он Бог мой, славно Он прославлен,
И вознесу Его я скорбною душой.
С чего начну свои оплакивать деянья,
Какое положу начало для рыданья,
О грешном, пройденном пути?
Но, Милосердый, Ты меня прости!

Душа несчастная! Как Ева,
Полна ты страха и стыда...
Зачем, зачем, коснувшись древа,
Вкусила ты запретного плода?
Адам достойно изгнан был из рая
За то, что заповедь одну не сохранил;
А я какую кару заслужил,
Твои веленья вечно нарушая?
От юности погряз, несчастный, я в страстях,
Богатство растерял, как жалкий расточитель...
Но не отринь меня, поверженного в прах,
Хоть при конце спаси меня, Спаситель!
[Без подписи]
(«Православная Русь», 1953 г.)


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Опять Великий Пост! Хотя б на это время
От суеты земной нам удалиться
И в высь душой своею устремиться,
Соблазнов пагубных отбросив бремя,

Постом, молитвою стать к Богу ближе.
С терпеньем, с кротостью обиды все прощать,
Добром, незлобием, любовью отвечать,
Считая все лишь испытаньем Свыше.

Придя во храм у Господа просить,
Чтоб Он отверз нам покаянья двери,
Очистил, укрепил в любви святой и вере,
Всю душу перед Ним свою излить,

Сознать свои грехи и заблужденья,
Все недостоинство свое сознать
И Господу на суд себя отдать,
За все, за все моля Его прощенья.

Так, в покаянье Бога призывая,
Слезами горькими очистившись, омывшись
И к жизни истинной, духовной пробудившись,
Почувствовать себя у враги незримых рая.

К Святому Таинству прийти с благоговеньем,
С глубокой верою и пламенной мольбой,
Чтоб Господа принять своей душой
И твердо стать теперь на путь спасенья.
Р. К.
(«Православная Русь», № 6 за 1965 г.)

Анна Самойлович
ГОВЕЮЩИЕ ДЕВУШКИ
ТАК БЫЛО...
(Говение учениц выпускных классов прежних гимназий)
Они все в белых платьях, в волосах
Их ленты белые, и девушки так стройны,
Безоблачно чисты, молитвенно спокойны,
И жизнь для них как дверь на девяти замках...

И каждая из них с блаженной тишиною
В очах, не тронутых ни мукой, ни борьбой,
Вся - облик ландыша в обители лесной,
Хранящей бережно покой его весною.

Поют о благостном смирении сердец,
О плоти всяческой молитвенном молчанье:
Владыка всех миров и ангелов Творец
Идет на вольное страданье.

Склонились девушки в молитве, чуть шепча
Слова великие с слезами умиленья:
Так пред Владычицей склоненная свеча
Роняет теплый воск под звуки песнопенья...

А на полях ручьи, проталинки, воочью
Земле весенний луч благую весть принёс:
Целуя, ей сказал, что этой чудной ночью
По ней пройдет никем не видимый Христос.

Фарель. Германия.
(«Православная жизнь», 1965 г.)


Лидия Волынцева
ГОВЕНЬЕ

Поклоны долгие говенья,
Мольбы канона, синий дым,
Печальный бархат облаченья,
И хор, как скорбный херувим...
Все громче вздохи, шёпот тише,
Пред аналоем - робкий страх,
Слова прощенья сердце слышит
В благословляющих устах…
Шелка завесы задрожали...
Пред Чашей - трепетны уста...
В победном блеске дымка далей,
И власть печали отнята…

(«Православная Русь», № 7 за 1965 г.)

ПОСЛЕ ГОВЕНИЯ

Ещё вчера казалось мне: я так несчастна!
Ещё вчера до боли изнывала!
И к радостям глуха, и свету непричастна,
Душа, в грехах – по Богу тосковала.

Но – миг один! Вся горечь, тяжесть вся – ушла!
Пред Господом я правду всю сказала,
И в тихой радости я к Чаше подошла
И Тайны Животворные прияла…

И в сердце хочется навеки сохранить
Причастия живительную силу,
И хочется «обидящих нас» - всех любить,
И с этой радостью сойти в могилу.

Е.Н.
(«Православная Русь», № 6 за 1951 г.)


Кира Л.
ПОДВИГ МАЛИНОВКИ

Вьется птичка так тревожно
Над Голгофой, у Креста —
Будто плачет, будто стонет
В изголовии Христа.

Не понятно ей! Как люди
Могли это сотворить —
Иисуса, Иисуса
На Кресте здесь пригвоздить!

Ветер буйный дул сурово,
Чтоб не выдать своих слез.
Если б мог! Он Иисуса
В небеса б с собой унес.

Тучи грозные по небу
Яркой молнией сверкали,
Негодуя: люди, люди —
Сына Божия распяли!

А Христос, Спаситель мира,
Чтоб спасенье людям дать,
Отворить им двери рая,
Готов кротко был страдать.

Вот шипы в венце терновом
Больно в голову впились,
Вот из ран от них глубоких
Струи крови полились...

Шип один так сильно впился,
Не давал глаза поднять, —
Стал уж слишком много боли
Иисусу причинять.

Не могла стерпеть то птичка,
И решила выручать —
Эти страшные страданья
Умягчать и облегчать.

Ухватилась, потянула
Шип у самого виска,
И вот — вытащила ловко,
Из несносного венка!

Окровавленный, огромный,
В клюве птички шип торчал, —
Кровью, Кровью Пресвятою
Ей он грудку обагрял!

Поднялись тогда на птичку
Неземной красы глаза.
Сколько в них любви — в страданье!
Вот скатилася слеза...

И сказал Господь, так тихо:
«Пожалела ты Меня,
За терновый шип колючий —
Будет голос у тебя».

Иисусу внемлет птичка,
Глаз горячих не сводя.
Вдруг запела — так чудесно,
Нежно трели выводя...

И малиновка прекрасно
С той поры всегда поет,
Ее красненькая грудка
Дивный подвиг выдает.

И поет она, всем людям
В дни Великого Поста,
О предсмертных крестных муках,
О страданиях Христа.

 («Православная жизнь», 1960 г.)



Тексты стихотворений разыскала и подготовила к новой публикации М.А. Бирюкова.