Заплатки

Ольга Коваленко-Левонович
Рассказ отца.

Одно время работал я в милиции на Севере. На аэросанях, санях, на глиссере по Оби начальника возил.

А зимой учился в вечерней школе для сельской молодёжи. В техникум меня взяли после 7 класса, а потом не было возможности учитья, ни средств, ничего, а я человек уже взрослый, отслужил.

Однажды в КПЗ привели одного пьяницу, ханта.
- Будешь, - говорю, - дрова пилить.

Есть осуждённые – им уже наказание назначено, а есть - подследственные…
Сельская глубинка… Общая камера для 15-суточников, на день отпускают их, чтобы дрова пилить, для организации, детсада или больницы….

Хант, что привезли, вроде бы нормальный парень. Закончил работу, говорю:
 – Домой поедешь? Тебя отпустили.
А он:
 – Да не на чем. Обещали приехать с соседнего села, стойбища, заберут. А сейчас-то некуда.

Я говорю:
– Ну ладно, пойди у меня день-два переночуй.

Пожалел. А он - вшивый! Вши от него по полу поползли… Но из дому не выгонишь. Утром вшей веником подметал. Хлоркой обрабатывал кругом. Даже на стул садиться страшно было. Такого количества вшей никогда в жизни не видел.

Заметил, что ему с непривычки жарко. Снял он свою одежду, из оленей кожи сшитую, потом пиджак старый. Я обратил внимание на его одежду, на малицу – шубу с рукавицами, с шапкой сразу, как платье. Пять заплатин на лопатке, из другой шерсти, выделяются. Думаю – какая мне разница.

Когда он снял малицу, положил на пол, смотрю, на его сером пиджаке такие же заплаты, из простого материала, красные, розовенькие, белые. Аккуратно пришиты.

И когда он снял пиджак, то у него что-то наподобие майки. У ней - тоже!
Я говорю:
-Сними эту свою, шушмуру-то.
- Ну, - говорит, - посмотри, посмотри. На спине тоже такие шрамы.
Я говорю:
– Расскажи, что это за знаки такие?

- В прошлом году собака лаял, лаял, в ельнике, а я белку смотрю, смотрю, искал, искал, искал, потом чую, кто-то мне сзади в ухо дышит, оглянулся – а медведь стоит! Я даже ничего не успел ему сказать, он меня как лапой шибанёт! Больше ничего не помню… Лежал, подняться не могу, а женщина на собаках, за дровишками, тальником поехала. И как раз через этот перелесок. Собаки её попёрли к моей собаке. Та скулила… Она увидела, меня, вместо дров домой привезла. Самолётом меня отправили. Вылечили. А больше я этого медведя не видел. Берлога рядом была, собака подняла, а я не разглядел. Крутился, он подбежал ко мне, меня ударил, толкнул.

Я говорю:
- А что же он, обычно по голове бьёт...

Но, видимо, такой запах был от него, что медведю не понравилось. От себя отшвырнул. Но хорошо все когти отпечатались. Насквозь - малицу, пиджак, майку, кожу… А жрать не стал.