29. Командировка в XIX век

Александр Михайлович Захаров
Вопрос хозяину завода: «Ты инженер?»
Ответ: «Нет, но я с братом!»
Из беседы на заводе


        В свое время у компании возникла необходимость в расширении производственных площадей. Как альтернатива строительству рассматривался вариант аренды готового производства. Мне довелось осмотреть несколько заводов в основном в провинции Цжезян, обладающих как механообрабатывающими, так и литейными мощно-стями. На одном из них я провел неделю, изучая и взвешивая все возможности использования китайского производства.
        Завод по выпуску изделий из цветных сплавов размещается на двух площадках. На первой собственно механообработка, а на второй в отдельной экономической зоне литейное производство.
        Что собой представляет производственный корпус? Трехэтажное здание в центре жилого квартала плотно занято оборудованием. На первом этаже - заготовительное производство. На втором - механообработка, и на третьем сборка, контора и кабинет хозяина. Скажем, так ад, чистилище и рай. Кабинет хозяина - директора поражает своими размерами, особенно стол и кресло. «Синдром барака» - явление знакомое многим русским. Человек после коммуналки не может остановиться в обретении лишних метров и степеней свободы, забывая разумные рамки. Совершенно избыточное пространство кабинета проглатывает человека; хозяин, сидящий в левом углу директорского кресла, не сразу угадывается. Рядом с кабинетом директора помещение выставочного центра. Неплохо. Все блестит. Следующая комната - гордость хозяина - комната ИСО-9001, он хвастается, что вся продукция сертифицирована по международному стандарту. На витрине разложены калибры и микрометры, на стенах в рамочках сертификаты и разрешения.
        Второй этаж весь грохочет и визжит. Около двух сотен рабочих на токарных станках точат металл желтого цвета. Эти станки заслуживают особого рассказа, их конструкция родилась два века назад. Привод продольной и поперечной подачи станка - ручной. Станки прикручены к железобетонным длинным верстакам. Рабочие места расставлены плотно. Люди трудятся сосредоточенно и быстро, на внешние раздражители не реагируют.
        На просьбу принести контрольные калибры откликнулись с удивлением, но быстро. На вопрос, почему все резьбы прослаблены, прозвучал замечательный ответ: «Так захотел заказчик». Заминка вышла с резьбовыми кольцами, проходное и непроходное кольца склеились или, скорее, приржавели друг к другу. На моих глазах «наладчик» начал колотить ими по цементному полу, но, увы, разодрать их так и не сумел. «Это ничего! — сказал директор, - качество мы вам обеспечим и так!»
        Первый этаж весь затянут дымом. Длинный ряд пятитонных кривошипных механических прессов, за каждым сидят двое рабочих. Один нагревает заготовку ке-росиновой горелкой, другой высаживает детали. Тут же пилы-автоматы режут пруток. В углу, сквозь дыру в потолке, сыплется стружка со второго этажа. Стружкой засыпан весь второй этаж и половина первого, пол, станки, рабочие.
        Аренда - дело серьезное. Начали с бумаг. Документы на землю у хозяина отсутствуют. «Зачем? Все и так знают, что земля моя». Строительные чертежи отсутствуют. Спрашиваю, как строили? «Строители сами знают, как строить». На вопрос, какова глубина фундамента, жена хозяина показала ладошкой себе по грудь, обогатив наш лексикон новым строительным термином.
        Организация труда, определенно, начала зарождения фабричного производства. Каждый рабочий получает от хозяина станок, сырье, энергию и расценок. Все остальное он делает сам, включая наладку и любой ремонт своего станка. Официально рабочие трудятся по 12 часов с одним выходным в месяц - первого числа. Неофициально - я пришел в цех в пять утра и видел как рабочий встал к прессу, а в восемь вечера он ушел отдыхать. Рабочие нигде не числятся, поэтому у хозяина нет проблем с оплатой социальных налогов, а их размер - 43,3% от фонда зарплаты. Зарабатывает рабочий в месяц 2000 юаней, или $300, а 6 человек, особо ценных, получают до 5000 юаней, или $735.
        Техника безопасности просто отсутствует, каждый сам должен обеспечивать свою личную безопасность. Травмы - дело обычное, включая и электрические.
        На мой вопрос, почему люди работают по 14–16 часов, хозяин ответил: «А я тут причем? Они сами так хотят».
        Литейный цех типичный, подобных этому я видел много. Все литейное производство вынесено в особую экономическую зону. В относительно новых больших корпусах хозяин арендует 1000 кв. м. При переплаве латуней цинк частично выгорает и висит в цехе плотным бело-серым облаком. Никаких средств защиты дыхания нет, венти-ляции нет, спрашиваю, как не задохнулись? А мне: «Мы привыкли». Получают помногу, до 5000–6000 юаней, но здоровья хватает ненадолго. Замечательный ответ на вопрос о контроле химического состава расплава: «Так мы на глаз».
        Китайские власти знают о положении на заводах и пытаются помочь рабочим. Принимаются новые законы, направленные на их защиту. Но работы еще слишком много, да и кризис не способствует затягиванию гаек.

________
        Примеры стратагем:
        Стратагема № 3 Убить чужим ножом ( )
        С врагом все ясно, а насчет друга нет уверенности.
        Используй друга, чтобы убрать врага, а сам не применяй силы.
        • Задача: Решение субъектом какой-либо задачи, не разглашая и не афишируя собственной вовлеченности. Продвижение собственных интересов посредством или за счет третьих лиц («убить»). Обеспечение сохранения доброго имени субъекта за счет других людей или с помощью сложившейся обстановки.
        • Важно: Обеспечить альтернативное выгодное толкование собственных действий.
        • Необходимо: Хорошее знание реального положения дел объекта или посредника.


Следующая глава
http://www.proza.ru/2017/03/20/1610

Предыдущая глава
http://www.proza.ru/2017/03/20/187

В начало
http://www.proza.ru/2017/03/10/1314