Глава 35

Анна Савелло
   Когда Виталий Дегтярев нажал кнопку «отбоя», окончив разговор, в его душе поселилась тревога. Он так и знал, чувствовал душой, что с его другом стряслось что-то нехорошее. С тех пор, как Володька уехал в Вайда-губу, от него не было ни слуху ни духу. Телефон мужчины не отвечал, лишь механический голос автоответчика бесстрастно сообщал Виталию, что данный абонент находится вне зоны доступа, и уже тогда Дегтярев почувствовал неладное, хотя и знал, что в поселке практически не ловит связь. С тех пор прошло достаточно длительное время, уже больше суток, а товарищ все никак не выходил на связь и не давал о себе знать, а после тревожного звонка Александры Беловой, Виталий понял, что его подозрения не напрасны. Нужно было действовать, причем срочно! Нужно было немедленно ехать туда!
      
   Сняв телефонную трубку, Виталий быстро набрал несколько цифр.
      
   - Диспетчерская слушает. – Коротко бросили на том конце провода.
      
   - Алло, Олег? Это Дегтярев. Олег, найди мне, пожалуйста, карту постов ДПС в районе населенного пункта Киркинес, это очень срочно. Я спущусь к тебе через минуту.
       
   - Будет сделано, товарищ подполковник. – Не задавая лишних вопросов, ответили на том конце провода.
       
   Виталий встал из-за стола, бросив беглый взгляд в широкое окно. Там, за непробиваемым бетонным забором, которым было обнесено здание штаба ГРУ, кипела другая, обыденная и повседневная жизнь. На улице уже почти стемнело, по дороге медленно ползли автомобили, с высоты седьмого этажа напоминая разноцветных, присыпанных снегом букашек со светящимися глазами-фарами. На город опускалась морозная зимняя ночь. Мелкие снежинки невесомо парили в воздухе, отражаясь в желтом свете фонарей, а затем мягко стелились на землю, укрывая ее белоснежными слоями. Виталий, как обычно, засиделся на работе допоздна, но это было в порядке вещей. Случалось и такое, что работы было совсем уж невпроворот, а Виталий слыл настоящим трудоголиком, так что мужчина частенько оставался ночевать прямо здесь, в своем кабинете, на мягком кожаном диване. Условия, которыми был оборудован штаб ГРУ, позволяли даже жить здесь, не выходя за пределы работы – здание имело достаточно крупный спортивный комплекс – теннисный корт, боксерский ринг, тренажерный зал, бассейн, тир, то есть отдельный отсек представлял собой все условия для отдыха офицеров, их занятий спортом. В свободное время, которого у подполковника было совсем мало, он любил сразиться на ринге со своим старшим сыном Кириллом, который работал здесь же, и недавно получил погоны капитана, тем самым став еще большей гордостью для своего отца.
       
   Подполковник закрыл кабинет и, спрятав ключи в карман брюк, направился вниз по лестнице. В огромных коридорах здания Главного Разведывательного Управления стояла тишина, большинство сотрудников уже закончили свой рабочий день и разъезжались по домам. Каблуки начищенных кожаных туфель Виталия отбивали решительную дробь, отдаваясь гулким эхом в тишине здания.
      
   В диспетчерской стоял полумрак, лишь за огромным монитором сидел невысокий лысеющий парень в очках, отхлебывая кофе из большой красной кружки.
      
   - Товарищ подполковник? – Он обернулся на скрип открываемой двери.
       
   - Как работается, Олег? Ты нашел для меня карту? – Виталий приблизился к столу диспетчера, и тот кивнул.
       
   - Как говорится, на службу не напрашивайся, и от службы не отказывайся. – «Блеснул» поговоркой Олег и встал с крутящегося кресла, уступая место Дегтяреву. – А то! – Нарочито хвастливо произнес он. – Вы еще сомневаетесь во мне? Конечно, нашел. Присаживайтесь, товарищ подполковник.
      
   - Так-так… - Перед Виталием открылась подробная карта федеральной трассы М-18, на которой маленькими красными точками значились посты ДПС, и мужчина внимательно уставился в монитор. На участке Мурманск-Киркинес находилось достаточно много объектов дорожно-постовой службы, но Виталий выделил ближайший из них, расположившийся в непосредственной близости к нужному населенному пункту.
       
   - Нужно позвонить на этот пост. Олег, срочно найди мне их телефон, я должен связаться с ними. – Распорядился Виталий.
         
   - Что-то случилось, товарищ подполковник? – Олег поправил очки и отставил в сторону кружку с уже остывшим и оттого безвкусным кофе.
       
   - Случилось… - Вздохнул Виталий. – Ну, ты поищи пока, а я позвоню старшине, нужно собрать резервную группу.
       
   - Значит, что-то серьезное… - Присвистнул Олег и озадаченно почесал гладко выбритый подбородок.
       
   - Алло? – Сняв телефонную трубку, громко произнес Виталий. - Это Дегтярев. Соберите группу быстрого реагирования и как можно скорее!.. Все объясню потом, ситуация не терпит отлагательств! – Не терпящим возражения тоном произнес мужчина, и добавил. – Сколько человек есть в расположении?
       
   - Четырнадцать. – Коротко отрапортовали на том конце провода. – Выдвигаться всем?
       
   - Пожалуй, половина пусть остается на месте. – Поразмыслив несколько секунд ответил Дегтярев, а про себя подумал: «Мало ли, что еще может случиться в регионе», но не произнес это вслух.
         
   - Вас понял. – Не задавая лишних вопросов, ответил старшина.
         
   Дегтярев положил трубку на рычаг и произнес:
         
   - Олег, я пока поднимусь к себе, а ты как можно быстрее соедини меня с этим постом. И еще, распечатай мне карту.
       
   - Секундочку. – Олег быстро провел нехитрые манипуляции и уже через несколько секунд из недр принтера с тихим жужжанием выполз листок бумаги с напечатанной на нем картой постов ДПС.
         
   - Спасибо. – Виталий подхватил листок и, покинув диспетчерскую, поднялся к себе в кабинет, находящийся этажом выше.
         
   Не успел мужчина открыть дверь, как «ожил» телефон на его столе.
         
   - Товарищ подполковник, соединяю вас с постом. – В трубке послышался голос Олега, а затем зазвучали длинные гудки. Спустя несколько секунд громкий баритон произнес:
      
   - Сержант Михайлюк слушает.
      
   - Вас беспокоит ГРУ. Подполковник Дегтярев.
      
   На том конце трубки произошла секундная заминка. Михайлюк явно не ожидал такого звонка, еще бы, не каждый день их, простых ГАИшников, удостаивают своим вниманием разведчики, тем более, сам подполковник. Странно, чего это им понадобилось?
       
   - Здравия желаю, товарищ подполковник. Чем обязан? – Голос ГАИшника резко переменился, приобретя подобострастный тон.
       
   - Неподалеку от вашего поста, на заправке при въезде в Киркинес находится девушка. – Произнес Виталий. - Ее зовут Александра Белова, возможно, она без документов. Заберите ее и отвезите к вам на пост, она очень важный для нас свидетель.
         
   Сержант хмыкнул, удивившись неожиданной просьбе подполковника:
      
   - Что ж, хорошо. Мы сейчас же выезжаем за ней.
      
   - Я скоро подъеду. – Сообщил Виталий. – Позаботьтесь о ее безопасности.
       
   - Будет сделано, товарищ подполковник. – Кивнул Михайлюк, а про себя удивленно присвистнул – вот-те раз! Просьба, поступившая от самого подполковника ГРУ, была не то что неожиданной, а даже странной. Интересно, чем эта неизвестная женщина так интересна важным «шишкам» из Разведывательного управления? Ну и дела! Что ж, в любом случае, требовалось выполнять приказ, а причина, по которой эта девушка стала столь важным свидетелем, уже его не касалась.
       
   Виталий бросил телефонную трубку на рычаг и накинул пальто. Уходя, он машинально окинул взглядом свой кабинет. Мужчина всегда делал это, каждый раз, когда покидал рабочее место, словно беспокоясь, все ли предметы находятся на своих местах. Надо сказать, что он не терпел беспорядка, и каждая вещь, каждая бумага, находилась на своем, определенном месте. Вот и сейчас, ничего не изменилось. В его просторном, современно оборудованном кабинете царил идеальный порядок, лишь телефон небрежно застыл на краю широкого дубового стола, глядя своими многочисленными безжизненными кнопками-«глазами» на своего владельца.
      
   Мужчина щелкнул выключателем, погасив свет. На душе никак не хотело исчезать тревожное чувство, и теперь, кажется, оно усилилось.
      
   Во дворе штаба Виталия уже ждал бронированный грузовик с черными номерами. Около машины стояли и курили несколько крепких мужчин – бойцы спецназа ГРУ. Все как один, были одеты в военную форму с шевронами и бронежилеты, а также хорошо вооружены. Все, как на подбор, были крепкими, сильными, выносливыми, еще бы, они являлись представителями элиты военного спецназа, закаленными постоянными тренировками. Каждый из них ранее, до поступления сюда, уже служил в различных других военных подразделениях, а некоторые даже успели побывать в «горячих точках». Обширный послужной список являлся неоспоримым преимуществом в критериях отбора в спецназ ГРУ.
      
   - Товарищ подполковник. – От группы отделился один, бравый темноволосый парень без головного убора. – Объясните, что случилось и куда мы направляемся?
       
   - Не беспокойся, Костя. – Виталий торопливо похлопал его по плечу. – Ситуация крайне важная, поэтому у меня нет времени, чтобы все объяснять. Я беру это дело под свой контроль. Поехали. – Мужчина залез в кабину автомобиля рядом с водителем, а спецназовцы, один за другим, ловко и быстро погрузились в кузов.
       
   - В сторону Киркинеса. – Обратился Виталий к водителю и протянул ему распечатанную карту постов ДПС. – Нам нужно вот на этот пост. – Мужчина ткнул пальцем в небольшую точку, обведенную красным маркером.
       
   Шофер кивнул и молча завел автомобиль. Создавалось впечатление, что он и вовсе не умел говорить, настолько молчаливым и довольно угрюмым он был, но зато очень хорошо, практически наизусть знал местность, и ему даже не требовался навигатор.
      
   Ехали почти в полной тишине, лишь бойцы в кузове изредка перебрасывались парой приглушенных фраз. Лица у всех были серьезными, словно каменные маски, а Виталий задумчиво смотрел на дорогу. Ничто в его спокойном выражении лица не выдавало внутреннюю тревогу, бушующую в душе. Неужели, с другом случилось что-то действительно плохое? А ведь он предупреждал Володьку, чтобы он не ехал в Вайда-губу один, чтобы немного подождал и они вместе, в сопровождении бойцов из спецназа, выдвинулись бы на Рыбачий, но нет, этот упрямец как всегда поступил по-своему. Главное, чтобы не оказалось поздно. Виталий предполагал, что по пути в Вайда-губу они обязательно столкнутся с «Церберовцами», и специально для этого он подготовил еще один козырь. Исключено, что солдаты из частного подразделения будут препираться с ГРУ, но на всякий случай мужчина продумал вариант в случае, если что-то пойдет не по плану.
         
   Конечно, для операции по захвату вооруженной преступной группировки, каковой по сути и являлся «Цербер», требовалось достаточно долгое время, ведь это опытные солдаты, и их просто так не возьмешь, а времени у Виталия уж точно не было, поэтому, на свой страх и риск, приходилось импровизировать. Он был готов предоставить объяснения вышестоящему начальству в случае, если возникнут вопросы по поводу такой спешки и совершенной неподготовленности, но сейчас Виталий думал только о том, чтобы успеть вытащить товарища из беды.
         
   В последнее время Володька, словно магнитом, притягивал к себе все большие и большие неприятности, которые так или иначе были связаны с делом, в которое он добровольно ввязался. Сначала стрелявшие ему в спину солдаты из «Цербера», потом тот случай, когда за ним следил то ли сержант, то ли лейтенант из Печенгского райотдела, затем неожиданный арест за оружие, которого сроду не имел Маханьков, теперь его внезапное и тревожное исчезновение в Вайда-губе... Все это было не просто странно, а очевидно, что Маханьков автоматически стал опасным свидетелем, и после того самого дня, как он решил помогать Александре, его жизнь подверглась угрозе.
       
   Бронированный УАЗ выехал на федеральную трассу и, увеличив скорость, быстро помчался по заснеженному шоссе. Мимо мелькали придорожные домишки, заправки, магазины, указатели, на которых значилось количество километража до следующих населенных пунктов, а затем картину сменили заснеженные поля. Легковые и грузовые автомобили двигались по шоссе, трасса была довольно оживленной даже в это вечернее время. С громким гулом мимо протарахтела серая махина бензовоза с надписью «Осторожно! Огнеопасно!»
      
   Снег усилился, его крупные хлопья прилипали к тонированным стеклам грузовика, и водитель включил «дворники», которые тут же монотонно заездили вправо-влево, смахивая снег. Свернув на мост, ведущий через Кольский залив, перед пассажирами открылась необъятная чернота морской бездны. Где-то далеко, на самом горизонте, среди моря мелькали яркие крохотные огоньки. Это были баржи, рыболовецкие, грузовые и пассажирские суда, спешащие в порт. 
      
   Дорога здесь была уже не такой ровной и довольно безлюдной, практически не было видно машин. Яркий свет фар освещал указатели - Печенга, Никель… До Киркинеса оставалось рукой подать и вскоре впереди действительно замаячила сине-белая, обшитая пластиком будка поста ДПС. Кажется, приехали. Поодаль, у дороги стояли две машины с мигалками и характерными опознавательными знаками. Автомобиль ГРУшников притормозил у обочины, и одна их машин призывно помигала фарами, издав протяжный гудок. Патрульный заметил бронированный УАЗ и характерные черные номера.
      
   Виталий подал знак бойцам в кузове, чтобы сидели на месте, а сам раскрыл дверцу и торопливо спрыгнул с подножки грузовика.
      
   Сильный порыв ветра задул ему в лицо, и мужчина плотнее запахнул воротник пальто.
       
   Из патрульной машины вышел человек в синем бушлате ГАИшника, махая Виталию рукой.
       
   - Ничего себе! Подполковник ГРУ собственной персоной! Сержант Михайлюк. – Он расплылся в заискивающей улыбке и даже изобразил что-то типа подобострастного поклона, а затем протянул Виталию руку. – Похоже, случилось что-то серьезное, товарищ подполковник? – Он бросил беглый взгляд из-под нависающей на лоб шапки в сторону бронированного автомобиля ГРУшников.
         
   Вместо ответа Дегтярев быстро пожал руку сержанту. Рукопожатие подполковника было крепким, несмотря на немолодой уже возраст, в нем чувствовалась крепкая закалка.
         
   - Вы нашли Александру Белову?
         
   Патрульный кивнул в сторону постовой будки и зябко спрятал пухлые руки в карманы ватника.
         
   - Ваш важный свидетель уже внутри. Вы правы, при ней действительно не было никаких документов. Похоже, девушка очень напугана, она боялась садиться к нам в машину, все твердила о каком-то «Цербере»… - Протянул он. – Только когда я сказал, что мы от вас и не причиним ей зла, она немного успокоилась.
         
   - Идемте же внутрь, скорее. – Виталий быстрым шагом направился к будке.
         
   - Здравия желаем, товарищ подполковник. – В помещении сидели и лениво попивали чай еще несколько ГАИшников, и при виде Дегтярева все, как один, отдали честь.
         
   В дальней крохотной каморке горел приглушенный свет лампочки, болтающейся без абажура под потолком. Внутри было тепло, старый спиральный обогреватель был включен в розетку. На колченогом деревянном табурете сидела женщина, и Виталий сначала даже не понял, сколько ей лет. Насколько он помнил, Володька описывал Александру как молодую привлекательную даму, а эта женщина уж никак не походила под описание товарища, скорее смахивая на потрепанную жизнью бездомную. Растрепанная, одетая в грязную, местами рваную фуфайку, она представляла собой действительно жалкое зрелище. Слипшиеся пряди волос бесформенно висели вдоль бледного исхудалого лица, на котором выделялся покрасневший нос. Двумя руками женщина крепко сжимала большую эмалированную кружку с дымящейся жидкостью. При виде Виталия в запавших от бессонных ночей глазах промелькнула искорка надежды.
       
   - Александра? – Удивленно произнес мужчина.
       
   - Вы… Вы подполковник Дегтярев? – Едва слышно выдавила девушка, часто моргая, словно не веря своим глазам, а затем, не выдержав, тихо расплакалась.
       
   На несколько секунд Дегтярев растерялся, но затем подошел к несчастной девушке и заботливо, как-то по отечески обнял ее за плечи.
       
   - Успокойтесь, пожалуйста, Александра.
       
   - Вам не нужна наша помощь? – Сзади, как тень, возникла приземистая фигура сержанта Михайлюка. Он с любопытством, вытягивая шею, пытался заглянуть за плечо подполковника, чтобы понять, что происходит.
         
   - Спасибо, сержант. Вы и так сделали все что могли. – Обернулся Виталий и одобрительно улыбнулся парню, а затем вновь обратился к Саше. – Расскажите же, что с вами произошло.
       
   Немного успокоившись, девушка все еще продолжала всхлипывать:
       
   - Мой… мой дедушка там… он умирает… Володя остался с ним… Им нужна помощь…
         
   - Где они? Объясните же! Они остались в Вайда-губе? - Только сейчас Виталий обратил внимание на большое синюшное пятно у нее на щеке, которое в середине кровоточило. Похоже, она получила сильное обморожение.
         
   - Они… они в подземном ходу… Они не смогли выбраться… Володя ранен… Они убьют их!..
         
   - Кто? Солдаты из «Цербера»? – Виталий пытался заглянуть в глаза Саше.
         
   - Да! Они ищут нас! – Приглушенно шепнула она.
         
   - Мы сейчас же выдвигаемся туда! – Воскликнул Виталий и добавил. – Вы останетесь здесь, Александра. Тут я могу гарантировать вам полную безопасность. Я сейчас же распоряжусь, чтобы сержант Михайлюк с ребятами отвезли вас в ближайшую больницу.
      
   - Нет! – В отчаянии воскликнула Саша. – Я должна поехать с вами.
      
   Виталий покачал головой и твердо возразил:
      
   - Вы не можете так рисковать. Вам срочно нужна неотложная медицинская помощь, вы в ужасном состоянии.
      
   - Я в порядке! – Внезапно твердо возразила девушка. – Я должна поехать с вами! – Повторила она, сделав особое ударение на слове «должна». – Без меня вы не найдете подземное укрытие.
       
   Дегтярев на секунду задумался, глядя куда-то в сторону, а затем решительно произнес:
         
   - Что ж, тогда поехали.