Страх это сила

Сергей Кононенко 2
                страх это сила
С детских лет меня всегда посещало одно воображение, как это люди идут в бой и что их ведет не зная страха. Я не мог себе представить особенно войны древнего мира и средневековья, люди идут строем в неизведанное, без страха и упрека и зная, что сейчас погибнут. Я понимаю когда они защищают семью, Родину, но для заработка денег, зная, что ты погибнешь и эти деньги, блага тебе не понадобятся, а остальным на тебя просто наплевать. С возрастом я стал понимать, что алчность человеческая выше жизни, многим необходимо себе что то доказать или показать свою власть силы, а так же по религиозным соображениям, особенно это проявляется у мусульман, если воин погиб в бою при выполнении своих обязанностей в священной войне (газават, джихад), то он переходит в рай. Я привел пример на исламе так как в настоящее время это более доходчиво.
Впервые я столкнулся с подобным еще в детстве так как вырос в семье военнослужащего и нам с семьей приходилось часто переезжать. Так вот приехав к новому месту службы отца естественно ты меняешь школу. При первом посещении нового класса, тебя начинают испытывать, как правило это происходит так. Толпа мальчиков твоего нового класса на перемене, а чаще всего после уроков отводит тебя в сторону в место где никого из взрослых нет и начинают задавать вопросы:
- откуда приехал, чем занимался;
- из Краматорска, отца перевели в ваш город служить;
- тебе здесь нравится,  школа лучше чем там?
- да не знаю посмотрим (вот здесь необходимо держать паузу и быть на стреме так как это первый позыв к драке, тебе немного страшно, но этого нельзя показывать), но город мне с первого раза понравился;
- тебе, что не нравится наш город …. (или какой ни будь повод типа куришь).
В процессе этого диалога определяешь кто заводила и с кем тебе придется драться, как правило это какой ни будь упитанный пацан, он как правило нападает из подтишка, а заводила остается в стороне, поэтому лучше ожидать нападение (ты боишься, но если ты дашь слабину тебя будут пинать все кому не лень). И вот долгожданное нападение, ты даешь отпор по полной, мальчишки сами остановят драку и считай ты в коллективе. Даже если нос разбит или синяк под глазом ты свой.
Когда становился старше, то начинал понимать, что есть обязанности и чувство долга. Вот тогда и приходит та ответственность и перед трудностями которые ожидают в жизни, побеждает тот кто готов к ним или человек способный перебороть свой страх. Как говорится если человек ни чего не боится то этот человек умеет скрывать свой страх, а точнее просто его побеждает. Как первый прыжок с парашютом, когда надеваешь подвесную систему парашюта, страх незначительный, на первом контроле усиливается, но ты не показываешь виду так как над тобой все будут смеяться. На втором контроле страх еще сильнее и вот вы зашли в самолет, тут одновременно и страх и любопытство, мне в тот период казалось, что все замедлилось и все как во сне, но вот долгожданный прыжок, ветер, открытие парашюта и тишина, ты спускаешься к земле и после непонятного страха возникает ликование. Вот так наверное в древние времена ради минуты славы люди шли на войну, кто поживится, а кто защитить свой дом. Но самое интересное, что западные страны в руках с оружием распространяли Католическую религию, а другие веры считали не правильными. Об этом и пойдет разговор.

Начало
В центре нынешней Латвии есть город Алуксне, небольшой , красивый и как положено у Латгалов очень сильно ухоженный. Но в 12 веке этот небольшой городок относился к Ордену Меченосцев, это было тогда когда с южных краев по указанию папы Григория IX  Германский Тевтонский орден был перемещен из Месопотамии для несения истиной веры в странах Порусья и Жмуди. После поражения в битве при Сауле (Шауляй) в 1236 году, орден Меченосцев оказался на грани краха. Чтобы сохранить завоевания крестоносцев в Ливонии, остатки ордена Меченосцев влились в Тевтонский орден. Отделение Тевтонского ордена на территории Ливонии стало называться Ливонский орден который наследовал земли, находившиеся во владении ордена Меченосцев.
  Неподалеку от этого места на своем хуторе жил со своей семьей один человек, жили они бедно, покланялись Перкуну – богу грома и просили хорошего урожая или много дичи в лесах. При образовании Ливонского ордена их леса и поля были переданы во владение новых немецких хозяев комтуру. Что бы не умереть с голоду, он вынужден был принять новую веру и стать прислугой, в его обязанности входило убирать навоз в конюшне. Хозяин дал ему имя Ян, но все его называли Янис.
Как то раз он работал на конюшне, в это время там находились слуги его хозяина это были оруженосец Брунс и два конюших Ерс и Дачс.
- ты кто такой?  спросил Дачс.
- не видишь новый работник на конюшне.
- как тебя зовут?
- хозяин кличет Ян.
- ты откуда?
- тут недалеко с хутора.
- Ты Жмудь неумытая.
- нет я латгал.
Янис понимал, что его провоцируют, но знал четко, если он даст слабину, то ему придется быть прислугой и у этих слуг. Поэтому он решил стоять до конца.
- жмудь неумытая это вы, а я Латгал.
К нему начал подходить Ерс, довольно крупный и высокий. Подойдя ближе он замахнулся, Янис ударил его кулаком в живот, после этого завязалась потасовка. Результат который был предсказуем, но в результате этой потасовки среди них завязалась дружба.   И благодаря этой дружбе он со временем сумел стать вторым оруженосцем у своего господина. Его господина звали Вильгельм – вольный рыцарь, а точнее как они назывались полубрат, вслух произносить его имя запрещалось, его называли просто господин. У данного рыцаря был надел земли, где его подданные трудились, а полученную часть урожая и прибыли передавались Ордену. У него было 8 слуг кнехтов, двое носили его вооружение, трое ухаживали за лошадьми, а остальные помогали ему в житейских и военных делах. В обязанности Яниса входило, помогать господину одевать доспехи, носить вооружение и подавать пищу к столу, а на повседневных тренировках в ратном деле и охоте, то есть господин с ними отрабатывал свою технику боевого мастерства. Он был одет в серую тунику с Т-образным крестом, в шароварах и сапожках, на голове в повседневной жизни была шапочка из серой грубой ткани, поверх которой одевался металлический шлем.
Ранним утром рыцарь начал суетится, были подняты слуги и кнехты и начался сбор. Первым делом готовили вооружение и пропитание которое грузили на телеги.
- что случилось? спросил - Янис у Бруса.
- похоже будет, чем поживится, как раз моя обувь прохудилась.
- где это будет?
- сам не знаю, но похоже идем на Урусов.
Яниса начали терзать сомнения, он хорошо понимал, что будет. Его живот немножко начал побаливать и крутить, всякие нехорошие мысли начали лезть в голову. И зачем я поступил на службу, лучше бы я навоз бросал, я еще не готов да и молод и все в том духе. Но он четко осознавал, если он покажет слабость, то будет наказан своим господином, а для сослуживцев он будет посмешищем и возможно потеряет дружбу которая далась ему не легко, а дружбу ценил он выше всего.
Сборы длились почти все утро, в полдень Рыцарь и его свита из восьми человек и три повозки с провиантом выдвинулись в путь в сторону Риги. Проехав сутки они остановились на ночлег в районе Триката. Утром прибыл посыльный и отдал рыцарю письмо. Прочтя письмо рыцарь был раздосадован и подал команду возвращаться домой. Из письма следовало, что сбор войск назначено в Алуксне и ему предстоит организовать встречу и обеспечить все войско ночлегом и провиантом. К полудню, они прибыли на место и сразу началась подготовка к встрече основных сил.
Когда возвращались, Янис успокоился и думал, что войны не будет. Но когда они прибыли домой и началась работа, его опять охватило беспокойство.
К вечеру были установлены палатки, подготовлен провиант, а к утру начали прибывать крестоносцы, их размещали в палатках. В течении двух суток в поместье было много народа, складывалось впечатление, что муравейник заработал. Братья и полубратья собирались в замке и что то обсуждали. В этот период слуги рыцарей отдыхали, а придворные слуги постоянно, что то делали у них работы было много. На третий день начались тренировки, установили боевой порядок Клином. Впереди размещались конные рыцари в белых одеждах, по краям конные рыцари в серых одеждах, а внутри строя находились в пешем порядке кнехты. С утра до вечера они отрабатывали возможные маневры. Когда были перерывы, Яниса опять накрывали сомнения, но стоило ему стать в строй, он себя чувствовал более уверенно, но когда наступала ночь, он долго ворочался и не мог уснуть, поэтому он ждал тренировок с большим нетерпением.  Его поражало то, что тренировки проходили с такой интенсивностью, что многие воины валились с ног, а некоторые теряли сознание. На четвертый день тренировок боевой порядок был отработан, каждый знал свое место и свои задачи. Выдвижение войск в сторону Избора (Изборск) было назначено.

Изборск и Псков
Через двое суток Конно-пешая колонна, которая растянулась на несколько десятков верст пересекла границу Руси. Неподалеку от города Изборск, колонна остановилась, были расставлены палатки, выставлены караулы и проведена разведка. Войск противника не обнаружено.
Утром разведка донесла, что обнаружено скопление войск в направлении города Изборск им противостояла дружина Ярослава Всеволодовича и Изборских и Псковских отрядов. Была подана команда на сбор. Войско было готово к выступлению, построились в колонну и выдвинулись к полю сражения. К вечеру дошли до места, разбили лагерь и не снимая доспехов провели ночь. Шло лето 1240 год от рождества Христова. Ранним утром началось построение в боевой порядок, клином или как русичи называли свиньей.
Янис с Брунсом заняли свое место в строю рядом с господином, их друзей не было видно, они находились в рядах кнехтов. Янис спросил у Бруса:
- что за вонь такая.
Брус ему ответил:
- это тебе портки снял и сбегал, а рыцарям невозможно.
- они, что прямо в латы гадят.
- догадливый какой.
Яниса опять начали терзать сомнения, снова желудок его не слушался, коленки подгибались, голова с трудом работала. Увидев бледное лицо Яниса, Брунс похлопал его по плечу и сказал – у меня в первый раз тоже так было. Рыцарь скомандовал подать ему копье, Янис в замешательстве подал. А когда прошла команда «МАРШ», он понял на собственном опыте почему так воняет от рыцарей. Не подавая виду он двинулся со всем строем, хотя идти было не очень удобно, да и портки мокрые, но внутренне победив свой страх и стыд, он шел в неизведанное. 
Строй в виде клина был направлен в центр войска противника, и под кричалки  ровным порядком медленно шел в бой. За счет массовых кричалок нервы успокаивались и одна воинственная масса шла в бой без страха. Так же и Янис одурманенный всеобщей блейфорией влился в эту массу. И в боевом экстазе он не чувствовал ни страха и всех неудобств от медвежьей болезни. Внезапно он получил сапогом по лицу, рыцарь потребовал подать меч. Как бы очнувшись Ян подал ему его.
Не доходя ярдов 50-70 до врага белые рыцари перешли в галоп, кнехты еле поспевали за ними. Передовые отряды врезались в основные силы противника и стали углубляться вглубь разделяя их ряды. Янису показалось, что рыцари в белых одеждах как святые, он из далека видел как они уничтожают врага, а их не берет ни копье, ни секира и даже меч, а они как архангелы поражают неверных вначале копьями, а затем остальными видами оружия. Это предало ему еще больше уверенности, он взял свою алебарду и когда перед ним появился воин в шишаке и в кольчуге он с размаху нанес ему удар по левому плечу, воин устоял и занес над ним топор. Он быстро вонзил острый конец алебарды в грудь, воин обмяк и начал медленно опускаться, Янис хотел выдернуть алебарду обратно, но не мог, пытался разжать кисти рук, но они его не слушались, пальцы не разжимались. Он почувствовал как подкашиваются его колени и к горлу подступает тошнота, упал. Сколько пролежал не знает, очнулся когда услышал победный клич Ливонцев и его самого охватил дух победы. Он орал во все горло с чувством радости и всеобщей блейфорией.
К нему подошел Ерс и спросил как он. Увидев его положение он попросил Яниса сжать кулак, а потом медленно разжать, Янис сжал, но разжать у него не получалось.
- с тобой все ясно, у меня в первом бою было тоже самое, только я не обрыгался и в штаны не навалил, будем жить.
- а Дачс где?
- нет у нас одного друга, будет новый слуг у господина много.
Они молча пошли к своему господину, где их ждал Брус.
Изборск пал, Ливонцы собирали силы на Псков. Вместо Дачса появился Ганс из обоза. В Изборск они зашли к вечеру, было много добычи, но то, что понравилось господину приходилось отдавать.
Вечером за пределами города они разместились на ночлег возле костра и завели беседу.
- хорошая у Урусов обувь, как она называется? Спросил Янис.
- сапогами они называют, а какие у них женщины. Ответил Брус.
А Ерс сидел молча и рассматривал, свой трофей, ему досталась кольчуга и меч – даа умеют они делать кольчуги, вот только меч у них тяжелее нашего. Он все грустил о потерянном друге, но жизнь шла своим чередом.
- за что мы воюем с Урусами. Спросил Ян.
- у них вера не та, они варвары. Ответил Ерс.
- да нет у них тот же бог, что и у нас, я раньше бывал в Остове, когда мы были свободными. Только не так крестятся и все.
- вот ты сам себе и ответил. Вмешался Брус
-давайте спать, а то на Псков идти сил не хватит.
На утро был сбор и опять колонна двинулась в путь, но в этот раз постоянно высылали дозорных так как земля чужая. При подходе к Пскову сопротивления не было. Войско расположилось вдоль стен, начали готовится к осаде. Псковичи сами открыли ворота.
После этого начались повсеместные грабежи прилегающих деревень. Наш герой сначала стеснялся грабить крестьян, а потом поняв свое превосходство и безнаказанность стал как все, то есть влился в общее паршивое стадо. Через две недели их господин со своей челядью отбыл в свое поместье, теперь его сопровождали не три повозки, а шестнадцать.



Ледовое побоище

Прошло время еще было много походов, в основном под Новгород. Крестоносцы фактически окружили, этот город в радиусе 30 верст, но в1241 году русичи начали наступление, отбив у крестоносцев Копорье. Возведенную рыцарями в Копорье крепость разрушили. Зимой 1242 года Александр Невский неожиданно  освободил Псков и вступил в пределы Ордена, однако вскоре их авангард был разбит рыцарями. Александр отвел полки к восточному берегу Чудского озера и решил дать сражение.
На это сражение и отправились наши герои, сбор состоялся недалеко от города Дерпт, когда они туда прибыли, там уже все было готово к походу и опять колоннами они двинулись в путь на Новгород. Разведка донесла, что войско Новгородцев ждет их к бою на Ладожском озере, Магистр принял решение вступить в сражение. Выйдя на поле боя Янис обратил внимание, что битва будет проведена на льду. В этот раз для экипировки было время и поэтому рыцари не спеша примеряли снаряжение и готовили оружие. Как и раньше решили атаковать Кабаньей головой то есть клином.
Сидя возле палатки Ян, Брус, Ерс и Ганс вели беседу, а остальная челядь занималась своей обыденной работой, подносили угощении, приводили лошадей в порядок.
Янис говорил:
-  уже весна и я знаю эти места, хоть лед и толстый, но он рыхлый хотя стоят морозы, а если будет оттепель, то лед может не выдержать рыцарей ведь они тяжело одеты. Я бы на месте рыцарей одел бы легкую броню.
- да ты не понимаешь в этой броне рыцарь неуязвим, да и урусы тяжело одеты – отвечал Ганс.
- сразу видно, что ты с урусами не сталкивался они намного легче и одежда их проще.
- а что они по другому одеты?
- сразу видно, что ты неопытный.
- да ладно вам утро покажет сказал Брус.
На утро заиграли трубы они нехотя поднялись и начали не спеша одевать господина, тщательно подгоняя его сбрую. Зазвучали трубы и все воины заняли свои места. Кабанья голова была построена по законам того времени, шла весна 1242 года. Построение медленно, что бы не разрушить строй двинулась в сторону противника, четко держа порядок. Вдруг показались ряды русских войск. И тут Янис ощутил знакомый запах, но он исходил не от него, да видно много молодых набрали, подумал он. В этот раз он себя чувствовал самоуверенно, можно сказать расслабленно, что как правило приводит к многим ошибкам при ведении боя, но он этого не осознавал и был уверен в себе, был уверен в себе и войске. Сидя на лошади он подавал вооружение которое требовал его рыцарь, с легкостью и каким то пренебрежением.
Не дойдя до передовых отрядов противника, как под Изборском построение ускорило шаг, Ян пришпорил лошадь. С седла он видел, что передовые отряды врезались в ряды противника и он с боевым кличем шел вперед, но, что это такое строй резко остановился, почти развалился, прекратилось движение вперед, да так резко. Что случилось? – подумал он.
Видно противник сильнее, но он не мог догадаться об одном, что их строй который разбивал как правило передовые отряды, пятачком кабана, а в данном случае свиньи уперся в крутой берег, да еще на подходе заставленный телегами с цепями. Неподвижный строй осознавал Янис, это смерть и тут его охватило чувство страха, он чувствовал себя отрезвленным, как будто опустился с небес.
Первыми дрогнули рыцари, они четко осознавали данную ситуацию. Вдруг с боков на них набросились люли с палками на концах которых были крюки, палки были такие длинные, что конные не могли достать этих людей ни мечем ни секирой, а они ловко цепляли крюками и сбрасывали с лошадей. В этот момент головная часть рыцарей, братьев повернула назад и топча своих кнехтов и тяжелую пехоту прорывала себе дорогу.
У Яниса возникла боязнь не быть затоптанным рыцарями и он побросав вооружение развернул лошадь в обратном направлении и обгоняя своего господина, увидел конницу противника которая шла к ним наперерез. Он остановился и видя догоняющих рыцарей повернул направо, за ним также устремились все отступающие. Лошадь попала в полынью, он упал. В это время основная часть отступающих поравнялась с ним и он услышал хруст льда. Только он подумал, что здесь тонкий лед ему в голову попала стрела и он не чувствовал и не видел как под ним и небольшой частью пресловутого Ливонского войска проламывался лед Чудского озера. 

На чужом несчастье счастья не построишь.
Армавир 20.03.2017
Кононенко С.Б.